Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления и формы государственной экологической политики




 

Государственная экологическая политика имеет первостепенное значение для эффективного функционирования всех эле­ментов хозяйственного механизма природопользования. Экологическая политика определяет все основные на­правления деятельности государства в сфере природопользования и охраны окру­жающей среды. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУСЭР) на период до 2020 года экологическая поли­тика определяется как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетво­рять потребности нынешних и не ставящих под угрозу удовлетворение потребно­стей будущих поколений.

Первым документом, в котором были сформулированы основные направле­ния государственной экологической политики, стала Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержден­ная постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года. В этом документе главными приоритетами государственной политики в об­ласти охраны окружающей среды стали: осуществление заложенных в Конститу­ции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав буду­щих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и право на ком­пенсацию ущерба, нанесенного здоровью (имуществу) в результате нарушения этих прав. Эти направления экологической политики были признаны стратегиче­скими и положены в основание декларируемых статьей 7 Закона «Об охране окру­жающей среды», основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

1) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и воз­мещение вреда, причиненного нарушением этого права;

2) совершенствование государственного управления в области охраны окру­жающей среды;

3) научное обеспечение охраны окружающей среды;

4) создание правовых и экономических механизмов, стимулирующих рацио­нальное использование природных ресурсов;

5) рациональное использование природных ресурсов;

6) совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользо­вания;

7) создание сети особо охраняемых природных территорий;

8) обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

9) обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мо­ниторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

10) проведение государственной экологической экспертизы;

11) информирование граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

12) организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, подготовка и пере­подготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;

13) оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды;

14) привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;

15) международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Проводимая в настоящее время экологическая политика обеспечивает снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной пере­стройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение и применение малоотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, сохранение биоразнооб­разия, расширение сети особо охраняемых территорий.

Сегодня в стране создана определенная система органов государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью. В стране сложилась система перспективного и краткосрочного планирования природопользования и охра­ны окружающей среды, совершенствуется нормативно правовая база и эконо­мический механизм природопользования. Достигнуты значимые результаты по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Республика Беларусь осуществляет разностороннее международное сотруд­ничество по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, участвует в ра­боте межправительственных организаций и органов, выполняет свои обязательства по международным конвенциям, протоколам и соглашениям. Беларусь оказывает значительные экосистемные услуги в рамках всего Европейского континента. В системе национальной сертификации Республики Беларусь создана и действует подсистема эко­логической сертификации, осуществляется сертификация систем управления ох­раной окружающей среды на предприятиях страны на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000, что является предпосылкой для вхождения Беларуси в ВТО и важнейшим шагом для расширения зарубежных рынков сбыта отечественной продукции. Проводимые в стране меры по сохранению, улучшению окружающей среды создали предпосылки для реализации прав нынешних и будущих поколе­ний на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания. Вместе с тем имеются серьезные экологические проблемы, вызван­ные внутренними и внешними факторами. Для решения этих проблем необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются:

1) преодоление негативных явлений деэкологизации хозяйственной деятельности, восстановление нарушенных природных экосистем;

2) обеспечение эффективного неистощительного природопользова­ния;

3) дальнейшая экологическая ориентация развития общества, преду­сматривающая взаимосвязь экологической, экономической и социальной составляющих­ устойчивого развития государства;

4) обеспечение равного доступа к природным ресурсам для юридических и физических лиц;

5) выполнение обязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ре­сурсов.

Решение указанных задач должно базироваться на следующих основных принципах:

1) платность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

2) соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окру­жающую среду;

3) единство экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства;

4) неотвратимость правовой и экономической ответственности за эко­логически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов;

5) открытость экологической информации и участие общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020 года являются:

1) экологизация экономики;

2) совершенствование законодательства в области природопользова­ния и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограниче­ний и регламентации режимов природопользования;

3) дальнейшее развитие экономического механизма природопользо­вания;

4) рациональное использование природных ресурсов, их экономия, отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расхо­дованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемыхресурсов;

5) создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегаю­щих, малоотходных технологий, модернизация производства, развитие новых ме­тодов и технологий воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли ис­пользования вторичных ресурсов и утилизация отходов;

6) развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охра­ны окружающей среды;

7) последовательный переход на международные стандарты и техноло­гии производимой продукции;

8) снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и других полезных ископаемых;

9) формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;

10) экономическая оценка природных ресурсов и определение ущерба, связанного с их использованием;

11) внедрение экологического аудита и экологического страхования;

12) лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;

13) развитие фундаментальных исследований и прикладных разработок в области охраны окружающей среды;

14) снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;

15) расширение международного сотрудничества в области охраны ок­ружающей среды и природопользования;

16) развитие системы экологического образования и просвещения, под­готовка кадров в области экологии.

Основными мерами по совершенствованию и реализации экологической политики должны стать:

1) совершенствование природоохранного законодательства;

2) стимулирование ресурсосбережения, учет в платежах за загрязнение и деградацию природной среды реально наносимого экономического ущерба;

3) реализация инновационного механизма природоохранной и ресур­сосберегающей деятельности;

4) создание рынка экологических услуг, технологий и оборудования;

5) разработка системы экономического стимулирования, внедрения природоохранных технологий и оборудования с использованием системы диффе­ренцированного кредитования, а также отбора наиболее экономичных видов оборудования при сопоставлении экологической результативности;

6) минимизация экологического риска при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности;

7) обеспечение приоритетного финансирования государственных программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

8) учет экологических требований при приватизации предприятий и использование части полученных средств на экологизацию производства.

 

 

Литература

 

1. Лаевская

 

2. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь».

3. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами Б. А. Райзберг. – М: ИНФРА-М, 2006. – 384 с.

4. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. – Мн.: МФЦП, 2002. – 1008 с.

 

РАЗДЕЛ 2. АДМИНИСТРАТИВНО-КОНТРОЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.