Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандарты аудита, их значение и виды




Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Казахстан

 

В Республике Казахстан регулирование аудиторской деятельности осуществляет государство через соответствующие законы, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования ее со стороны общественных организаций аудиторов. Так, действующий Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности от 20 ноября 1998 г. №304-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2012 года)» был разработан Правительством, обсужден и принят Парламентом и утвержден Президентом Республики Казахстан.

Система регулирования аудиторской деятельности в нашей стране состоит из трех уровней, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

К первому уровню относятся действующий Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и другие законы, касающиеся вопросов регулирования аудиторской деятельности.

Ко второму уровню относятся международные стандарты, разработанные Советом по международным стандартам аудита и выражения уверенности (СМСАВУ) и нормативные правовые акты аудита, утвержденные Правительством Республики Казахстан, соответствующими министерствами и ведомствами, а также внутренние Положения профес-сиональных аудиторских организаций, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Третий уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации на базе международных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских организаций, их ноу-хау. Такие стандарты определяют действия аудиторов в конкретных условиях, качество их работы и престиж аудиторских организаций.

В Республике Казахстан аудиторская деятельность регулируется следующими законодательными и нормативными правовыми актами, приведенными в таблице 1.

 

Таблица 1. - Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Казахстан.

Уровни регули-рования № п/п Наименование законодательного и нормативного правового акта
А. Законы, Кодексы Республики Казахстан
     
I   Законы:
1. «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. №304-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2012 года)
2. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года №234 - III
3. «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторской организации» от 13 июля 2003 года № 440-II
4. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года №220
5. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года №2444
6. «О лицензировании» от 11 января 2007 года №214- III
7. «Об акционерных обществах» от 13мая 2003 года №415- II ЗРК
8. «Обинвестициях» от 8 января 2003 года №373 – II
9. «О естественных монополиях и регулируемых рынках» от 9 июля 1998 года №272 – I
10. «О производственном кооперативе» от 5 октября 1995 года №2486
11. «О зерне» от 19 января 2001 года №143 – II
12. «О потребительском кооперативе» от 8 мая 2001 года №179- II
13. «О национальном банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года №2155
14. «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года №124 – III
15. «О пенсионном отчислении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года №136- I
16. «О государственном регулировании гражданской авиации» от 15 декабря 2001 года №271 – II
17. «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 года №276 – II
18. «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» от 25 декабря 2000 года №133- II
19. «О секъютеризации» от 20 февраля 2006 года №126- III
20. «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года №2828
21. «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года №461- II
22. «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года №303 – III
23. «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 года №474 – II
24. «Об иностранных фондах в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года №576- II
25. «О банкротстве» от 21 января 1997 года №67- I
  Кодексы:
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года №268-XIII (по состоянию на 25 августа 2011 г.)
2. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля1997 года №167- I
3. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2004 года №155- II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 февраля 2011)
4. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года №209- II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 ноября 2010 года)
5. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года №548- II
  Стандарты и нормативные правовые акты
II 1. Сборник международных стандартов аудита и контроля качества – 2009/пер.с англ./, г.Алматы – 984 с.
2. Международным стандарты финансовой отчетности 2006. – Алматы: ИД «БИКО», 2008. – 512 с.
3. Национальные стандарты финансовой отчетности №1 и №2, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года №218
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2007 года №601 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований к аудиторской деятельности».
5. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 ноября 2006 года №434 «Об утверждении квалификационных требований к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита».
6. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2008 года №54 «Об утверждении формы информации по страхованию гражданско-правовой ответственности аудиторской организации».
7. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 декабря 2008 года №586 «Об утверждении Правил представления финансовой отчетности в депозитарии».
8. Постановление Правления Национального банка Республики Казахстан от 20 июля 2007 года №81 «О сроках составления аудиторского отчета финансовых организаций и его представления в уполномоченный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций».
9. Приказ председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию деятель-ности регионального финансового центра г.Алматы от 3 апреля 2008 года №04.2-09/78 «Об утверждении квалификационных требований к аудиторским организациям для допуска финансовых инструментов на специальную торговую площадку регионального финансового центра г. Алматы»
10. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 июля 2006 года №265 «Об утверждении Правил аккредитации профессиональных аудиторских организаций»
11. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1сентября 2006 года №333 «Об утверждении Правил осуществления проверки аккредитованных профессиональных аудиторских организаций»
12. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 июля 2006 года №275 «Об утверждении перечня форм и периодичности представления отчетности аккредитованными профессиональными аудиторскими организациями»
13. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 июля 2006 года №278 «Об утверждении Правил выдачи сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов»
14. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2009 года №115 «Об утверждении Правил формирования и осуществления деятельности квалификационных комиссий по аттестации кандидатов в аудиторы Республики Казахстан»
15. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 июля 2006 года №273 «Об утверждении Правил проведения аттестации кандидатов в аудиторы» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.09.2010 г.)
III Внутренние стандарты аудиторских организаций

Закон «Об аудиторской деятельности» является основным правовым законодательным актом, относящимся к первому уровню документов, регулирующих отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республики Казахстан. Он включает в себя 30 статей.

В статье 1 приводятся основные понятия, используемые в настоящем Законе.

В статье 2 «Законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности» указывается, на чем основывается и из чего оно состоит.

В статье 3 «Аудиторская деятельность» указывается, кто имеет право на занятие аудиторской деятельностью и какие услуги помимо аудита могут оказывать аудиторские организации по профилю своей деятельности.

В статье 4 перечисляются основные принципы аудита, а в статье 5 указываются виды аудита и перечисляются организации, подлежащие обязательному аудиту.

В статье 6; 7 и 7-1 отмечаются Компетенции Правительства Республики Казахстан и Уполномоченного органа в регулировании аудиторской деятельности.

В статье 8 «Аудитор» даются ответы на вопросы: в скольких аудиторских организациях аудитор может осуществлять свою деятельность и быть участником в качестве аудитора?

В статье 9 «Аудиторская организация» отмечается в какой организационно-правовой форме она может быть создана; указываются при каком условии иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в нашей стране, сколько аудиторов должно быть как минимум в составе одной аудиторской организации, какова должна быть составлять доля их в ее уставном капитале и что обязан иметь руководитель аудиторской организации, чтобы занимать эту должность.

В статье 10 «Профессиональные организации» отмечается, что аккредитация профессиональной организации подтверждается свидетель-ством об аккредитации по форме, утвержденной уполномоченным органом, которое действительно на всей территории Республики Казахстан.

Профессиональные организации являются некоммерческими органи-зациями и действуют на основании устава, применяемого на общем собрании их членов.

Учредителями и участниками профессиональных организаций могут быть только аудиторы и аудиторские организации, которые выступают членами только одной профессиональной организации.

В статье 11 указываются права и обязанности профессиональных организаций.

В статье 12 «Лишение свидетельства об аккредитации» указывается, в каких случаях профессиональная организация лишается свидетельства об аккредитации.

В статье 13 «Аттестация кандидатов на присвоение квалификации аудитор» указывается, какие лица допускаются к аттестации, что они получают при успешном прохождении аттестации, и когда допускаются к повторному прохождению аттестации лица, не прошедшие ее.

В статье 14 «Квалификационная комиссия» раскрываются, кем и при каких условиях она создается; какой она является организацией и какую организационно-правовую форму она имеет; кто входит в ее состав и кто может быть Председателем этой комиссии и как он избирается, сколько сроков он может занимать эту должность; кто осуществляет финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Квалификационных комиссий. Здесь указываются права и обязанности Квалификационной комиссии. Далее в этой статье отмечается, что в случае нарушения порядка проведения аттестации кандидатов в аудиторы, уполномоченный орган вправе обжаловать решение Квалификационной комиссии в судебном порядке.

В статье 15 указываются порядок лишения квалификационного свидетельства «аудитор» и когда допускаются к повторной аттестации лица, лишенные квалификационного свидетельства «аудитор».

В статье 16 излагается порядок лицензирования аудиторской деятельности, приостановления действия и лишения лицензии и когда рассматривается заявление на выдачу лицензии аудиторской организации, которая была лишена лицензии.

В статье 17 «Договор на проведение аудита» указываются, на основе чего строятся отношения между аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами, что должно включать в себя договор на проведение аудита. Здесь же отмечается, что сведения, полученные аудиторской организацией при исполнении договора, составляют коммерческую тайну, нарушение которой влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

В статье 18 «Аудиторский отчет» указывается, что в нем содержится, кем он подписывается и чем заверяется, кем утверждается и чем заверяется, что еще указывается в аудиторском отчете.

В статье 18-1 отмечаются особенности проведения аудита финансовой организации.

В статье 19 «Контроль качества и его виды» отмечается, на что направлен контроль качества и указываются его виды. Здесь подчеркивается, что внешний контроль осуществляется профессиональной организацией в отношении своих членов один раз в три года и что аудиторская организация вправе обжаловать заключение профессиональной организации в судебном порядке.

В статье 20 «Права и обязанности аудиторов» указаны права и обязанности аудиторов, а в статье 21- права и обязанности аудиторских организаций.

В статье 22 «Страхование аудиторской деятельности» указывается, что аудиторские организации обязаны заключить договор страхования граж-данско-правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда при осуществлении аудита и отмечается в каком порядке должно осуществляться это страхование.

В статье 23 «Ответственность аудиторов и аудиторских организаций» говорится об ответственности аудиторов и аудиторских организаций за нарушение законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности, а также условий заключенного договора.

В статье 24 «Ограничение права на проведение аудита» указывается в каких организациях и при каких условиях запрещается аудиторским организациям проведение аудита.

В статьях 25 и 26 указаны права и обязанности аудируемого субъекта, а в статье 27 – ответственность аудируемого субъекта.

В статье 28 «Рассмотрение споров» указывается в каком порядке разрешаются споры, возникающие между аудиторами, аудиторскими организациями, а также между ними и аудиуемыми субъектами.

В статье 29 «Переходные положения» изложены переходные положения, а в статье 30 порядок введения в действие настоящего Закона.

Таково вкратце содержание Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями) по состоянию на 12.01. 2012 г.) /39/.

Другие Законы Республики Казахстан значительно различаются по их регулированию аудиторской деятельности. В одних (Гражданский Кодекс РК) больше внимания уделяется регулированию отношений между государственными, юридическими, физическими лицами и субъектами аудита, в других (Уголовный Кодекс, Кодекс РК «Об административных правонарушениях» и др.) – ответственности аудиторов и аудиторских организаций, в третьих («Об акционерных обществах», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «Об естественных монополиях» и др.) – определению особенностей проведения аудита деятельности соответствующих субъектов хозяйствования.

Любая человеческая деятельность должна протекать в определенных рамках и руководствоваться определенными стандартами.

Стандарт (от английского standard –норма, образец, мерило) в широком смысле слова означает:

1.«образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопо-ставления с ними других подобных объектов;

2.нормативно-технический документ, устанавливающий единицы вели-чин, термины и их определения, требования к продукции и производствен-ным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей и т.д.;

3. нечто шаблонное, трафаретное».

Стандарты распространяются на различные сферы деятельности: науку, образование, технику, промышленность и сельское хозяйство, строительство, транспорт, здравоохранение и др. Коснулась стандартизация и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.

Аудиторская деятельность, как было отмечено выше, регулируется стандартами и нормативами, относящимися к документам второго уровня регулирования.

В профессиональной литературе встречаются различные определения понятия «стандарты». Вот как трактуют его американские ученые.

Стандарты аудита «регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов» - пишет Дж. Робертсон.

«Стандарты аудита, - утверждают А. Аренс и Дж. Лоббек, - «это общие руководящие материалы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по аудиту завершенной финансовой отчетности».

Д.Р. Кармайкл и М. Бенис этому понятию дают такое определение: «Стандарты аудита - это качественные критерии определения процедур аудита, а также цели, которые достигаются в результате их применения».

Известный украинский специалист в области учета, финансового контроля и аудита Н.Т. Белуха трактует его следующим образом: « Стандарты аудита, - пишет он, - это общие руководящие материалы для помощи ауди­торам в выполнении их обязанностей по аудиту финансовой отчетности. В них представлены профессиональные требования и качества (компетент­ность, независимость, объективность) аудитора и аудиторских заключений и доказательств (свидетельств). Целью составления стандартов аудита является установление общих правил аудиторской деятельности по организации и ме­тодике проведения».

В Законе Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» понятие «стандарты» сформулировано следующим образом: «Правила (стандарты) аудиторской деятельности - представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации».

Почти все российские авторы учебников и учебных пособий по аудиту придерживаются этого определения, за исключением отдельных. Так, например, С.В.Панкова определяет это понятие так: « Стандарты аудита - это до­кументы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг».

Из отечественных ученых стандартам аудита наибольшее внимание уделил С.Х. Кошкимбаев, который выпустил монографию по этой проблеме, где пишет что «стандарты аудита определяют нормативные требования к качеству и достоверности аудита и обеспечивают определенный уровень независимости, объективности, профессиональной компетентности, конфи-денциальности информации о результатах аудиторской проверки. И далее он пишет: «Стандарты аудита определяют методологию подхода к проведению аудиторской проверки, а также базовые принципы, виды отчетов ауди­торов, которым должны следовать все аудиторы – профессионалы независимо от условий, в которых проводится аудиторская проверка».

Г.А. Юдина и М.Н. Черных считают, что «аудиторские стандарты представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и содержат основные принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности».

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что стандарты аудита – это нормативные документы, устанавливающие единые требования к аудиту и определяющие принципы и порядок его проведения.

Следует отметить, что нельзя путать понятия «стандарты аудита» и «аудиторские процедуры», под которыми понимаются определенный порядок и последовательные действия аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств, осуществления аудита финансовой отчетности и оформления его результатов.

Стандарты аудита выполняются независимо от условий, в которых проводится аудит, не меняются в зависимости от времени проведения аудита, а процедуры могут быть различными при различной сложности сис­темы учета (компьютерная или нет), видах проверяемого предприятия и при других конкретных условиях. Поэтому в аудиторских отчетах указывается, что проверка выполнена в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, а не в соответствии с аудиторскими процедурами.

Значение стандартов состоит в том, что при их соблюдении они обеспечивают:

· определение масштаба аудиторских процедур и методику их проведения;

· определенный уровень независимости и объективности;

· профессиональную компетентность, поскольку заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;

· единообразие аудиторской практики;

· качество аудита;

· рационализацию и снижение трудоемкости аудиторской работы;

· сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций.

Однако ценность стандартов не ограничивается этими пунктами. Они помогают аудитору вести переговоры с клиентами, а последним – понять процесс аудита и определения меры ответственности аудиторов; исполь-зуются при разработке учебных программ для подготовки аудиторов, а также формирования единых требований для проведения квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью; содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений.

В профессиональной литературе стандарты аудита подразделяются на четыре вида:

1) общие стандарты;

2) рабочие стандарты;

3) стандарты отчетности;

4) специфические стандарты.

Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним.

Важнейшими требованиями общих стандартов, предъявляемых к аудитору, являются: профессионализм, компетентность, независимость, объективность, тщательность, надлежащее внимание при проведении аудита. К общим стандартам относятся цель и общие принципы аудита, условия соглашения по аудиту, использование работы другого аудитора, знание субъекта и его среды, сопутствующие услуги.

Рабочие (специальные) стандарты – правила, которыми руководствуются аудитор при выполнении задач аудита. Они включают в себя подготовку к проведению аудита, надзор, сбор достоверных сведений, соответствующие изучение и оценку средств внутреннего контроля. К рабочим стандартам аудита относятся: планирование, аудиторские доказательства, аудиторская документация, использование работы эксперта, аналитические процедуры, аудиторская выработка, существенность в аудите, контроль качества аудиторской работы и др.

Стандарты отчетности представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудита. В зависимости от объекта аудита и целей аудиторские отчеты могут составляться в следующих формах: вывод – для заключения аудитора по результатам проверки финансовой информации; отчет – для выражения мнения по проверке финансовой отчетности и финансово – хозяйственной деятельности аудируемого субъекта; письмо – для управляющих организациями; замечания –для руководства небольших организаций.

Цель отчетов состоит в том, чтобы прокомментировать те недостатки в учетных записях, системах учета и контроля, которые могут привести к значительным ошибкам; дать конструктивные советы; определить, что может иметь значение для будущих проверок.

Информация, представленная в отчетах, должна быть четкой и ясной, надежной и компетентной, а также независимой, объективной, правдивой и конструктивной, содержать руководство к действию. Стандарты отчетности требуют, чтобы в аудиторском отчете содержались исчерпывающие сведения о характере аудита и степени ответственности аудитора.

Специфические стандарты представляют собой правила, которыми руководствуется аудитор при проведении аудита в отдельных областях деятельности. К ним, например, относятся стандарты аудита банков, страховой деятельности и др.

В практике аудиторской деятельности существуют 3 уровня стандартов аудита:

1) международные;

2) национальные;

3) внутренние.

Стандарты более низкого уровня не должны вступать в противоречия со стандартами более высокого уровня, и их требования не должны быть ниже.

Поскольку Республика Казахстан перешла на Международные стандарты аудита, приняв их в качестве национальных, рассмотрим эти стандарты в отдельном параграфе, а здесь остановимся на характеристике внутренних стандартов аудита, их значении и составляющих.

Внутренние стандарты аудита представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских фирм, осуществлению и оформлению аудиторских услуг.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

· соблюдению требований MCA;

· уменьшению трудоемкости проверок;

· использованию для проведения аудита сотрудников фирмы;

· увеличению объема выполняемых аудиторских услуг;

· повышению качества выполняемых работ;

· усовершенствованию технологии аудита.

Поскольку внутренние стандарты имеют большую значимость для экономического и общественного статуса аудиторской организации, их содержание являются коммерческой тайной. Обычно они подписываются разработчиками и обязательно утверждаются руководителем аудиторской органи­зации.

Внутренние стандарты включают следующие блоки:

1) структура аудиторской организации, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие по­ложения Международных стандартов аудита, принятых в нашей стране в ка­честве национальных стандартов;

3)методики проведения аудита по отдельным объектам бухгалтерского учета и элементам финансовой отчетности;

4)организация сопутствующих аудиту услуг.

Стандарты первого блока раскрывают специфику работы аудиторской организации, ее организационное устройство, принципы взаимоотношений с клиентами и определяют права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения MCA. Они могут быть классифицированы по таким группам, как:

· ответственность аудиторов;

· планирование аудита;

· изучение и оценка системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта;

· получение аудиторских доказательств;

· использование работы третьих лиц;

· порядок формирования выводов и выражения мнений по финансо­вой отчетности;

· специализированные внутренние стандарты.

К ним относятся внутренние стандарты, отражающие специфические особенности аудита кредитных учреждений, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и других организаций.

Основу документации этого блока составляют:

· перечень нормативных документов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

· состав первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета;

· классификатор возможных нарушений по определенным участкам;

· последовательность выполнения аудиторских процедур;

· вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирова­ния аудита.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудита по разделам и счетам бухгалтерского учета и аудита правоустанавливающих документов, правовой экспертизы договоров, учетной политики предприятия. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны они для начинающих аудиторов и сотрудникам организации, участвующим в проверке.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские организации выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по восстановлению учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутренние (внутрифирменные) стандарты должны удовлетворять таким требованиям, как:

· целесообразность - при разработке стандартов следует учитывать их

практическую значимость, актуальность и приоритетность;

· преемственность и непротиворечивость, т.е. обеспечивать согла-сованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

· полнота и детализация - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать,

· единство терминологической базы - обеспечение единства терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутренних стандартов - трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.

Внутренние стандарты - часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.

Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандар­та, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты - интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать со­держание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентиро­вание ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской ор­ганизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.