Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура законодательства в экологической сфере




Блоки законов и кодексов в Республике Беларусь в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Системный Ресурсно-средовой Экологической безопасности
1) Конституция РБ (27.11.1996 г.) 2) Закон «Об охране окружающей среды» (17.07.2002 г.) 3) Закон «О государственной экологической экспертизе» (14.07.2000 г.) 4) Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (23.05.2000 г.) 5) Закон «Об энергосбережении» (19.07.1998 г.) 1) Водный кодекс (15.07.1998 г.) 2) Кодекс о земле (04.01.1999 г.) 3) Лесной кодекс (14.07.2000 г.) 4) Кодекс о недрах (13.11.1997 г.) 5) Закон «Об охране атмосферного воздуха» (19.07.1997 г.) 6) Закон «Об охране и использовании животного мира» (19.09.1996 г.) 7) Закон «О растительном мире» (11.07.2003 г.) 8) Закон «Об отходах» (24.07.2002 г.) 1) Закон «Об охране озонового слоя» (12.11.2001 г.) 2) Закон «О питьевом водоснабжении» (24.07.1999 г.) 3) Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (01.01.2000 г.)

 

Системный блок включает нормативные акты наиболее общего характера. Основное место в системном блоке законов занимает Закон Республики Беларусь 1992 года «Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.). Это единственный закон, который своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В законе определены правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей природной средой и механизмы, при помощи которых реализуются мероприятия по ее охране.

Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые основы рационального природопользования и природоохранной деятельности, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан страны на благоприятную для здоровья и жизни окружающую среду.

В соответствии с Законом, основными задачами природоохранного законодательства являются;

1) обеспечение благоприятной окружающей среды;

2) регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

3) предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

4) улучшение качества окружающей среды;

5) обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Реализация первой задачи, определяющей все остальные, т.е. реализация обеспечения благоприятной окружающей среды, под которой в соответствии со ст.1 Закона признается «окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природоохранных и природоантропогенных объектов», гарантирует соблюдение установленного в ст. 46 Конституции права населения страны на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Законы, входящие в системный блок, позволяют расширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой. К ним относятся Законы «О государственной экологической экспертизе» (Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. в редакции Закона от 14 июля 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. в редакции Закона от 23 мая 2000 г.), «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1994 г. в редакции Закона от 1 января 2004 г.), «Об энергосбережении» (Закон Республики Беларусь от 19 июля 1998 г.) и другие.

Ресурсно-средовой блок содержит нормативные акты, регламентирующие деятельность в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов.

Законодательные акты, устанавливающие правовой режим использования компонентов природной среды представлены в ресурсно-средовом блоке. В этот блок входят самостоятельные подотрасли природноресурсного законодательства, объединенные в силу естественной взаимосвязи компонентов окружающей среды. Основные из них: Кодекс о земле от 4 января 1999 г. с изменениями и дополнениями от г., Кодекс о недрах от 15 декабря 1997 г., Водный кодекс от 15 июля 1998, Лесной кодекс от 14 июля 2000 г. с изменениями и дополнениями от г., Закон от 19 июля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха», Закон от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира», Закон от 11 июля 2003 г. «О растительном мире», Закон от 24 июля 2002 г. «Об отходах».

Блок экологической безопасности объединяет законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности, обеспечивающие экологическую безопасность общества. К ним можно отнести Закон от 12 ноября 2001 г. «Об охране озонового слоя», Закон от 24 июля 1999 г. «О питьевом водоснабжении», Закон от 1 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ряд других законов.

Недостаточность и незавершенность законодательной базы в сфере природопользования и охраны окружающей среды восполняется Декретами, Указами и Распоряжениями Президента Республики Беларусь, Правовыми актами Национального собрания и Палатой Представителей Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, приказами, инструкциями, письмами и другими нормативными актами Министерств и Ведомств, имеющих отношение к сфере природопользования и природоохранной деятельности. Эти так называемые «союзные акты» конкретизируют и дополняют основные законы и кодексы.

Структуру экологического права можно рассматривать и по другим критериям. Например, по уровню действия природоохранных актов. С этой точки зрения законодательная и нормативная база в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает систему нормативно правовых актов (НПА) и систему технических нормативных правовых актов (ТНПА). К НПА относятся Конституция Республики Беларусь, законы и кодексы Республики Беларусь, декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, правовые акты, принимаемые Национальным собранием и Палатой Представителей Парламента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, касающиеся природопользования и природоохранной деятельности, а также решения органов местного управления и самоуправления, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

К ТНПА относятся государственные стандарты Республики Беларусь, государственные строительные нормы Республики Беларусь, государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь, отраслевые нормативные документы по стандартизации, стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования, технические условия.

Что касается методов правового регулирования отношений между обществом и природой, то они имеют свою специфику, заключающуюся в сочетании императивного, диспозитивного и экономического методов регулирования отношений, субъектов права. В Республике Беларусь, как и в большинстве стран мира, преобладает применение императивного метода регулирования взаимоотношений в сфере природопользования и природоохранной деятельности, построенного на использовании административных предписаний. Вероятно, по мере развития в нашем обществе понимания сущности и важности природоохранных проблем и возрастающего уровня правовой грамотности императивные методы правового регулирования постепенно будут уступать по частоте применения диспозитивным (при которых взаимодействующие стороны равны с точки зрения Закона), а также экономическим методам. К числу последних относят методы, воздействующие на имущественные интересы юридических и физических лиц, деятельность которых влияет на состояние природных ресурсов и качество окружающей среды. Таким образом, формирование системы природоохранного права – одного из самых «молодых» в стране – находится в развитии и далеко от завершения.

 

Литература

 

1. Основы экономики природопользования

2. Шимова О. С.

3. Лаевская

4. Неверов А. В.

5. Редькин

6. Райзберг

7. Холина

8. Конституция

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.