Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западная психология, конец 19-го века




1. Вильгельм Вундт, теория элементов сознания.

2. Вильгельм Дильтей, 1890 г. описательная психология. Философско-духовная, или духовно-научная психология. → Понимающая психология.

3. Франс Брентано, теория актов сознания.

4. Уильям Джеймс, теория потока сознания.

Вильгельм Вундт (1832-1920). Его жизнь — это жизнь его книг. Вундт поставил задачу в 1960-ом году создать самостоятельную науку психологию. Проблема программы науки психологии: предмет, задачи, методы.

Предмет психологии: психология — наука о непосредственном опыте. Опыт — проживание, experience, что происходит в данный момент в нашем сознании. Непосредственный опыт — ещё не переработанный.

Задача психологии: выявление элементов сознания, те закономерности, по которым эти элементы взаимосвязаны. Элементы сознания — ощущения, основа интеллекта, и простые эмоции, основа аффективного сознания.

Воля — не элемент сознания, она направляется нами. Вундт выходит на субъекта, активно направляющего сознания.

Перцепция — вхождение материала в сознание. Апперцепция — сосредоточение сознания на этом материале.

Когда соединяются элементы сознания, происходит не сложение, а синтез. Из чего следует, что мы не можем отдельно изучать ощущения, чтобы понять, что такое восприятие.

Метод психологии: интроспекция. Эксперимент — условие улучшения самонаблюдения. Метроном. Вундт полагал, что психологи могут обращаться и к наблюдению другим. Вундт самоотчёты испытуемых принимал за проявления их сознания, доверял этим отчётам.

Вундт относился к течению в ассоцианизме, называемом структурализмом.

Не всё можно изучать экспериментом. Он называл экспериментальную психологию физиологической. Пишет многотомный труд «Психология народов», является одним из создателей социальной психологии, психолингвистики.

Он создавал психологию по типу естественных наук. Рассуждал о бессмертии души, а как психолог вёл психологию по принципу естественной физиологии. Принцип физиологического эксперимента.

Каким образом в языковых структурах отражается дух народа. Разные языковые системы отражают особенности мышления. Количество падежей, законы синтаксиса. Варьирование фраз по строению, русский язык позволяют инверсию.

Почему психика, душа должна рассматриваться как природное явление?

Вильгельм Дильтей. Он был философом. Рассуждая о науках, делил их по объекту на два типа: природные и духовные.

В природе действует принцип внешней причинности. Когда с объектом что-то происходит, мы можем объяснить, почему это происходит. Но нельзя объяснить, почему человек что-то сделал. Поэтому нельзя обращаться к внешнему детерминизму.

Науки о духе: все социальные науки, история, лингвистика и т.п. Дух мы можем описывать, не объяснять (по Дильтею).

Дильтей считает, что к психологии не применим эксперимент. Дух целостен, мы не можем делить его на части.

Понимание как метод психологического исследования. Понимающая психология, то, что связано с живым человеком.

Герменевтика.

Теодор Липпс в качестве метода исследования предложил вчувствование. Титченер ввёл термин эмпатия (перевод нем. слова вчувствование).

Слова герменевтика от имени Гермес древнегреч. бога. Алхимики, считая Гермеса своим покровителем, зашифровывали тексты. Кто-то пытался их расшифровать. Сейчас герменевтика — наука о понимании.

У Дильтея речь идёт о работе со словом. Когда мы слышим другого человека, слова знакомые, но не значит, что мы его понимаем.

Перечитывание книги. Сказка о Царе Салтане, его сыне, сильном могучем богатыре… Что Гвидон Салтаныч сделал, что его назвали могучим богатырём. Всё, что он совершает, превращается в насекомое, забивается в щель. Подвиг — подстрелил коршуна.

С кем беседует автор? Сказки Пушкина написаны не для детей.

Выготский, закон развития ВПФ (появляется на свет дважды…)

ВПФ появляется как категория. Театральный словарь, составленный Меркордом, категория означает «драма», или коллизия. Отсюда всякая ВПФ появляется на сцене дважды. Выготский очень любил театр, хотел создать психологию, приближённую к драме.

Дильтей оказывает на общую психологию большое влияние, психотерапия. Его учеником был Эдуард Шпрагель.

Переводы — очень тонкая вещь.

Франс Брентано — австрийский философ. Из Германии. Создал теорию актов сознания. Главная проблема, которая его интересовала, — проблема интенциональности сознания (активная направленность на что-то). Наше сознание всегда сознавание чего-то, оно всгеда процессуально. Единицей сознания должны быть не элементы, а акты чувствования, акты мышления. Он был функционалистам.

Обсуждает проблему эстетики. Смотрите на статую Давида. Эта статуя действительно прекрасна, или мы наделяем её чем-то от себя, и поэтому она прекрасна для нас. Идея проекции. → Картина мира — не отражение того, что есть, но и продукт творческого сознания.

Ученик Брентано, Эдвард Гуссерль, как философ, задался вопросом: «Я, как философ, о чём вообще имею право судить?» Картина мира, которую я вижу, есть плод моего сознания, поэтому я имею право говорить о том, как я вижу мир. Поэтому я говорю об образах, а не предметах. Т.е. восприятие.

Принцип феноменологической редукции. Феноменология. (ФенОмен, от лат. fenomena). Стоит ли за образом что-то реальное? Сновидения, фантазия. Яркая детская фантазия запечатлевается как реальность.

Мы говорим не о мире, как таковом, а о мире человека, о жизненном мире. Можно ли исследовать эту субъективную реальность? 1912 г. Макс Вертгеймер начинает её изучать. Фи-феномен. Гештальт-психология. Курт Левин, психологическое поле, валентности.

Учеником Гуссереля был немецкий философ Мартин Хайдегер. Один из самых непонятных философов мира. Он стал рассматривать идею интенциональности сознания как интенциональность бытия. 1930 г. дорзальный анализ (Медард Босс, Л. Бинсвангер).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.