Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм управления эколого-экономическими системами




 

Важную роль в обеспечении экологической безопасности страны, а также в устойчивом функционировании сферы природопользования и охраны окружающей среды играет механизм управления эколого-экономическими системами. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение задач экономического развития и проблем сохранения качества окружающей среды, является одной из главных задач управления природопользованием и природоохранной деятельностью.

При этом цель управляющих воздействий зависит от уровня управления эколого-экономической системой. Так, для национальной и региональной эколого-экономических систем такими целями могут быть:

- повышение качества жизни за счет повышения качества окружающей среды;

- обеспечение устойчивого экономического роста;

- повышение степени самообеспеченности ресурсами.

Целями управления для локальной эколого-экономической системы могут быть:

- снижение воздействия предприятия на окружающую среду и уменьшение вероятности экологических аварий;

- снижение финансовых потерь в результате негативного воздействия на окружающую среду;

- повышение конкурентоспособности предприятия.

Исходя из представленных целей управления, назовем основные задачи государственного управления эколого-экономическими системами.

К ним можно отнести:

1. Обеспечение экономической и экологической безопасности страны.

2. Снижение материало- и энергоемкости производства.

3. Повышение качества и производительности труда во всех отраслях экономики.

4. Рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды.

С целями и задачами государственного управления эколого-экономическими системами неразрывно связаны функции государственного управления, которые призваны выполнять, реализовывать органы государственного управления для решения поставленных задач и достижения поставленных целей.

К функциям управления относятся относительно стабильные виды управленческой деятельности и управленческие полномочия, которые призваны реализовывать субъекты управления. Функции характеризуют предмет, содержание управления, способы реализации управленческих возможностей (воздействий).

В общей теории управления принято выделять такие функции, как целеполагание (целеустановление), экономический анализ, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, оперативное регулирование, учет и контроль.

Рассмотрим более подробно основные из них.

Функция целеполагание (целеустановление) – означает определение, обозначение, количественное и качественное выражение целей, которые ставит субъект управления в соответствии с возникающими и предвидимыми проблемами: структурирование целей, ранжирование их по степени важности, определение сроков, этапов, уровней решения проблем, достижения целевых ориентиров.

Экономический анализ – изучение, исследование имевших место в прошлом и продолжающихся социально-экономических процессов, условий их протекания, полученных результатов, проявившихся тенденций, возникающих проблем. Такой анализ должен предшествовать выработке управленческих решений, управляющих воздействий и способствовать их обоснованию, сопровождать целеполагание.

Научное предвидение будущих ситуаций, построение гипотез, сценариев, моделей протекания социально-экономических процессов и влияющих на них условий представляет собой прогнозирование.

Планирование – установление (определение) будущего состояния управляемой эколого-экономической системы, путей и способов достижения этого состояния и необходимых для этого ресурсов. Планирование представляет собой неотъемлемую часть и функцию управления, присущую в том или ином виде любой управляемой экономике (экономической, эколого-экономической системам).

Организация есть центральная функция управления. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы людей, работников, осуществляющих совместную деятельность. Организацию называют также координацией, и такое название больше соответствует смыслу организации как функции управления.

С организацией связана близкая ей, родственная функция формирования организационных структур управления, характеризующих построение, структуру, принципы создания, функционирования, управления предприятиями, организациями, природопользованием и экологической безопасностью (эколого-экономическими системами).

Учет – это документальная фиксация материального, финансового, экологического состояния объекта управления, ресурсов объекта и его воздействия на экологическую систему.

Контроль представляет активное слежение за исполнением принятых управленческих решений, а также за соблюдением законов, в том числе природоохранного характера.

Оперативное регулирование есть текущее, практически непрерывное воздействие субъекта управления на объект, обусловленное возникновением ситуаций, которые не были учтены в прогнозах, планах, программах.

Соединение перечисленных функций управления воедино приводит к образованию так называемого хозяйственного механизма управления. Механизм, понимаемый как совокупность функций управления, вместе с реализующим их аппаратом управления (организационной структурой управления), т.е. службами управления и их работниками, образует систему управления экономическими системами.

Составной частью системы управления экономикой в целом является механизм эколого-экономического управления, имеющий сходную с механизмом экономического управления структуру, принципы, целевую направленность на последовательную реализацию рыночных реформ и утверждение экономических подходов к управлению эколого-экономическими системами (рис. 1.8).

Таким образом, хозяйственный механизм природопользования (экологического управления) – это система форм и методов организации и регулирования процессов природопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере деятельности – удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте окружающей среды и сохранении ее биоразнообразия.

Как показано на схеме, механизм управления эколого-экономическими системами кроме функций управления включает в себя методы и инструменты экологического управления.

Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Механизм управления эколого-экономическими системами
Функции управления
Методы управления
Инструменты управления
Объект воздействия
Цель управления
Прогнози-рование и планирова-ние
Социально-психологи-ческие
Экономи-ческие
Админи-стративно-правовые
Мотивация и стимулиро-вание
Анализ и оценка, контроль
Организа-ция
Образование; Воспитание; Доступность экологической информации; Добровольные соглашения
Платежи за использование ресурсов; Экологический налог; Страхование
Экологическое законодатель-ство; Экологическая регламентация деятельности; Мониторинг и контроль использования ресурсов; Экологические нормативы; Лицензирование и экспертиза
    Эколого-экономичес-кие системы различного уровня и масштаба
  Сбалансиро-ванность природных и производст-венных ресурсов → max; Сохранение качества среды обитания → max; Экономичес-кая эффек-тивность → max; Природоем-кость произ-водства → min  
Координа-ция


 

 

 

 

Рис. 2.3 – Структурная схема механизма управления эколого-экономическими системами

 

Механизм управления эколого-экономическими системами включает в себя административно-контрольные, экономические и социально-психологические методы управления. Основными элементами механизма управления природопользованием и экологической безопасностью является совокупность административно-контрольных и экономических инструментов управления, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления. При этом возможно воздействие не только на природоохранную, но и на производственную и социально-экономическую составляющие деятельность объекта управления.

К основным административно-контрольным инструментам управления природопользованием и охраны окружающей среды относят:

1. Планирование и прогнозирование.

2. Экологическое и природно-ресурсное законодательство.

3. Экологическое нормирование.

4. Экологический мониторинг.

5. Экологический аудит.

6. ОВОС и экологическая экспертиза проекта.

К экономическим инструментам управления природопользованием и охраны окружающей среды относят:

1. Природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение окружающей среды.

2. Рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот.

3. Механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды.

4. Экологические и ресурсные налоги.

5. Система страхования экологических рисков и т.д.

Литература

 

1. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 384 с.

2. Акимова, Т. А. Экология: учебник для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с.

3. Акимова, Т. А. Макроэкология и основы экоразвития: учеб. пособие / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин, С. Н. Сидоренко, В. Н. Зыков. – М: РУДН, 2005. – 367.

4. Акимова, Т. А. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: учебник для вузов / Т. А. Акимова. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 495 с.

5. Горелик, В. А. Теоретико-игровые модели принятия решений в эколого-экономических системах / В. А. Горелик, А. Ф. Кононенко. – М.: Радио и связь, 1982. –144 с.

6. Горстко, А. Б. Введение в моделирование эколого-экономических сис­тем / А. Б. Горстко, Г. А. Угольницкий. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун­-та, 1990. – 112 с.

7. Горстко, А. Б. Модели управления эколого-экономическими системами / А. Б. Горстко, Ю. А. Домбровский, Ф. А. Сурков. – М.: Наука, 1984. – 120 с.

8. Гурман, В. И. Эколого-экономические системы: модели, информация, эксперимент / В. И. Гурман, В. А. Дыхта, М. Ф. Кашина и др. – Новосибирск: Нау­ка, 1987. – 216 с.

9. Инженерная экология и экологический менеджмент: учебник / под ред. Н. И. Иванова, И. М. Фадина. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

10. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учеб. по­собие / С. И. Колесников. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 336 с.

11. Основы экономики природопользования: учебник для вузов / В. Н. Холина [и др.]; под ред. В. Н. Холиной. – СПб.: Питер, 2005. – 672 с.

12. Пыльева, Т.Г. Природопользование / Т. Г. Пыльева. – М.: Финстатин-форм, 1997. – 144 с.

13. Угольницкий, Г. А. Управление эколого-экономическими системами: учеб. пособие / Г. А. Угольницкий. – М.: Вузовская школа, 2004. – 132 с.

14. Экология: учебник для вузов / под ред. С. И. Цветковой. – СПб.: Химиздат, 1999. – 237 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.