Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12 Сущность и роль страхования в системе общественных отношений




4.

3.

2.

1.

Управление государственным долгом.

Государственный долг и его виды.

Формы государственного кредита.

 

 

 

Гоударственный. кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и физических или юридических лиц с другой, при которых государство выступает в качестве6 заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств. Если государство выступает кредитором, то оно предоставляет средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнения других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом. В отличии от двух первых видов кредитных отношений (кредитор и заемщик), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких – либо дополнительных затрат. Но на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой увеличение расходов из централизованных денежных фондов. Особенности государственного кредита:

1) добровольный характер,

2) Основой государственного кредита является его возвратность и платность,

3) При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности,

4) На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретно целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность,

5) Как и любой другой заемщик государство привлекает средства на заранее определенный срок. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

1) Через фискальную функцию осуществляется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщиков, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Фискальная функция выражается в более равномерном распределении налогового бремени по времени. Источником погашения долгов по ранее полученным государственным займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан страны. Т.о. фискальная функция позволяет перераспределить во времени налоговую нагрузку на население.

2) Регулирующая функция связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость. Используя государственный кредит государство оказывает положительное влияние на производство и занятость по следующим направлениям:

1) Кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж, поддерживая их в конкретной борьбе на внешних рынках.

2) Компе5нсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого и среднего бизнеса.

3) Выдавая кредиты на развитие социально значимых производств.

4) Защищая товары отечественного производства за счет займов за рубежом.

5) Выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.

Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест.

3) Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на экономику страны. Опыт некоторых развитых стран показывает возможность позитивного воздействия долга на экономику. Как правило это связано с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, получаемых государством от продажи ценных бумаг. Но чаще возникает ситуация, когда государственный долг оказывает не стимулирующее, а отрицательное влияние, сдерживая рост экономики, ограничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление. Основными показателями негативного воздействия долга на национальную экономику являются:

1) Невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взиманием налогов для финансирования обслуживания долга.

2) Удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом доходности государственных ценных бумаг.

3) Сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокращение масштабов национального производства.

4) Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов. Но она имеет свои специфические особенности:

· Тесно связана с деятельностью государства и составлением централизованного фонда денежных средств.

· Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.

· Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:

1) по эмитентам:

- Займы, размещенные центральными органами управления,

- Займы, размещенные территориальными органами управления.

2) В зависимости от места размещения: внешние и внутренние.

3) В зависимости от обращения на рынке:

- рыночные займы. Свободно продаются и покупаются, являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

- нерыночные, не могут свободно менять своих владельцев, они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств не государственных пенсион6ных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4) В зависимости от срока привлечения средств:

- краткосрочные (со сроком погашения до 1 года),

- среднесрочные (от 1г. До 5 л.)

- долгосрочные (свыше 5 лет).

5) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

- закладные, обеспечиваются конкретным залогом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти.

- беззакладные, не обеспечиваются ничем определенным. Обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Выпускаются в основном центральными органами управления. Их надежность исключительно высока и потому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:

- обязательства с правом досрочного погашения.

- обязательства без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств не актуален только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например: заемщик выпустил облигации с ежемесячным фиксированным доходом 12%, а через 1 год ставка уменьшилась и составила 6%, в этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Возможны 2 способа погашения задолжности:

1) единовременно и 2) частями. Если кредит погашается частями, выделяют 3 варианта:

1) Равными частями в течении определенного срока, например четырех лет. Так если сумма займа составила 10 млн. долл., то ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.

2) Возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй 2 млн. долл., в третий 3 млн. долл., в 4 – 4 млн. долл.Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается увеличение налоговых поступлений, или объект, ан строительство которого привлекают заемные средства постепенно набирает мощность и начинает приносить прибыль.

3) Снижающимися долями: в 1год – 4млн. долл., во второй - 3 млн. долл. и т.д.Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

 

В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг – долговые обязательства правительства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Различают государственный и общегосударственный долг. Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает задолжность не только правительства, но и органов управления. Входящих в состав государства. Долгjвые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями. Иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов.

2) Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ.

3) Договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

4) Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых Федеральных законов.

5) Соглашений и договоров, в т.ч. международных, заключенных от имени РФ о пролонгации (перенесении срока платежа) и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Гос. долг состоит из задолжности прошлых лет и вновь возникшей. Государственный долг также может быть внутренним и внешним. Кредиторами по внутренним займам выступают лица, являющиеся резидентами данного государства, Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке, Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.

 

Управление представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Цели управления государственным долгом:

1) Экономические:

· минимизация стоимости привлекаемых внешних займов,

· улучшение условий рефинансирования и переоформления задолжности,

· снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга,

· повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов,

2) политические: поддержание стабильности функционирования политической системы,

3) социальные:

· своевременное финансирование социальных программ,

· обеспечение социальной стабильности.

4) Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

Цикл управления государственным долгом состоит из трех стадий:

1) Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно административное регулирование привлечения негарантированных кредитов частными лицами.

2) Управление размещением гос. долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа привлекаемых ресурсов:

1) Финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга.

2) Бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы передаются на финансирование текущих бюджетных расходов, в т.ч. на обслуживание внешней задолжности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов является наимеее эффективным из существующих.

3) Смешанное бюджетно- финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих потребностей, так и на развитие экономики в целом.

3) Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех источников: из бюджета, за счет золотовалютных резервов, собственности и из новых заимствований.

Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию. Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга. Конверсия представляет собой все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства- должника. Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований, путем их обмена на национальные активы (национальную валюту, акции, облигации, товары).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.