Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Государственные органы и профессиональные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Казахстан




Государственные органы и профессиональные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, и их функции

Разъяснения правил поведения принимаются в случае необходимости разъяснения практикующим аудиторам правил поведения в конкретных ситуациях и не носят обязательного характера. Однако в конфликтных ситуациях дипломированный бухгалтер должен объяснить допущенные отступления от правил.

Этические нормы представляют собой опубликованные ответы на вопросы о правилах поведения, поступившие от аудиторов и заинтересованных. Они так же как и разъяснения правил поведения, не обязательны, но практикующий аудитор должен объяснить отход от этих правил

Несмотря на то что в США институт аудитора достаточно стабилен, проблемы соблюдения этических норм практикующими аудиторами все равно актуальны. Как и в любой профессии. Реальный уровень работы у разных специалистов различен. Одни действуют на очень высоком уровне, другие – как можно ближе к минимальному уровню. Некоторые специалисты не соблюдают даже минимальные требования, и обществу остается только надеяться, что таких специалистов немного.

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных норм поведения должно быть гарантировано высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.

Этические нормы различных профессиональных организаций отличаются друг от друга по своей структуре и содержанию, но неизменными остаются основополагающие принципы: независимости; объективности; внимательности; конфиденциальности; профессиональной компетентности;

Основным принципом является принцип независимости. Соблюдение этого принципы обуславливает общественную необходимость аудита: без соблюдения принципа независимости аудит финансовой отчетности теряет всякий смысл.

Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний. Он не должен подчиняться каким-либо властным структурам и у него не должно быть никаких личных интересов.

Аудиторы обязаны отказываться от оказания профессиональных услуг, если у клиента есть обоснованные сомнения в их независимости.

Различают независимость фактическую и внешнюю (формальную) независимость аудитора.

Под фактической независимостью понимается способность аудитора сохранять непредвзятое отношение к клиенту на протяжении всего процесса аудита. Важно, чтобы общество объективно признало независимость аудитора и было в нем уверено.

Под формальной независимостью подразумевается доверие пользователей финансовой отчетности к независимости аудитора. Ценность аудита значительно уменьшится, если несмотря на фактическую независимость аудитора, пользователи результатов работы будут полагать, что мнение сформулировано под влиянием каких-либо обстоятельств или третьих лиц.

К таким обстоятельствам, наносящим ущерб независимости аудитора либо позволяющим сомневаться в его фактической независимости относятся:

Принцип объективности предполагает, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем информации.

Объективность – это образ мышления, принимающий во внимание только факты, имеющие отношение к данному делу. Объективность предполагает интеллектуальную честность.

Аудиторы wобязаны объективно рассматривать возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений. Аудитор должен быть прямолинейным, правдивым и искренним в подходе к профессиональной работе. Точная, объективная оценка результатов деятельности хозяйствующего субъекта – необходимая предпосылка для принятия пользователями информации правильных решений.

В соответствии с принципом внимательности аудиторы при выполнении профессиональных услуг должны серьезно и внимательно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать свою работу и контролировать работу подчиненных специалистов.

В соответствии с принципом профессиональной компетенции достаточный профессиональный уровень оказываемых аудиторских услуг обеспечивается необходимой компетентностью аудитора, т.е. объемом знаний и навыков, достаточных для добросовестного и профессионального выполнения принятого аудитором обязательства. Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче квалификационного экзамена, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг.

Одним из важней принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Конфиденциальную информацию о делах клиента, полученную при оказании профессиональных услуг, аудитор должен охранять в тайне без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентом. Аудитор не имеет право использовать конфиденциальную информацию для собственной выгоды или для выгоды третьих сторон, а также в ущерб интересам клиента.

Можно выделить и другие принципы аудита как: научность, оперативность, конкретность, подотчетность, суждение, ценность и т.д.

Кроме того, профессиональными этическими нормами поведения аудиторов определяются и другие стороны взаимоотношений аудитора в обществе в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей: налоговые отношения, отношения между аудиторами, плата за профессиональные услуги, публичная информация, реклама и др.

Этические нормы призваны поднимать престиж аудиторской профессии. По мере роста самосознания аудиторов независимо от существующих правил каждый специалист должен определить для себя содержание понятия «профессиональное поведение».

 

В нашей стране в определенной степени аудиторская деятельность регулируются Правительством Республики Казахстан, в компетенцию которого входит следующие функции:

1) определяет уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области аудиторской деятельности;

2) определяет организации с участием государства, для которых аудит обязателен, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;

3) утверждает правила лицензирования аудиторской деятельности и квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности.

Непосредственное участие в регулирования аудиторской деятельности в Республике Казахстан осуществляют следующие государственные органы и профессиональные организации:

1.Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК.

2.Профессиональные аудиторские организации: Палата аудиторов РК и Коллегия аудиторов РК;

3.Квалификационные комиссии по аттестации аудиторов, созданных в названных профессиональных аудиторских организациях.

Основным уполномоченным государственным органом, определенным Правительством РК для регулирования в стране аудиторской деятельности, является Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК. Он выполняет следующие функции, которые указаны в действующем законе «Об аудиторской деятельности»:

1.обеспечивает реализацию государственной политики в области аудиторской деятельности;

1-1)ведет реестр аудиторов;

1-2)разрабатывает и утверждает квалификационные требования к аудиторским организациям, которые допускаются к проведению обязатель-ного аудита, а в отношении обязательного аудита финансовых организаций – по согласованию с уполномоченным государственным органом по регули-рованию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

1) утверждает порядок аккредитации профессиональных организаций;

2) проводит аккредитацию и ведет реестр профессиональных организаций;

3) разрабатывает правила лицензирование аудиторской деятельности и квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности;

5) осуществляет лицензирование аудиторской деятельности и ведение реестра аудиторских организаций;

6) публикует в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках сведения о выдаче, приостановлении, лишении и прекра-щении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

7) утверждает порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы;

8) утверждает Правила формирования и осуществления деятельности Квалификационной комиссии;

9) обеспечивает условия для распространения стандартов аудита;

10)осуществляет проверку деятельности профессиональных организаций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

11) определяет порядок осуществления проверок профессиональных организаций;

12) выносит предупреждение профессиональным организациям в случаях несоблюдения законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности;

13) определяет перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными и аудиторскими организациями;

14) осуществляет проверку деятельности аудиторских организаций в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

15) утверждает формы реестров аудиторских и профессиональных организаций;

16) взаимодействует с другими государственными органами, профессиональными организациями и иными организациями по вопросам аудиторской деятельности.

Предметом проверки, проводимой уполномоченным органом в отно-шении аудиторов, аудиторских организаций при имеющихся материалах о нарушении законодательства, является соответствие их деятельности требованиям законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности.

Главными профессиональными организациями, регулирующими аудиторскую деятельность в стране, являются аккредитованные профес-сиональные аудиторские организации (ПАО) «Палата аудиторов Республики Казахстан» и «Коллегия аудиторов Республики Казахстан».

Их права и обязанности закрепляется законодательством.

Профессиональные организации вправе:

1) осуществлять внешний контроль качества аудиторских организаций;

2) проводить курсы по повышению квалификации аудиторов, выдавать сертификаты о прохождении курсов в порядке, установленном уполномоченным органом;

3) анализировать, обобщать и распространять опыт работы аудиторов и аудиторских организаций;

4) представлять интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;

5)рассматривать споры аудиторов, аудиторских организаций, являю-щихся их участниками, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;

6) проводить рейтинг аудиторских организаций и публиковать в периодических печатных изданиях;

7)участвовать в работе международных организаций по бухгалтерскому учету и аудиту;

8)разрабатывать, издавать и распространять учебную литературу, методические рекомендации, периодические печатные издания в области аудиторской деятельности;

9)давать рекомендации по стандартам аудита и иным вопросам аудиторской деятельности;

10)по итогам проведенного внешнего контроля качества исключить из профессиональной организации лиц, допустивших нарушения стандартов аудита и Кодекса этики;

11)разрабатывать и утверждать учебные программы повышения квалификации аудиторов.

Профессиональные организации обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, стандарты аудита, Кодекс этики;

2) в течении шести месяцев с момента получения аккредитации создать Квалификационную комиссию;

3) обеспечивать своих членов нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области аудиторской деятельности;

4) разрабатывать и принимать Кодекс этики, способствовать развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;

5) обеспечивать соблюдение аудиторами и аудиторскими органи-зациями требований стандартов аудита, Кодекса этики;

6) в случае принятия (выбытия, исключения) членов, а также изменения персонального состава рабочего органа управления сообщать об этих изменениях уполномоченному органу;

7) предоставлять информацию о своей деятельности в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Профессиональная организация лишается свидетельства об аккреди-тации в случае, если:

1) в течение шести месяцев с момента получения аккредитации не создает Квалификационную комиссию;

2) десять процентов от средней численности, но не менее пяти аудиторских организаций-членов профессиональной организации за двенадцать календарных месяцев были лишены лицензии на осуществление аудиторской деятельности без ходатайства со стороны такой профессиональной организации;

3) систематически (более двух раз подряд) в течение года нарушала Правила аккредитации;

4) предоставляла заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и свой деятельности;

5) в течение трех месяцев не устранена причина, по которой вынесено предупреждение уполномоченного органа;

6) несоответствие Кодекса этики требованиям Кодекса этики Международной Федерации бухгалтеров.

Профессиональные организации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

В составе профессиональных аудиторских организаций имеются Квалифицированной комиссий по аттестации кандидатов в аудиторы.

В действующем Законе РК «Об аудиторской деятельности» закреплены о ней следующие положения:

«1) Квалификационная комиссия создается профессиональной органи-зацией, являющейся ее учредителем, с численностью не менее десяти аудиторских организаций.

2) Квалификационная комиссия является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме учреждения, и действует на основании положения (устава).

3) Квалификационная комиссия не вправе создавать филиалы и представительства.

4) В состав квалификационных комиссий входят по одному представителю от уполномоченного органа.

5) Председателями квалификационных комиссий избираются аудиторы, занимающиеся аудиторской деятельностью, из числа их членов простым большинством голосов сроком на три года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд.

6) Финансирование и материально-техническое обеспечение деятель-ности квалификационных комиссий осуществляются учредителями (участниками) за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

7) Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу аттестации кандидатов в аудиторы, которая должна соответствовать международным стандартам финансовой отчетности, утвержденным Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности, стандартам аудита и законодательству Республики Казахстан.

8) Квалификационные комиссии обязаны представлять в уполно-моченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия решения протокол заседания с указанием номера квалификационного свидетельства и нотариально удостоверенные копии документов, представленных в Квалификационную комиссию лицами, которым была присвоена квалификация «аудитор».

9) В случае нарушения порядка проведения аттестации кандидатов в аудиторы, уполномоченный орган вправе обжаловать решение квалифи-кационных комиссий в судебном порядке».

Эти положения законодательного акта положены в основу Правил формирования и осуществления деятельности Квалификационных комиссий по аттестации кандидатов в аудиторы Республики Казахстан, утвержденных Министром финансов Республики Казахстан от 19 март а2009 года №115.

Формирует Квалификационную комиссию высший орган управления профессиональной организации из чисел кандидатур, представленных аудиторскими организациями и аудиторами, являющимися членами этой профессиональной организации.

Председателя Квалификационной комиссии избирает ее члены после формулирования ее состава.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемым планом работы.

Заседание считается правильным при наличии не менее 51 процента от общего числа членов Комиссии. Внеочередные заседания Комиссии проводятся по требованию Председателя Комиссии или не менее трех членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя Комиссии.

Принятые решения оформляются протоколом, который подписывается Председателем Комиссии и членами Комиссии, присутствующими на заседании.

Ведение делопроизводства, подготовка протоколов обеспечиваются секретарем Комиссии.

В случае систематия неучастия членами Комиссии в очередных заседаниях (не менее 3 (трех) очередных), Председатель Комиссии вносит предложение в высший орган управления профессиональной организации и (или) уполномоченный орган об исключении представителя из состава Комиссии и его замене.

В случае лишения свидетельства об аккредитации профессиональной организации, созданная его Комиссия не вправе осуществлять права и нести обязанности, предусмотренные указанными Правилами с момента вынесения приказа о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации.

Комиссия возобновляет свою профессиональной организации с вновь выданным свидетельством об аккредитации профессиональной организации либо на основании выступившего в законную силу судебного акта.

При выбытии представителя аудиторской организации – члена Комиссии из состава профессиональной организации или увольнении представителя уполномоченного органа, высший орган управления профессиональной организации или уполномоченный орган осуществляет замену соответствующих лиц.

В состав Комиссий входят по одному представителю от уполномоченного органа.

Уполномоченный орган письменно уведомляет Комиссии о представителе уполномоченного органа, который будет входить в состав Комиссий.

Уполномоченный орган присваивает номера квалификационных свидетельств «аудитор» лицам, прошедшим аттестацию кандидатов в аудиторы на основании информации из реестра аудиторов.

В ходе проведения аттестации кандидатов в аудиторы представитель уполномоченного органа в аудиторы в письменном виде вносит Председателю Комиссии замечания при выявлении нарушений порядка проведения аттестации кандидатов.

Комиссия незамедлительно рассматривает эти замечания и при необходимости принимает меры по их устранению.

Представленные замечания и решения, принятые по ним должны включаться в протокол заседания Комиссии.

В случае неустранения нарушений Комиссией и (или) необоснованного отклонения замечаний представителя уполномоченного органа по нарушениям порядка проведения аттестации кандидатов в аудиторы, уполномоченный орган обжалует решение Комиссий в судебном порядке.

Комиссии:

· разрабатывают и утверждают программу аттестации кандидатов в аудиторы, которая должна соответствовать международным стандартам финансовой отчетности, утвержденным Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности, международным стандартам аудита и налоговому, гражданскому, банковскому, страховому, пенсионному законодательствам Республики Казахстан;

· утверждают состав обзорной, организационной и оценочной групп;

утверждают даты проведения квалификационных экзаменов;

· принимают документы на аттестацию кандидатов в аудиторы;

· проводят аттестацию кандидатов в аудиторы, посредством рассмотрения результатов квалификационных экзаменов;

· в целях улучшения качества аттестации кандидатов в аудиторы привлекают на договорной основе практикующих аудиторов и бухгалтеров, преподавателей специальных дисциплин, ученых;

· в течение месяца с даты принятия решения о выдаче квалификационного свидетельства «аудитор» публикуют решение Комиссии о присвоении квалификации «аудитор» на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан;

· по результатам проведенной аттестации кандидатов в аудиторы выдают квалификационные свидетельства «аудитор» по форме согласно приложению к настоящему приказу и личную печать аудитора с указанием номера квалификационного свидетельства «аудитор», фамилии, собственного имени, а также, по желанию - отчества;

· организовывают процесс приема квалификационного экзамена;

· своевременно извещают кандидатов в аудиторы о месте и времени проведения аттестации кандидатов в аудиторы;

· обеспечивают надлежащие условия для проведения квалификационного экзамена;

· не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания извещают представителя уполномоченного органа, входящего в состав Комиссии, о месте и времени проведения заседания Комиссии;

· принимают решения по замечаниям и предложениям представителя уполномоченного органа;

· представляют в уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия решения протокол заседания с указанием номера квалификационного свидетельства и нотариально удостоверенные копии документов, представленных в Комиссию лицами, которым была присвоена квалификация «аудитор».

Обобщая данную главу, можно сделать вывод о том, что регулирование аудиторской деятельности в Республики Казахстан осуществляется по третьей (смешанной) концепции, в которой имеет место объединение и принципов государственного и общественного регулирования, т.е. оно осуществляется на паритетном участии государства и профессионального сообщества.

1. Какую роль в регулировании аудиторской деятельности играет «Закон об аудиторской деятельности» в Республике Казахстан?

2. Кто в Казахстане осуществляет функцию регулирования аудиторской деятельности»?

3. Какой орган в Казахстане осуществляет функцию контроля за аудиторской деятельностью?

4. Представьте структуру кодекса профессиональной этики аудиторов

5. Кто и как осуществляет регулирование аудиторской деятельности на международном уровне?

 

 

Тема 5. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ КАНДИДАТОВ В АУДИТОРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.