Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные методы теории управления




Функциональное разделение управленческого труда.

Цели и функции теории управления как научной дисциплины.

Методологические подходы к менеджменту.

Методы и функции менеджмента.

Принципы менеджмента.

 

Положения ГОСТ:

Сущность и содержание теории управления; теоретические основы менеджмента; цели и функции теории управления; функциональное разделение управленческого труда; общенаучные методы теории управления; методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента; системный подход.

 

Основные понятия:

Происхождение слова «менеджмент». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Менеджмента как: социальная функция, интеграционный процесс, наука и учебная дисциплина, искусство управления, структура (аппарат управления), особый социальный (профессиональный) слой, социально-экономическое отношение. Менеджмент (зарубежное и отечественное понимание). Общий и специальный менеджмент. Принципы управления. Классификация принципов управления. Общие принципы управления. Частные принципы управления. Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления. Принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы. Принципы неклассического менеджмента. Методы управления. Классификация методов управления (административные, экономические, социально-психологические). Функции менеджмента. Общие функции менеджмента (планирование, организация, координация, мотивация, контроль). Конкретные функции менеджмента. Количественный подход. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. Теория хаоса и сложности. Общие моменты теорий взаимодействия социальных единиц.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998.

2. Горбунов, А.П. Основы социального менеджмента. – Пятигорск, 1999.

3. Гладышев, А.Г. Основы социального управления. Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2001.

4. Коргова, М.А. Теория менеджмента (краткий курс). – Пятигорск, 2007

5. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. – М.: «Дека», 1996.


ВОПРОС 1:

«МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ»

 

Основные понятия:

Происхождение слова «менеджмент». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Менеджмента как: социальная функция, интеграционный процесс, наука и учебная дисциплина, искусство управления, структура (аппарат управления), особый социальный (профессиональный) слой, социально-экономическое отношение. Менеджмент (зарубежное и отечественное понимание). Общий и специальный менеджмент.

 

По мнению патриарха американского менеджмента Питера Дракера, успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями и даже не талантом народа, а эффективностью управления. Слово «менеджмент» заимствованно из английского языка и считается, что оно происходит от корня латинского слова «manus» – «рука» и первоначально относилось к управлению лошадьми, а затем стало означать управление домашним хозяйством, хозяйственными делами вообще, организациями и обществом в целом. В русском языке значению понятия «менеджмент» соответствуют такие значения как «управление», «заведование», «руководство», «ведение хозяйства (дела)», «обхождение (обращение) с чем-либо (кем-либо)». В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. Вместе с тем нельзя упускать из виду и такую важную смысловую сторону этого понятия как «умелость (искусство)», «умение (способность) справляться с делом», которая раскрывает его в аспекте умелости, а, значит, успешности ведения дел. По-видимому, именно эта смысловая сторона обусловливает то обстоятельство, что на уровне дефиниций «менеджмент» не удаётся свести к «управлению» или «руководству» (в этих словах отсутствует содержание, выражающее аспект успешности управленческой деятельности).

 

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»:

1. Категории «управление» и «менеджмент»используются как синонимы – под управление понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления на социальных объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная), а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.), с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели.

2. Управление шире, чем менеджмент – управление есть элемент и функция организованных систем любой природы (биологических, социальных, технологических), а менеджмент отождествляется с людьми, с коллективами и является атрибутами исключительно социальных систем.

управление в общем виде – это способность материальной системы сохранять свои основные параметры в условиях изменяющейся внешней среды, поддерживать со средой динамическое равновесие, самовоспроизводиться и самосовершенствоваться;

социальное управление – управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

3 Менеджмент есть лишь управление коммерческими структурами, в отношении же государства, регионов и муниципальных образований правильно использовать понятие «управление».

На основе критерия участия в отношениях по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и духовных благ и услуг различают организации:

хозяйственные (экономические, производственные) – те, которые действуют в системе экономических отношений общества и выступают её звеньями;

нехозяйственные (неэкономические, непроизводственные) – те, которые не входят составными частями в систему экономических отношений общества.

Хозяйственные организации можно разделить на:

коммерческие (бизнес–организации, фирмы) – те, деятельность которых связана с извлечением и распределением прибыли;

некоммерческие – те, деятельность которых с получением прибыли не связана.

При таком подходе менеджмент рассматривается как управление бизнес–организацией (фирмой), т.е. управление экономическими процессами на микро-уровне, причём именно в условиях рынка.

4. Категории «менеджмент» и «управление» принадлежат различным политическим режимам и типам экономических систем – в условиях командно-административной экономики и тоталитарного государства – говорят об управлении; в условиях рыночной экономики – говорят о менеджменте.

 

С тех пор как это слово менеджмент стало специальным термином, относящимся к сфере управления людьми и организациями, понятие «менеджмент» включило целый ряд новых предметов и признаков, его содержание и объём расширились. В управленческой литературе систематизированы основные подходы к определению понятия «менеджмент», некоторые подходы представлены, но недостаточно систематизированы, некоторые – только намечены. Поскольку определение – это логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия, а вместе с тем и сущность соответствующего предмета (явления), то различные определения менеджмента позволяют увидеть различные плоскости и грани менеджмента, его различные предметные стороны.

 

В мировой научной литературе понятие «менеджмент» определяется как:

1)социальная функция – особого рода человеческая деятельность по управлению различными процессами, которая обеспечивает стремительное социально-экономическое развитие в тех странах, где она востребована историческими условиями:

Аспекты социальной функции:

а) удовлетворяет общественную потребность в координации, кооперации социальной деятельности людей, организации их общения в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

б) характеризуется наличием целеполагания – направленности на достижение определённой социальной цели (комплекса целей);

в) обеспечивает практическое внедрение, материализацию и продуктивность знания, не только инженерно-технического, но социально-гуманитарного, организационно-управленческого, технических и социальных инноваций;

2)интеграционный процесс – предполагает выполнение набора особых функций, которые должен осуществлять всякий руководитель, независимо от сферы его деятельности для достижения целей возглавляемой им организации, благодаря чему происходит интеграция деятельности в осмысленный, целенаправленный, целостный процесс;

3)наука и учебная дисциплина – менеджмента в XX в. стал одной из наиболее быстро развивающихся областей научного знания, изучающей передовую социальную функцию. По мнению П. Дракера, менеджменту как научной и учебной дисциплине едва ли пятьдесят лет, в этом качестве он сформировался только со времён второй мировой войны. Если же вести отсчёт от появления тейлоризма, как это и делает большинство исследователей, то срок существования менеджмента как науки насчитывает около 100 лет. За это время сменилось несколько основных школ и подходов, сформировалась современная управленческая парадигма. В целом же научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

4) искусство управления – мало просто овладеть научными знаниями, необходимо умело применять их в конкретных ситуациях, с учётом конкретных изменяющихся факторов. Это – настоящее искусство, которым можно овладеть при наличии соответствующих способностей и только через практику, совершенствуя выводы теории на основе результатов опыта. Идеальным было бы соединение науки и искусства управления в единый процесс, включающий как постоянное накопление новых научных знаний и опробование их на практике, так и развитие качеств, обеспечивающих непрерывность и результативность этого процесса. Среди этих качеств наиболее актуальными в наше время стали творческие, предпринимательские и лидерские способности;

5) структура (аппарат управления) – как структура, реализующая функции управления: органы управления, аппарат, их иерархия. В менеджменте как аппарате управления реализуется разделение самого управленческого труда, то есть специализация менеджеров на выполнении определённых видов деятельности разграничении их полномочий, прав и сфер ответственности. Выделяют вертикальное и горизонтальное разделение труда в аппарате управления (пирамида власти):

вертикальное подразделяется на три уровня: низший (lower), средний (middle), высший (top), или – по классификации американского социолога Т. Парсонса – технический, управленческий, институциональный. Фактическое число вертикальных уровней разнообразно и может колебаться от 1-3-х до 8-12-ти;

горизонтальное разделение труда предполагает наличие на каждом из вертикальных уровней разделения труда по функциям (например: маркетинг, НИОКР, финансы, производство, персонал и т.д.);

6) особый социальный (профессиональный) слой – менеджеры – особая категория работников, особый социальный (профессиональный) слой населения. Появление этой категории, этого слоя обусловлено тем, что выделение самостоятельной функции управления в составе общественного совокупного работника привело к её превращению также и в самостоятельную профессию, получившую соответствующий социальный статус.

От иных социальных и профессиональных групп, менеджеров отличает специфика содержания и характера их труда, его предмета и применяемых орудий (средств) труда, результатов труда. Содержанием управленческого труда является переработка информации, которая составляет особый предмет труда менеджеров. В качестве орудий труда выступают материальные и духовные средства обработки информации, постоянно совершенствуемые человеком. Характер труда менеджера – преимущественно умственный, творческий, связанный в основном с постановкой целей, разработкой способов и приёмов их достижения и организацией совместной деятельности, направленной на их достижение. Результаты труда оцениваются в соответствии со степенью успешности в достижении целей.

Конечно, менеджеры – не однородная категория. Согласно технологическому и профессионально-квалификационному разделению труда можно выделить три категории работников в менеджменте:

руководители – задачи – принятие решений и организация их реализации;

специалисты – задачи – проектирование и разработка вариантов решений;

служащие – задачи – информационное обеспечение процесса управления;

7) социально-экономическое отношение – взаимодействие субъектов менеджмента происходит не только на организационно-функциональном и организационно-структурном уровнях их отношений, менеджмент также представляет собой взаимодействие экономических интересов субъектов отношений управления.

 

Исходя из того, что менеджмент – многоплановое явление, которое в своём развитии усложняется, открывая всё новые плоскости и стороны, указанный набор определений менеджмента, скорее всего не закрыт и в будущем будет пополняться новыми. Кроме того, необходимо отметить, что различные определения этого понятия не исключают друг друга, а взаимодополняют.

 

Менеджмент (зарубежное понимание) – специфическая деятельность в области управления, возникающей в условиях конкурентной среды, особенности которой связаны с управлением определенным ресурсом организации, стратегическим видением организационных задач и инновационным характером деятельности.

Менеджмент (отечественное понимание) – вид управления, возникающий в условиях рыночной экономики, связанный с управление людьми в коммерческих организация.

Различают:

Общий менеджмент – наука, часть науки управления, изучает законы и закономерности управления социально-экономическими процессами, принципы, методы и функции управления. Его объектом являются люди, их деятельность и многообразные отношения, возникающие между людьми в процессе труда и управления. Предметными областями общего менеджмента являются: экономические механизмы, организационные структуры, маркетинг, информация, корпоративная культура и др. составные части системы управления.

Специальный менеджмент – части общего менеджмента, которые рассматривают управление специальными ресурсами: людьми, производством, финансами, инновациями, информационным обеспечением, стратегиями, безопасностью, рисками др. Объектом каждого из специальных видом менеджмента являются, кроме людей и отношений, возникающих между ними в процессе труда и управления, и специальные процессы (финансовые, информационные, инвестиционные, кадровые и др.).


ВОПРОС 2:

«ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

Основные понятия:

Принципы управления. Классификация принципов управления. Общие принципы управления. Частные принципы управления. Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления. Принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы. Принципы неклассического менеджмента.

 

Принципы управления – это исходные положения управления, которые обеспечивают функционирование и развитие управляемой системы.

 

 

Классификация принципов управления:

Общие принципы управления (действуют в любой сфере управления, на любом уровне и в любой период становления системы управления):

принцип объективности (научности) – предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления на основе познания и использовании объективных закономерностей его функционирования и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления;

принцип системности – основан на рассмотрении объекта управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них влечет изменение других элементов или системы в целом. Чтобы управлять целым, надо раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникацию с внешней средой, историю развития и т.д.;

принцип комплексности проблем управления – представляет собой специфическую форму конкретизации системности, которая позволяет проводить исследования и оценки принимаемых решений с позиций разных отраслей знания и разнопланового опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию;

конкретно-исторический принцип – предполагает исследование возникновения, формирования и развития управленческих проблем в хронологической последовательности с учетом влияющих на них факторов и условий;

принцип состязательности – это коренное свойство всей живой природы и общества, влияющее на их жизнеспособность;

принцип главного звена – предполагает поиск из множества задач основной, решение которой позволяет разрешить весь комплекс вопросов управления. Определение главного звена – важнейшая часть процесса управления.

 

 

Частные принципы управления (сфера их действия локальна, относится к принципам управления отдельными фирмами и организациями):

─ американская фирма «ИБМ» придерживается трех принципов: уважение к личности; пожизненная занятость; равные возможности для всех;

─ японская фирма «Мацусита электрик» руководствуется семью принципами: объективности; справедливости; сплоченности; благоустройства; скромности; оценки; гармонии.

 

 

Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления:

принцип правовой защищенности управленческого решения – требует от руководителей знания и соблюдения действующего законодательства и умения принимать решение только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам, а также нормам морали и этики;

принцип оптимизации управления – подразумевает: 1) разумное сочетание централизации и децентрализации; 2) оптимальная норма управляемости = 7 «+», «–» 2 непосредственно подчиненных руководителю исполнителей;

принцип делегирования полномочий – это передача задач (обязанностей) и соответствующих полномочий (прав) должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за их реализацию, что в свою очередь освобождает время руководителя от менее сложных дел и позволяет сконцентрироваться на решении стратегических задач;

принцип соответствия – подразумевает, что выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;

принцип автоматического замещения отсутствующего – замещение отсутствующих по различным причинам (болезнь, отпуск, командировка и др.) на основе действующих служебных должностных инструкций.

 

 

Принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы:

принцип первого руководителя – при организации выполнения важного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, т.к. он имеет право принимать решения и глубоко знает цели, задачи и проблемные места в работе;

принцип одноразового ввода информации – один раз введенная в долговременную память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения управленческих задач. На основе этой информации создаются базы и банки данных, которые являются ценным инструментом для получения руководителем и персоналом необходимых данных о ходе управленческого процесса;

принцип новых задач – руководитель должен быть готов к сопротивлению инновация со стороны персонала, он также должен знать их причины, формы и эффективные механизмы внедрения;

принцип повышения квалификации персонала – необходимо постоянно, тотально повышать квалификацию персонала организации, подготавливать и переподготавливать кадры, используя для этого лучшие формы и зарекомендовавшие себя методы.

 

 

Принципы неклассического менеджмента (менеджмент «постмодерна» и «нью-экономики»):

- децентрализация; - самонезавершенность; - самогенерация; - полисемичность; -кризисность; - беспретендентность; - экологичность и др.


ВОПРОС 3:

«МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

Основные понятия:

Методы управления. Классификация методов управления (административные, экономические, социально-психологические). Функции менеджмента. Общие функции менеджмента (планирование, организация, координация, мотивация, контроль). Конкретные функции менеджмента.

 

Методы управления («техника», «подход», «прием», «инструмент») – совокупность приемов, способов достижения целей управления.

 

Классификация методов управления:

Административные методы (методы прямого воздействия) реализуются путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления основанного на заключенных договорах, через административные приказы и распоряжения, положения, правила, нормативы и другие документы, регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, надлежащую дисциплину и ответственность. Управленческая деятельность невозможна без них, однако их использование требует разумности.

Признаки административных методов:

─ конкретно-адресное задание, ориентированное на достижение цели управляемой системы путем формирования ее структуры, создание условий для подготовки, принятия и реализации решений;

─ отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала как объекта управления;

─ высокая доля ответственности вышестоящих органов за принимаемое решение;

─ решения не предполагают выбора, требуют обязательного и точного исполнения.

 

Экономические методы (методы косвенного воздействия) – основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность субъектов управления за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений.

Признаки экономических методов:

─ учет экономических интересов как коллектива, так и отдельных работников;

─ самостоятельность субъектов управления на всех уровня при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия;

─ побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников.

Экономические рычаги воздействия: цены, оплату труда, кредит, прибыль, налоги или экономическое стимулирование (оплата труда и материальное премирование работников), экономическая ответственность (компенсация потерь, гарантированные платежи в бюджет) и хозяйственный расчет (хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность работников в результатах труда).

 

Социально-психологические методы управления – ориентированы на моральные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде. Они широко применяются в передовых компаниях мира и дают превосходных результат.

Социальные методы управления – конкретные способы и приемы воздействия ан социальные процессы формирования и развития коллектива: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуально-личностным поведением.

Психологические методы – способы и приемы воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата, как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений: методы комплектования команд и коллективов, методы гуманизации труда, методы психологического побуждения, методы профотбора и обучения.

 

Функции менеджмента образуют управленческий цикл – совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленных целей.

 

I. Общие функции менеджмента – это наиболее крупные объективные составляющие в многоплоскостном механизме управленческих отношений, совокупность которых обеспечивает действие этого механизма как целого:

координация – центральная функция отношений менеджмента, реализуемая, во-первых как согласование, кооперация действий субъектов управления; во-вторых, как согласование этапов процесса управления.

планирование, организация, мотивация и контроль – выступают как этапы (стадии) процесса управления, согласуемые посредством координации, и вместе с тем – как расчленение любой функции управления, как общей, так и конкретной (включая самих себя) на основные составные звенья.

 

Стадии процесса управления (управленческого цикла):

1. Планирование – определяется миссия и цели деятельности, способы и средства, необходимые для их достижения (Где находится организация? Куда необходимо двигаться? Как этого достичь?);

2. Организация – организационная структура функционирует как система, позволяющая достичь намеченных целей. Посредством организационных отношений и оргструктуры создаются реальные условия для их достижения;

3. Мотивация – на этой стадии процесс выполнения плана наполняется реальным «двигательным» наполнением – достигается активизация людей и их сообществ посредством побуждения их к эффективной целенаправленной деятельности;

4. Контроль – на этой стадии управленческий цикл получает своё логическое завершение, в его цепи обеспечивается «замкнутость», а весь процесс приобретает новое качество – свойство саморегулировки.

Аспекты функции контроля:

- установление определённых стандартов (целей, средств);

- измерение и оценка действительных результатов;

- принятие мер по корректировке средств достижения стандартов, либо самих стандартов.

 

II. Конкретные функции менеджмента – это функции, выполняемые подразделениями управленческого аппарата в рамках горизонтального разделения труда.

Существует тесная взаимосвязь между общими и конкретными функциями менеджмента, которая выражается в том, что выполнение конкретных функций – задач предполагает обязательную реализацию общих функций менеджмента, а общие функции находят свою конкретизацию в осуществлении каждой частной управленческой задачи.


ВОПРОС 4:

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ»

 

Основные понятия:

Количественный подход. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. Теория хаоса и сложности. Общие моменты теорий взаимодействия социальных единиц.

 

Количественный подход

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Ключевой характеристикой науки управления становится замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютерных технологий, позволяющих конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближались к реальности, становились более точными.

 

Процессный подход

Если говорить о менеджменте как о выполнении функций, то менеджмент с этой точки зрения предстаёт как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых также представляет собой процесс, состоящий из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является совокупностью всех функций. Этот подход стал важнейшей предпосылкой для технологизации менеджмента.

 

Системный подход

Получил распространение с конца 1950-х гг. с началом широкого применения в естественных и гуманитарных науках теории систем. Системный подход позволил интегрировать достижения всех научных школ теории менеджмента и теории организации, которые были наработаны до тех пор. До этого школы управления сосредоточивали внимание на роли какой-то одной группы факторов (функциях, поведенческих характеристиках людей и т.д.), но не рассматривали эффективность управления как результирующуювсех групп факторов. Теория систем позволила устранить этот недостаток. Социальные организации теперь рассматриваются как сложные открытые (т.е. активно взаимодействующие с внешней средой) системы, обладающие способностью приспосабливаться (адаптироваться) к факторам внешней среды и осуществлять с ней обмен результатами деятельности. Организация как система состоит из взаимосвязанных, взаимозависимых подсистем, и какие-либо изменения в одной из подсистем с необходимостью влекутизменения в других подсистемах и во всей организации в целом. Важно также иметь в виду, что любая система как целое представляет собой не просто сумму составляющих её частей, а новую качественную определённость. Из системного подхода проистекает одна из важнейших в современной теории управления идея интеграции (объёдинения, согласования) сторон, подходов.

 

Ситуационный подход

В центре этого подхода – конкретная ситуация, т.е. данный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данный момент времени и в данном сочетании и являются, по сути, переменными. С этих позиций менеджмент есть ни что иное, как выявление, учёт, анализ наиболее значимых переменных (так как все переменные учесть практически невозможно), выбор на этой основе варианта действий и его осуществления. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и технологий управления. В управлении нельзя искать универсальную технологию выхода из кризиса. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит некоторые общие приёмы, формы и процедуры. Любое изменение ситуации (в том числе в результате предпринятых действий) должно повлечь новый учёт её переменных и новые соответствующие действия. Следовательно, предполагается «встроенность» в менеджмент постоянно действующего механизма обновления способов, методов, структур управления.

 

Теория хаоса и сложности

В определённом отношении развитие теории систем было продолжено теорией хаоса и сложности, которая получила прописку в естественных и гуманитарных науках после выхода в 1987 г. книги Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки». На основе исследований учёного-метеоролога Эдварда Лоренца были сделаны выводы о том, что бесконечно малые изменения в начальных условиях могут вызвать глобальные, радикальные последствия в «рисунке» поведения системы. С другой стороны, хотя степень случайности формирования того или иного «рисунка» исключительно высока, в определённой мере (хотя бы в широких статистических пределах) вероятностные их виды можно предугадать. В теории управления методология хаотичности и власти случая оказалась востребованной потому, что темпы изменений в экономике развитых стран, особенно в высокотехнологических отраслях, к концу XX в. небывало ускорились. Многие авторы пишут о главном факторе в социально-экономических процессах современности, который не поддаётся обузданию и предсказанию, - непрерывном, бесконтрольном, непредсказуемом CHANG E (изменениях). Однако на самом деле в кажущемся хаосе есть свои закономерности. И, если даже преуспевающие организации испытывают провалы, то дело заключается в неспособности их менеджеров целостно осмыслить, охватить главные взаимосвязи и взаимозависимости. В современных условиях от руководителей требуется системное, целостное видение, анализ процессов и явления в динамике, что позволяет давать и вероятностные прогнозы возможных путей развития ситуации.

 

Общие моменты теорий взаимодействия социальных единиц

В той части науки управления, где рассматриваются конкретные формы и способы управленческого воздействия на индивида или группу, а также их обратная реакция, обратное воздействие на управляющий субъект, без различных теорий взаимодействия социальных единиц невозможно обойтись. Особенно актуально это для разрешения конфликтных ситуаций. Наработки социологии, экономической теории, политологии, конфликтологии, психологии в области взаимодействия, взаимовлияния субъектов крайне ценны для менеджмента. Главным общим моментом, требующим применения в менеджменте, является то, что управление – это не просто одностороннее воздействие, это всегда взаимодействие, всегда отношение сторон. Отсюда проистекает ещё один важный общий аспект – воздействия одной стороны на другую взаимообусловлены, и, следовательно, управление представляет собой сложный комплекс причинно-следственных зависимостей. Поведение же организации – это результат не просто целевого воздействия её руководства, а следствиеразрешения противоречий в поведении индивидов и групп, отражающих (используя терминологию голландского учёного Г.Мастенбрука) «напряжение между сотрудничеством и конкуренцией» и стремление достичь в этом оптимума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.