Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Федеральный бюджет




6.

5.

4.

2.

1.

Экономический анализ бюджетных показателей.

Исполнение бюджета.

Рассмотрение и утверждение бюджета.

Порядок составления проекта бюджета.

Бюджетный процесс, принципы его организации. Стадии бюджетного процесса.

Понятие бюджетного планирования.

Бюджетное планирование – важная составная часть финансового планирования, подчинения потребностям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявления резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Принципы бюджетного планирования:

1) Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами.

2) Адресный и целевой характер направления бюджетных средств.

3) Непрерывность планирования годового бюджета.

4) Стабильность финансовых показателей (норм налоговых ставок, смет).

В процессе бюджетного планирования определяется финансовая политика; объём финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете на очередной финансовый год; источники поступления средств; величина дефицита бюджета; объёмы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия; величина государственного долга и расходы по его обслуживанию. Бюджетное планирование во многом предопределяет распределительные процессы в экономике, в частности определяются масштабы и пропорции перераспределения чистого дохода предприятий, секторов и отраслей экономики; оказывается воздействие на размеры их накоплений; доля участия предприятий и населения в формировании поступлений в бюджет.

 

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, который представляет собой совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчёта об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти. Важное условие бюджетного процесса – это соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент;

· Органы законодательной (представительной) власти;

· Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы);

· Органы денежно-кредитного регулирования;

· Органы государственного и муниципального финансового контроля;

· Государственные внебюджетные фонды и др.

Задачи бюджетного процесса:

1. выявление материальных и финансовых резервов страны;

2. максимально приближенный к реальности расчёт расходов бюджетов;

3. обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

4. согласование бюджетов с реальной экономической программой;

5. осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разных уровней, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение бюджета;

3. исполнение бюджета;

4. составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение.

Продолжительность бюджетного процесса более года – первая, вторая стадии; год – третья стадия, полгода – четвертая стадия. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом носит название счётный период.

В основе бюджетного процесса лежат определённые, присущие только бюджетному процессу, принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет с максимальной пользой для развития общества:

1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджет состоит в том, что бюджетная система РФ должна объединить все бюджетные доходы и расходы государства в федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и местных бюджетов. Нормами бюджетного права подробно регламентируется, когда и в какую именно часть бюджетной системы должен поступить соответствующий доход и произведен соответствующий расход.

2) Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности, в течение времени отведённого на составление бюджетов всех уровней, в полном объёме установить все источники и размеры бюджетных доходов, выявить внутрихозяйственные резервы и источники накопления, что даёт возможность определить оптимальные размеры средств направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.

3) Гласность и публичность в бюджетном процессе выражается в том, что на всех стадиях происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета на предстоящий год и обсуждение итогов по бюджету прошедшего года.

4) Принцип ежегодности бюджета имеет большое экономическое и политическое значение. Ежегодность даёт возможность выявить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспечить повседневный контроль за рациональным использованием государственных ресурсов. Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах представляется возможность более полно учесть и конкретизировать происхождение под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производительности труда, промышленного производства, национального дохода и.д.

5) Принцип специализации показателей бюджета. Он проявляется в конкретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов по целевому назначению. Этим целям служит бюджетная классификация.

6) Балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и доходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами экономической деятельности и регионами. Важное его условие – соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип – главная цель всей финансовой политики.

7) Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступивших доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счёта бюджета, за исключением операций по использованию федерального бюджета, осуществляемых за пределами страны.

 

3.

 

Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти, ему предшествует разработка планов прогноза развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства (СФБ). В денежной форме СФБ выражает социально экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и НД, учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направления использования. Между СФБ и федеральным бюджетом существует тесная связь. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, а бюджет конкретно развернуто. СФБ отражает требования финансовой политики, а бюджет обеспечивает проведение ее в жизнь. Структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету. При составлении бюджета на предстоящий год используются разные методы:

1) Метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения.

2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода, умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода.

3) Экстраполяционный метод определяет финансовые показатели на основе их динамики, исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространение полученных сумм на будущий год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

1) Объем ВВП и НД на очередной финансовый год и темпы их роста,

2) Уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего финансового года)

Также исходным моментом работы над составлением проекта федерального бюджета служит бюджетное послание президента, которое содержит намеченную бюджетную политику и приоритеты страны на финансовый год. Оно направляется Федеральному собранию непозднее марта, года, предшествующего планируемому.

На первом этапе формирования Федерального бюджета Министерством экономического развития и торговли осуществляется разработка и выбор правительством прогноза социально экономического развития страны на очередной финансовый год и параметров прогноза на предстоящие 3 года. На основании этих документов Министерство финансов разрабатывает проект Федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и перспективный финансовый план на предстоящие 3 года. Одновременно с этим правительство рассматривает предложения о увеличении МРОТ и государственных пенсий, о порядке индексации з/пл бюджетникам и пенсий в очередном финансовом году и на среднюю перспективу. Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия правительством основных характеристик бюджета: направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета; уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методики формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования бюджета заключается в распределении федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета РФ.

Составленный и согласованный проект Федерального бюджета правительство до 15 августа вносит на рассмотрение в Гос. Думу. Одновременно с проектом предоставляются следующие документы:

1) предварительные итоги социально экономического развития страны за истекший период.

2) Прогноз социально экономического развития страны на предстоящий год.

3) Прогнозы сводного финансового баланса на предстоящий год.

4) Прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год.

5) Основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год.

6) Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям Федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации на предстоящий год.

7) Федеральные целевые программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из Федерального бюджета на предстоящий год.

8) Федеральная адресная инвестиционная программа.

9) Оценка ожидаемого исполнения Федерального бюджета за текущий год.

10) Поквартальное распределение доходов и расходов Федерального бюджета на предстоящий год.

 

Проект Федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом Гос. Думы направляются в его Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения, на основании которого решается вопрос о принятии проекта Федерального бюджета к рассмотрению в Гос. Думе. Все материалы направляются президенту, Совету Федерации, Комитетам Думы, в счетную палату для внесения замечаний и предположений и на заключение. Комитеты, утвержденные советом Гос. Думы, ответственны за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения целесообразности, актуальности, финансовой возможности. Получив заключение от каждого комитета, Комитет Гос. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение в Гос. Думу, которая начинает рассматривать его в четырех чтениях. При необходимости правительство направляет в Думу изменения и дополнения в законодательные акты о налогах.

В рамках первого чтения утверждается общая сумма доходов и расходов бюджета и его дефицит или профицит, в случае отклонения в первом чтении проекта бюджета Гос. Дума может направить его в Согласительную комиссию, вернуть законопроект правительству на доработку и поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении утверждаются расходы по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов, принятого в первом чтении, а также размер федерального фонда финансовой поддержки регионов.

В третьем чтении Гос. Думой рассматриваются следующие показатели Федерального бюджета:

1) Распределение расходов по подразделам функциональной классификации расходов.

2) Распределение средств фонда финансовой поддержки регионов по субъектам РФ.

3) Расходы на федеральные целевые программы.

4) Перечень защищенных текущих расходов.

В четвертом чтении за законопроект голосуют в целом, внесение в него поправок не допускается.

Принятые Государственной Думой бюджет и Федеральный закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета федерации. Указанный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дней он не был рассмотрен. В случае отклонения этого бюджета Советом Федерации обе палаты парламента могут создать согласованную комиссию. После рассмотрения возникших разногласий бюджет подлежит повторному рассмотрению Гос. Думой. В случае несогласия Гос. Думой с решением Совета Федерации бюджет считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы. Принятый закон о Федеральном бюджете в течение 5 дней передается президенту для подписания и обнародования, на это ему отводится 14 дней. При отклонении бюджета до начала финансового года Гос. Думой принимается федеральный закон о финансировании государственных расходов из Федерального бюджета в первом квартале текущего года.

 

 

Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансирование всех запланированных по бюджету расходов. Порядок исполнения бюджета устанавливает правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта федерации и органами местного самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов, а также вся система органов управления финансами РФ. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджета, т. е. на органы Казначейства возлагается организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единство кассы, которая предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Единый счет Федерального бюджета находится в ЦБ. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

А) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет Федерального бюджета;

Б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих налогов и сборов;

В) возврат излишне уплаченных сумм доходов;

Г) учет доходов Федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией;

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений, называемыми главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств – орган гос. власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган гос. власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий год.

Федеральное Казначейство ведет сводный реестр получателей средств Федерального бюджета и Главную книгу Казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением и расходованием средств.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года предоставляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении Федерального бюджета за прошедший финансовый год. Отчет сопровождается следующими документами:

А) отчетом о расходовании средств резервного фонда;

Б) отчетом Мин. Финансов и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд кредитов.

В) отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований.

Г) отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года.

Д) отчетом Федерального Казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении Федерального бюджета и заключения Счетной Палаты Гос. Дума принимает одно из следующих решений:

1) об утверждении отчета об исполнении Федерального бюджета.

2) об отклонении отчета об исполнении Федерального бюджета.

 

 

Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей, их обоснованности структуры динамики. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении. Анализ должен быть:

1) Конкретным, т. е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономические или финансовые явления, процесс, тенденцию.

2) Системным, т. е. представлять собой систему аналитической работы по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей.

3) Оперативным, т. е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы.

4) Объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин факторов, определяющую выявленную динамику, тенденции.

Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа:

1) Проверка, свод, группировка необходимых данных.

2) Аналитическая обработка (сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями).

3) Подведение итогов анализа, основные выводы.

4) Разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Методика экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частичную. Общая методика одинаково применима при анализе, как общих итогов, так и частичных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. К ней относится определение задач анализа, подбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных и использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей.

Практическое применение частичной методики определяется уровнем бюджета, видами доходов и направлениями расходов, количеством и качеством данных, которые обеспечивают наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки, предположительными выводами, которые могут быть по результатам анализа. Материально экономический анализ исполнения бюджета оформляется в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Т. о. этот документ – своеобразный отчет о работе соответствующего финансового органа, ведомства, т. к. свидетельствует о мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявление резервов в мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.