Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карла Хорни (1885-1952).




Неофрейдизм

Наследники Адлера: Хорни, Фромм и другие.

Хорни прошла типичный путь из пациентов в психоаналитики. В детстве она считала себя нелюбимым ребёнком. Сценарий неуспешной женщины. Это вплеталось в её отношения с мужчинами, была влюбчива, неудачно. Была депрессивна. Абрахам был её аналитиком. Психоанализ ей не помог, но заинтересовал.

Когда Хорни жила в Европе, революционных изменений в психоанализ она не вводила.

Она полагала, что мужчина также завидует женщине (не может родить, что компенсируется в творческой продуктивности). Её идеи легли в основу феминистского движения. «Женская психология»

В начале 30-х гг. Хорни приглашена в США прочитать курс лекций (она уже была разведена, были дочери). Решила не возвращаться, т.к. в Германии был Гитлер, выписала дочерей в штаты.

Создала свой собственный психоаналитический институт, в котором реализовывала свои идеи. Там работал Эрих Фромм, с которым также были неудачные личные отношения. Абрахам Маслоу.

Скончалась от поздно распознанного раком.

Она могла немотивированно и быстро менять отношения к людям.

Относилась к дочерям весьма пренебрежительно.

Хорни ушла от традиционного психоанализа, т.к. она начала свою жизнь в Америке в период великой депрессии. Оказалось, что традиционный психоанализ не помогает тем, кто приходит за психологической помощью. Она пришла к выводу, что фрейдовская идея об универсальности эдиповой проблемы неверна. Реальной проблемой было: «Смогу ли я прокормить семью? Я не могу повлиять на завтра». Т.е. ситуация тревоги, т.к. неуверенность в завтрашнем дне.

«Невротическая личность нашего времени» (1937). Главным её трудом стала книга «Наши внутренние конфликты». «Новые пути психоанализе». «Самоанализ».

У человека есть потребность в любви, потребность в независимости. Многие потребности находятся в конфликте друг с другом. Здоровый человек осознаёт свои потребности, в т.ч. конфликты, он может найти способ удовлетворения своих потребностей. В сознании невротика существует только те потребности, которые являются идеалом Я, и не находящиеся в конфликте, остальные вытесняются. Напряжение возрастает, т.к. неудовлетворённость потребностей, сильнее срабатывают защитные механизмы, потребности вытесняются ещё глубже, механизмы ещё сильнее и т.д. Возникает невротический круг, из которого человек сам выбраться не может.

Вытеснение у невротиков возникают из-за культуры, т.к. она иногда создаёт ситуацию неопределённости, человек не может опереться на что-то внешнее. Будущее, скорее всего, несёт что-то плохое. «Здравствуйте, что у нас сегодня плохого?» Человек пытается опираться на внутреннее. Опираться хочется на стабильное, безконфликтное.

Тревога, ситуация подвешенности вызывает невротичность.

В развитии ребёнка роль культуры играет семья. С т.з. Хорни главная потребность ребёнка — потребность в безопасности (мир предсказуем и доброжелательном). У ребёнка есть изначально тревога, т.к. мир подвижен и изменчив. Тревога усиливается ситуациями, в которых поведение родителей фрустрирует (базальное зло). Это поведение родителей, отвержение ребёнка, агрессия в адрес ребёнка, невыполнение обещаний, неровное эмоциональное отношение к ребёнку, очевидные предпочтения брата или сестры, юмор в отношении ребёнка (юмор может быть унизительные), ласковые прозвища для ребёнка могут быть оскорбительными, насилие над ребёнком (даже не выход погулять вечером).

Ребёнок любит родителей, но одновременно чувство опасности, связанное с родителями (базальная враждебность). Это конфликт, с которым сам ребёнок справиться не может. Срабатывают защитные механизмы, вытеснение. Как правило, вытесняется враждебность. Но чувство опасности остаётся, это и есть ситуация тревоги (источник опасности не известен).

На фоне этого конфликта у ребёнка складывается идеальное Я (иррациональный процесс). Могут начаться поведенческие изменения. Чувство беспомощности, беспомощное поведение. Это и способ привлечения к себе родителей. У ребёнка может возникнуть чувство вины, в т.ч. и за то, чего он не совершал (ребёнок как бы интериоризирует глаза мира). У ребёнка появятся страхи.

Два типа бабы Яги: похитительница и дарительница (даёт клубочек, ковёр-самолёт).

Бруно Беттельгейм писал про старую ведьму книга «Психоанализ волшебной сказки» (на английском, не переведена). Её можно рассматривать как два разных видах матери, для разного времени. Моя мама хорошая, но, в принципе, есть злые женщины.

Сказка Шарля Перро «Мальчик с пальчик». Страх сепарации. Лес как символ жизни. Сказка победы над страхом отца, взросления.

Защита формирование реакций — чувство меняется на противоположное. Ребёнок родителю: «Как я тебя люблю» (но на самом деле «Как я тебя боюсь»).

У ребёнка начинает формироваться невротическая система потребностей, это будет дальше у взрослых.

Потребность в любви. Невротик может жить ради любви и только.

Потребность в независимости. Крайние формы поведения, чтобы не входить в близкие отношения.

Потребность в сильном лидере. Невротик без лидера прожить не сможет.

Потребность в нормировании жизни. Во власти. В соц. признании. Потребность восхищения нами. Экзюпери «Маленький принц»: каждая планета представляет собой потребность.

Три типа движения человека (Хорни объединила потребности в 3 группы).

1. движение к людям. Тип уступчивый. Такой невротик выбирает группу людей или одного человека, ради которого он строит свою жизнь. Это компенсация тревоги и враждебности. Если я буду так поступать, меня не захотят обидеть. Ситуация невротической влюблённости.

2. движение против людей. Такой человек демонстрирует силу, жесток. Если я буду всех давить, никто не попытается меня обидеть. За излишней брутальностью стоит слабость.

3. движение от людей. Отстранённы или отчуждённый тип. Человек боится близких отношений. Человек вычерчивает внутри себя магический круг, если человек переходит за этот круг, начинается разрыв отношений. Имидж независимого человека, абсолютно ложная вещь.

Вторичные защиты, они позволяют в ситуациях сохранять свою самооценку в порядке. Разделение на части: человек бессознательно делит мир на части, в каждой из которых свои правила игры. Дома я могу быть тираном, на работе лапочкой и т.д.

Интернализация: причиной получившегося являюсь я. «Этого я и хотел».

Слепое пятно: какой-то опыт исчезает из моей реальности.

Обесценивание критики.

Хорни говорила о том, что в нашем самосознании есть идеальное Я, реальное Я и Я глазами других. В норме эти вещи должны различаться. Для здорового человека идеальное Я — эта цель, таким я хотел бы быть и стараюсь быть, благодаря этому человек развивается. «Я всегда пытаюсь догнать фигуру на носу своего корабля». Для невротика идеальное Я — место бегства от реальности. Реальное и идеально Я тождественны. Его идеальное Я не меняется на протяжении жизни. Например, престарелая кокетка.

Помимо этого идеальное Я должно быть реально. Разрыв с нереальностью так же может порождать невротизацию (возникает бессилие).

Реальное Я для невротика чаще всего скрыто. Хорни предпочитала работу с реалистичность идеального Я, разделением реального и реального Я.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.