Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уильям Джеймс




«Основы психологии», или «Принципы психологии». Из этой книги вышел учебник. «Это блестящая книга, но к психологии отношения не имеет», — говорил про книгу Вундт.

Генри Джеймс, младший брат Уильяма, — классика американской литературы.

Книга Джеймса — настольная книга психолога.

«Многообразие религиозного опыта», первая попытка понять религиозное сознание.

1842-1910 гг.

Время поисков себя — написание книг.

По образованию врач. Не любил эксперименты над людьми, проводил их крайне редко. Но есть исследование множественной личности.

Анси Гур, американец, в один момент снял деньги со счёта в банке, и исчез. Эти же три месяца был человек, который провёл время в каком-то городе, где открыл своё дело. Под гипнозом Анси рассказал, что было.

Джеймс проводил исследование на себе с веселящим газом. Описал своё изменённое сознание. Попытался принять участие в экспедиции в Бразилию, чуть не погиб. Вернувшись на родину, не найдя себя, находился в страшном кризисе (был ещё очень депрессивным). Однажды он наблюдал припадок эпилепсии: философы говорят, что есть свобода воли, самостоятельный выбор. Но кто-то дёргает за ниточки, человек дёргается в ответ. Где свобода воли? Где гарантия того, что то, что делаю я, это мой выбор? Доказать, что свобода воли есть невозможно. Джеймс впадает в депрессию.

Очень любопытным образом из неё выходит. «Мысль о том, что свободы воли нет, доставляет мне жестокие страдания, значит, это неправильная мысль, не может быть правильным то, что мешает мне жить. Истина — это то, что помогает мне выжить. Т.е. свобода воли есть».

Психологический прагматизм: мы должны на всё смотреть с т.з. того, что это даёт человеку.

Джеймс функционалист. Каковы функции сознания, что сознание даёт человеку?

С т.з. психологии вопрос о боге — вопрос о том, что мысль о боге даёт человеку.

Главная функция сознания: оно помогает человеку приспособиться к миру. Приспособиться значит почувствовать себя дома, чувствовать себя хорошо, что бы в мире ни происходило. Это является критерием психического здоровья: здоров тот, кому хорошо.

По Джеймсу есть люди, которые уже рождаются такими. Религиозный опыт. «Многообразие религиозного опыта» посвящена людям, которые изменились, пережив религиозный опыт.

Теория потока. Ощущения хаотичны, образуют некий поток:

1. непрерывный

2. изменчивый

3. стремится стать частью личного сознания.

Сознание есть периферическое и центральное. Из потока ощущений наше сознание выхватывает отдельные сгустки, которые мы называем вещами, выхватывает в соответствии с потребностью. Избирательность внимания. У всех различны внутренние миры. Джеймс говорит: «На сколько разными должны быть миры в сознании муравья, таракана и краба».

Люди, в отличие от животных, имеют язык. Человек обладает интеллектом (по Джеймсу — умение ставить проблемы). Люди могут договориться между собой, что и как называется.

Каждый из нас делит мир на то, что называет Я и всё остальное. Т.е. Джеймс выходит на проблему сознания Я и проблему личности.

«Я считаю, что я не плохой преподаватель». Здесь используется Я как субъект, объект, т.е. расщепление нашего сознания. Я-субъект — чистое Эго. Я-объект — эмпирическое, или личностное, Эго.

Я-объект. Мы можем судить о личности по составу, по самоотношению, по поведению человека.

Личность по составу. Мотивы, характер, дом… К личности относится всё, что человек считает своим. К личности относится то моё, без чего я себя собой не чувствую.

Тело может и входить, и не входить в состав личности. То же самое с одеждой. Домашний очаг.

Есть физическая личность, социальная и духовная (принципы, идеалы и т.д.) — состав личности.

Проблема самооценки. Человек может уважать, не уважать себя. Самоуважение.

Самооценка = успех/притязания. Каждый человек стремится к повышению самооценки.

Нужно найти в жизни главную линию в жизни (где притязания будут своими), только на этом пути возможен рост. На этом пути моим будет не только успех, но и неуспех будет моим неуспехом. Т.е. это путь принятия на себя ответственности, риска. Экзистенциальный риск. Только риск позволяет нам развиваться. Психотехника риска.

Если многим занимаешься, но нет главного пути, личность будет богатая, но не структурированная, нет стержня.

Поведение. Смотрите, что человек отстаивает, это и будет относиться к личности.

Я-субъект. Например, ночью во сне наше самосознание прерывается. Почему тогда человек, приходя в себя, точно знает, что это он? Значит, наше самосознание непрерывно, это основано на памяти.

Патологию личности Джеймс рассматривал как патологию памяти:

1. умственная отсталость (утрата прошлого)

2. множественные личности

3. сомнамбулизм (не известно, патология это или нет, т.к. причина нам не понятна)

У Джеймса уже есть идея бессознательного, идея о том, что индивидуальное сознание погружено в космическое сознание.

Исторически Джеймс оказывается предтечьями к самым разным направлениям психологии.

Джон Уотсон, создатель бихевиоризма. «Поток сознания мы заменяем потоком активности».

Джеймс внёс вклад в теорию Торндайка. Джеймс отдал Торндайку подвал своего дома для опытов с крысами.

Джеймс был предтечьем трансперсональной психологии.

Он знал психоанализ, слушал Фрейда. В 1909 году Фрейд, Юнг посетили США. «Американцы ещё не знают, какую чуму я им несу». Джеймс: «Фрейд, несомненно, гений, но идеи фикса».

Многие считают Джеймса величайшим психологом в мире.

«Беседы о психологии с учителями», — Джеймс один из основателей педагогической психологии.

В России в конце 19-го века соперничали естественно-научная и духовно-философская линии. Первая представлена Сеченовым. Его полемистом был Кавелин.

Сеченов (1825-). Военный сапёр по профессии. Его стала интересовать практическая медицина, но его угнетало то, что никакой теории за этой медициной не стояло. Начал заниматься теоретической медициной.

В 50-е гг. он оказался в Петербурге, где преподавал в медико-хирургической академии. Познакомился с Чернышевским.

1965 год «Рефлексы головного мозга». Работа доставила Сеченову множество неприятностей. Но работа должна была называться «Физиологические основы психической деятельности». Сеченова хотели судить.

Сеченов пытался представить сознание в контексте рефлекса. Человек не ответственен за свои поступки. Это подрывало духовные устои.

Полагалось, что Сеченов в качестве адвоката собирался пригласить лягушку.

Сеченова выжили из академии, он уехал в Одессу. Потом ему удалось перебраться в Москву, где к нему, наконец-то, пришло признание, в т.ч. международное, в т.ч. психологов. У него не было своей школы.

Он пытался найти единство души и тела. Сеченов первый показал экспериментально систему рефлексов. Открывает новое явление, которое называет центральным торможением. С этим элементом он пытается связать сознание. Задержка в головном мозге. Мысль как задержанный рефлекс.

1. чувства — то, что связанно с органами чувств

2. центральный компонент, связан с задержкой

3. результат

Чувства не возможны без движения. Органы чувств — аналитические снаряды. Движение не возможно без чувств.

Рука и глаз очень похожи. Идея рефлекторного кольца.

Кавелин: так подойти к проблемам души неэффективно. Кому и как разрабатывать психологию? Сеченов: физиологи, т.к. у психологии нет своего метода, а у физиологии есть — эксперимент.

1901 год — начало развитии теории Павлова.

На идеи Сеченова опирался Корсаков (психиатр).

Сеченов первым стал обсуждать интериоризацию.

Владимир Сергеевич Соловьёв, образователь философии всеединства. Сын историка Сергея Соловьёва. Получил духовное воспитании, но подростком был атеистом. Но потом несколько раз было явление богородицы. Защитил в университете диплом по проблемам мифа. После университета начал создавать свою систему.

У истоков всего абсолют. Человек начинает мыслить о себе, выделять некоторые отдельности, которые он любит. Из этой любви появляются вещи.

Когда появляется мироздание, возникает хаос. Упорядочивающая сила — мировая душа.

София — мудрость, женская ипостась бога в системе Соловьёва, это любовь. На этом пути происходит движение от бога к богочеловеку. Бог — это всё (и мужчина, и женщина), это соединение, единство, → любовь — путь к богу.

Открытый кризис (1910-30 гг.)

Впервые о кризисной психологии заговорил Николай Николаевич Ланге, одесский психолог. Сказал: психология накопила массу экспериментальных данных, но нет теории, объединяющая все эти факты.

1. Людвиг Бинсвантер. Полагал, что психология испорчена необихевиоризмом. Предлагал переместить психологию в русло феноменологии.

2. Карл Бюлер. Предлагал соединить направления психологии за счёт соединения терминологии.

3. Выготский. Проблема не в развитии теории и эксперимента. Он полагает, что причина кризиса в разрыве между теорией и практикой.

Германия — самая психологическая страна в то время. Ещё жив Вундт.

Вюрцбургская школа. О. Кюльпе — основатель. Нарцисс Ах, Марбе, К. Бюлер, О. Зельц. Это была первая школа, в которой всерьёз занялись проблемами мышления.

В идее всего лежат чувственные элементы.

Предметом мышления становится решение задач. Метод экспериментальной интроспекции. Выступают по очереди экспериментаторами и испытуемыми. Вспомнали, что происходило в мире при решении внутренних задач.

Выяснилось, что не всегда мышление сопряжено с образами. Следовательно, существует безОбразное мышление.

Представления об ассоциациях элементов неверны. Представители Вюрцбургской школы показали, что задача формирует у человека некую установку, а уже эта установка направляет наши ассоциации.

Вюрцбургская школа прекратила своё существование в 30-е гг., исчерпали идеи. Некоторые их идеи нашли продолжения. Н. Ах первым стал говорить о мыслительных операциях.

Макс Вертгеймер вместе со своими коллегами (Кёлер, Коффка, жена Коффки) провёл эксперимент, с помощью которого был описан фи-феномен. Выступили против идей элементаризма. Ощущений как актов сознания нет вообще. Возникает сразу целостный образ восприятия, гештальт.

В 1920-е гг. к гештальт-психологии присоединяется Курт Левин.

Параллельно с гештальт-психологией развивалась лейбцигская школа Г. Фолькельт. Полагали, что гештальты формируется в процессе развития ребёнка.

Австрия. Появление психоанализа. В 20-м веке становится движение. Основателем психоанализа Сигизмунд Фройд. Психоаналитическая революция. В отличие от Вюрцбургской школы психоанализ, изменившись, дожил до наших дней.

Отделение от Фрейда — индивидуальная психология Альфреда Адлера.

Швейцария. Первый период творчества Жана Пиаже. Феномены Пиаже, эгоцентризм и т.д.

Франция. Продолжала своё развитие французская социологическая школа (Эмиль Дюркгейм). Люсьен Леви-Брюль, Шарль Блондель. Индивидуальное сознание зависит от коллективного сознания.

Дюркгейм когда-то отметил, что когда мы общаемся с представителем другой культуры, наступает момент, в который мы не можем принимать этого человека. Разное представление о пространстве, времени. Нравственность и т.д. транслируется культурой, порождает разные типы культуры. Базовое понятие — коллективные представления, они транслируются в индивидуальное сознание.

Леви-Брюль. Первобытное мышление. Оно обладает особой логикой, пра-логика. Принцип партиципации (всеобщая причасность).

Американский бихевиоризм.

Наша психология. Деятельность Бехтерева. Формирование школы Выготского. Теория деятельности Леонтьева (начало 30-х гг.) Узнадзе разрабатывает теорию установки. Работы Рубинштейна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.