КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления и формы государственной экологической политики
Государственная экологическая политика имеет первостепенное значение для эффективного функционирования всех элементов хозяйственного механизма природопользования. Экологическая политика определяет все основные направления деятельности государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУСЭР) на период до 2020 года экологическая политика определяется как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних и не ставящих под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Первым документом, в котором были сформулированы основные направления государственной экологической политики, стала Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержденная постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года. В этом документе главными приоритетами государственной политики в области охраны окружающей среды стали: осуществление заложенных в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и право на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью (имуществу) в результате нарушения этих прав. Эти направления экологической политики были признаны стратегическими и положены в основание декларируемых статьей 7 Закона «Об охране окружающей среды», основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: 1) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; 2) совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; 3) научное обеспечение охраны окружающей среды; 4) создание правовых и экономических механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов; 5) рациональное использование природных ресурсов; 6) совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования; 7) создание сети особо охраняемых природных территорий; 8) обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; 9) обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; 10) проведение государственной экологической экспертизы; 11) информирование граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; 12) организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды; 13) оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды; 14) привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; 15) международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Проводимая в настоящее время экологическая политика обеспечивает снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение и применение малоотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, сохранение биоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий. Сегодня в стране создана определенная система органов государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью. В стране сложилась система перспективного и краткосрочного планирования природопользования и охраны окружающей среды, совершенствуется нормативно правовая база и экономический механизм природопользования. Достигнуты значимые результаты по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Республика Беларусь осуществляет разностороннее международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственных организаций и органов, выполняет свои обязательства по международным конвенциям, протоколам и соглашениям. Беларусь оказывает значительные экосистемные услуги в рамках всего Европейского континента. В системе национальной сертификации Республики Беларусь создана и действует подсистема экологической сертификации, осуществляется сертификация систем управления охраной окружающей среды на предприятиях страны на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000, что является предпосылкой для вхождения Беларуси в ВТО и важнейшим шагом для расширения зарубежных рынков сбыта отечественной продукции. Проводимые в стране меры по сохранению, улучшению окружающей среды создали предпосылки для реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания. Вместе с тем имеются серьезные экологические проблемы, вызванные внутренними и внешними факторами. Для решения этих проблем необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются: 1) преодоление негативных явлений деэкологизации хозяйственной деятельности, восстановление нарушенных природных экосистем; 2) обеспечение эффективного неистощительного природопользования; 3) дальнейшая экологическая ориентация развития общества, предусматривающая взаимосвязь экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развития государства; 4) обеспечение равного доступа к природным ресурсам для юридических и физических лиц; 5) выполнение обязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Решение указанных задач должно базироваться на следующих основных принципах: 1) платность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; 2) соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду; 3) единство экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства; 4) неотвратимость правовой и экономической ответственности за экологически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов; 5) открытость экологической информации и участие общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды. Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020 года являются: 1) экологизация экономики; 2) совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования; 3) дальнейшее развитие экономического механизма природопользования; 4) рациональное использование природных ресурсов, их экономия, отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемыхресурсов; 5) создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих, малоотходных технологий, модернизация производства, развитие новых методов и технологий воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизация отходов; 6) развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды; 7) последовательный переход на международные стандарты и технологии производимой продукции; 8) снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и других полезных ископаемых; 9) формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия; 10) экономическая оценка природных ресурсов и определение ущерба, связанного с их использованием; 11) внедрение экологического аудита и экологического страхования; 12) лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию; 13) развитие фундаментальных исследований и прикладных разработок в области охраны окружающей среды; 14) снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий; 15) расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования; 16) развитие системы экологического образования и просвещения, подготовка кадров в области экологии. Основными мерами по совершенствованию и реализации экологической политики должны стать: 1) совершенствование природоохранного законодательства; 2) стимулирование ресурсосбережения, учет в платежах за загрязнение и деградацию природной среды реально наносимого экономического ущерба; 3) реализация инновационного механизма природоохранной и ресурсосберегающей деятельности; 4) создание рынка экологических услуг, технологий и оборудования; 5) разработка системы экономического стимулирования, внедрения природоохранных технологий и оборудования с использованием системы дифференцированного кредитования, а также отбора наиболее экономичных видов оборудования при сопоставлении экологической результативности; 6) минимизация экологического риска при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности; 7) обеспечение приоритетного финансирования государственных программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; 8) учет экологических требований при приватизации предприятий и использование части полученных средств на экологизацию производства.
Литература
1. Лаевская
2. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь». 3. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами Б. А. Райзберг. – М: ИНФРА-М, 2006. – 384 с. 4. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. – Мн.: МФЦП, 2002. – 1008 с.
РАЗДЕЛ 2. АДМИНИСТРАТИВНО-КОНТРОЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |