КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа научного управления
Теория трудового процесса П.М.Есманского (Таганрогский Институт научной организации производства). Вопросы организации и культуры труда А.К.Гастева (Центральный институт труда). Всеобщая организационная наука (Тектология)» А.А. Богданова (Малиновского). Хоуторнские эксперименты Элтона Мэйо. Новая социальная «философия практики» Генри Форда. Оперативное управление и календарное планирование Генри Лоуренса Гантта. Современная парадигма менеджмента. Национальные модели менеджмента и их особенности. Эволюция теории научного управления в России. Эволюция зарубежной управленческой мысли и практики. Развитие управления до оформления в научную дисциплину и профессию. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКЦИЯ № 2,3 (МЕНЕДЖМЕНТ)»
РАЗДЕЛ I: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
ТЕМА: «ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Рассматриваемые вопросы: Лекция № 2 Лекция № 3
Положения ГОСТ: Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.
Основные понятия: Пять управленческих революций. Исторические этапы в развитии управления до конца XIX века. США – родина научного управления. Уколы управленческой мысли. Школа научного управления (научной организации труда). Классическая административная школа. Школа человеческих отношений и науки о поведении. Школа науки управления или количественных методов. Менеджмент классический (старая парадигма управления). Этапы развития науки об управлении в России. Идеи и практика управления в России до 1917г. Особенности развития теории и практики в советский период. Транзитивный период от экономики социализма к рыночной экономики. Парадигма. Современная управленческая парадигма. Особенности национальных моделей менеджмента. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Европейская модель менеджмента. Симбиозные модели менеджмента. Проблемы становления современного российского менеджмента.
Темы рефератов: Лекция № 2 Лекция № 3
Основная литература по теме: 1. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. 2. Горбунов, А.П. Основы социального менеджмента. – Пятигорск, 1999. 3. Гладышев, А.Г. Основы социального управления. Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2001. 4. Коргова, М.А. Теория менеджмента (краткий курс). – Пятигорск, 2007 5. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. – М.: «Дека», 1996. ВОПРОС 1: «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДО ОФОРМЛЕНИЯ В НАУЧНУЮ ДИСЦИПЛИНУ И ПРОФЕССИЮ»
Основные понятия: Пять управленческих революций. Исторические этапы в развитии управления до конца XIX века.
Управление было внутренне присуще обществу с самых ранних ступеней его развития. Его наличие обусловлено необходимостью совместно организовывать трудовую деятельность и осуществлять обмен её результатами. С изменением материальных условий жизни и труда людей, организации их совместной деятельности, менялись способы и методы управления.
Пять управленческих революций: Принято считать, что наряду с эволюционными процессами, в течение тысячелетий изменявшими управление, постепенно, человечество испытало пять управленческих революций: 1. Зарождение письменности в древнем Шумере (4 – 3 тыс. лет до н.э.), которое привело к возникновению власти особого слоя жрецов, в результате делового общения и связанных с торговыми операциями; 2. Революционное изменение в истории управления относят к 1760 г. до н.э., связывая его с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), издавшего регулировавший социальные отношения свод законов об управлении государством, что дало образцы сугубо светского аристократического стиля управления; 3. Нововведения Навуходоносора II, царя Нововавилонского (Халдейского) государства (605/604 – 562/561 гг. до н.э.), который попытался соединить государственное управление (государственных плановых методов) с производственной деятельностью (контролем над производством и торговлей); 4. Промышленный переворот и начало индустриального развития человеческого общества (зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации в XVII – XVIII вв.). Её результатом стали появление особого слоя профессиональных управляющих (менеджеров), возникновение в массовом порядке открытых хозяйственных организаций (в отличие от закрытых хозяйств периода натурального производства). Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические; 5. Иногда называется бюрократической (конец XIX – начало XX вв.), определила основные формы и направления развития менеджмента в XX в. Менеджмент был осознан как важная самостоятельная профессия и стал осмысливаться теоретически, превращаясь в систематизированную научную дисциплину.
Иными словами, перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники, или «пролетарии управления». Однако этапы развития управления можно характеризовать и иначе, связывая крупные повороты в способах социального управления с изменениями в способах материального и духовного производства, в отношениях собственности (способах присвоения и отчуждения) и соответствующих формах разделения и кооперации общественного труда.
Исторические этапы в развитии управления до конца XIX века: 1. На этапе первоначального развития человеческого общества (первобытнообщинного строя), ещё не знавшего развитого разделения труда, социальных и классовых перегородок, социальные отношения регулировались обычаями, традициями. То есть главным способом управления была социокультурная регламентация, носившая неписанный характер и выступавшая в форме общепринятых, устоявшихся норм, признававшихся как данность и не подвергавшихся сомнению. Интересы членов этого раннего общества, опиравшегося на общую, коллективную собственность, в основном и главном совпадали, все они были лично свободными. Инструментами управления здесь выступали авторитет личности наиболее достойных, знающих и способных членов сообщества, а также общественное мнение. 2. В результате всё более прогрессировавших процессов разделения труда, имущественного расслоения, образования института частной собственности возникла необходимость в регулировании социальных отношений иным путём. Потребовались административно-правовые предписания, писанные нормы, закреплявшие новые отношения неравенства, социальной зависимости и обеспечивавшие внеэкономическое принуждение к труду непосредственных производителей, которые перестали быть лично свободными (раб, зависимый крестьянин, крепостной). Основным способом управления стала иерархия, фиксировавшая статус каждого члена общества и поддерживавшая порядок господства-подчинения. При этом путём политического насилия интересы несвободной части общества подавлялись. Инструментами управления выступили авторитет социального статуса и личная зависимость, подкреплённые средствами насилия. Важным обстоятельством стало появление возможности для одной части общества заниматься преимущественно умственным трудом за счёт присвоения результатов физического труда другой его части. Соответственно и управление стало прерогативой и привилегией первой части общества. 3. Характеризуется преодолением замкнутости натурального хозяйства, развитием товарного производства и многоотраслевой индустриальной экономики, господством частнокапиталистической собственности и появлением лично свободного, но не являющегося владельцем условий производства наёмного работника. Внеэкономическое принуждение к труду сменилось экономическим, теперь преимущественно на нём основывались социальная зависимость и подчинение. Юридически фиксированные сословные, цеховые и иные социальные перегородки рухнули, реальные статусы теперь базировались на экономическом могуществе. Отношения управления также перестроились на новой основе – на основе возмездности. Хотя возможность управлять была по-прежнему связана с отчуждением непосредственного производителя от средств производства и управление по-прежнему имело форму командования-подчинения, работник был теперь лично свободен, и его готовность подчиняться определялась условиями вознаграждения. Главным способом управления неизбежно стала реализация экономических интересов, их согласование, поддержание их необходимого баланса. Кроме того, в хозяйственных организация нового типа (мануфактурах, фабриках) начала осуществляться в сравнительно крупных масштабах кооперация многих частичных работ, которая стала теперь необходимым техническим условием процесса производства. Непосредственное управление работниками в этом процессе выступает как реализация воли собственника, управленческая власть – как атрибут собственности. Во многих случаях, с усложнением содержания функции управления, собственники условий производства стали передоверять её выполнение специальным работникам (менеджерам). Тем самым менеджерам делегировалась должностная власть. С другой стороны, между собственником средств производства и непосредственным производителем появился посредник, что создавало значительно большие возможности для согласования их интересов. Инструментами управления стали выступать авторитет экономического и должностного положения, экономическая зависимость, формы и виды вознаграждения. Именно на этом этапе, когда возникли потребность и возможность согласования интересов формально свободных и равноправных участников экономических отношений, управление приняло форму менеджмента, который постепенно в качестве нового экономического отношения развивается на всех уровнях и фазах функционирования социально-экономического организма общества. С появлением же менеджмента как социального инструмента, как нового отношения, создались предпосылки для оформления новой самостоятельной профессии и новой самостоятельной научной дисциплины. ВОПРОС 2: «ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРАКТИКИ»
Основные понятия: США – родина научного управления. Уколы управленческой мысли. Школа научного управления (научной организации труда). Классическая административная школа. Школа человеческих отношений и науки о поведении. Школа науки управления или количественных методов. Менеджмент классический (старая парадигма управления).
США – родина научного управления Потребность в систематизации имеющегося опыта и приращении научного знания в области управления возникла к концу XIX в., когда отношения менеджмента получили достаточное развитие и необходимую конкретизацию. Родиной теории менеджмента стала не Британия, которая была родиной промышленной революции, а США, которые к концу XIX в. потеснили её в качестве промышленного лидера мира. Именно в США индустриальное развитие в тот период в наиболее выраженной форме приобретало такие черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой ёмкости и крупномасштабную организацию производства. Предприятия-гиганты, крупные монополистические объединения испытывали острую потребность в формализованных способах управления, рациональной организации труда, согласованности действий всех подразделений, повышении производительности труда работников на основе рациональных норм и стандартов. Считается, что первый научный курс управления был разработан в 1881 г. американцем Джозефом Вартоном, но был востребован лишь спустя 35 лет. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своём докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков впервые поставил проблему необходимости менеджмента как особого вида деятельности наряду с инженерной. В 1910 г. представитель американских фрахтовых компаний Луис Бранде впервые ввёл в обиход понятие «научное управление». Были тогда и другие плодотворные идеи, но основателем, родоначальником современного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915), создавший собственную систему, которая приобрела более или менее чёткие очертания в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и была развита в вышедшей в 1911 г. книге «Принципы научного управления».
Школы управленческой мысли: С конца XIX в. и в течение XX в. в зарубежном, в основном в американском, менеджменте получили развитие четыре чётко различимые школы управленческой мысли: 1) школа научного управления «scientific management» (1885 – 1920-е гг.); 2) классическая административная школа (1930 – 1950-е гг.); 3) школа человеческих отношений (1930 – 1950-е гг.) и как её продолжение – школа поведенческих наук (1950-е гг. – настоящее время); 4) школа науки управления или количественных методов «management science» (1950-е гг. – настоящее время).
Заслугой родоначальника «научного менеджмента» Ф.У. Тейлора было то, что он впервые предложил систематизированный подход к рациональной организации труда. Он сформулировал четыре принципа управления: - научный подход к выполнению каждого элемента работы; - научные критерии при подборе и обучении работников; - сотрудничество с рабочими в применении рациональных методов организации труда; - распределение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Вообще первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Тейлор, а также другие основатели этой школы, полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно добиться более эффективного выполнения трудовых операций. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в повышении производительности и интенсивности труда. Разрабатывались довольно напряжённые, но выполнимые производственные нормы, и поощрялись те, кто их перевыполнял. В активе каждого из крупных представителей этой школы управленческой мысли есть и другие бесспорные заслуги. Генри Лоуренс Гантт (1861 – 1919 гг.) является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования, его планово-календарный «график Гантта» применяется и в наши дни. Супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет известны не только своими достижениями в области хронометрирования работ и рационализации движений рабочих, но Лилиан стала первой заниматься вопросами подбора и обучения кадров, стала первой женщиной, получившей в США степень доктора психологии. Гаррингтон Эмерсон (1853 – 1931 гг.) известен как автор трудов «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900) и «Двенадцать принципов производительности» (1912). Эмерсон впервые ввёл понятие производительности в широком смысле, как эффективности, что означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Генри Форд (1863 – 1947 гг.), основатель американского автомобилестроения, был не только инициаторов введения конвейерной системы, но и новой социальной «философии практики» – «фордизма». Одним из первых он указал, что важная цель промышленности – не только снабжать потребителей, но и создавать их, что смысл предпринимательской деятельности – в служении обществу. Более того, он практически осуществил это на своих заводах, где установил 8-ми часовой рабочий день, повысил зарплату рабочим примерно в 2 раза, создал службу изучения условий труда и быта работников, постоянно занимался вопросами снижения цены на свои автомобили и расширением сервисных услуг. В целом вклад школы научного управления можно свести к следующему: 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ); 2. Отбор работников под определённые задачи и их обучение; 3.Обеспечение работников ресурсами требуемыми для выполнения задач. 4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности; 5. Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы; 6. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.
Классическая административная школа Идеи школы научного управления стали серьёзным переломным этапом, с тех пор управление было официально признано самостоятельной областью научных исследований. Но представители школы научного управления в основном занимались вопросами повышения эффективности производства на уровне ниже управленческого. Их главные организационно-управленческие идеи были развиты прежде всего представителями так называемой административной школы: А.Файолем, Л.Урвиком, Д.Муни, М.Вебером и др. Некоторые историки менеджмента в связи с этим полагают, что школа научного управления и административная школа – это не две школы управленческой мысли, а одна, классическая, школа, только с двумя подходами: научно-управленческим и административным. Вместе с тем, в отличие от тейлоризма, главным стержнем административной школы была научная организация труда (НОТ). Административная школа сделала новый шаг в выработке подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Её целью фактически стало создание универсальных принципов управления. Кроме М. Вебера и других ученых (например, Э. Дюркгейма), чьи научные идеи впоследствии были востребованы практикой, большинство представителей этой школы обобщали собственный (и немалый) управленческий опыт. Так, Анри Файоль был руководителем большой французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо», Линдолл Урвик – консультантом по вопросам управления в Британии, Джеймс Д. Муни работал в компании «Дженерал Моторс» под началом знаменитого Альфреда П. Слоуна. Заслуги административной школы связаны прежде всего с именем француза Анри Файоля (1871-1925 гг.), которого многие американские историки чтят наряду с Тейлором как «отца менеджмента». Разработанные им подходы охватывали два основных аспекта: разработку рациональной системы управления организацией и построение структуры управления. Что касается первого аспекта, то главный вклад Файоля в теорию менеджмента состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (он выделил: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль). Впоследствии другие авторы уже дополняли этот состав функций, либо предлагали свои варианты. Относительно второго аспекта наиболее важным представляется то, что А. Файолем были сформулированы 14 принципов, многие из которых и сейчас имеют непосредственное практическое значение:
Файоль полагал, что набор принципов всегда остается открытым для дополнения на основе нового опыта, поэтому он фактически неограничен. Большое значение он также придавал плану и прогнозу. Если А.Файоль в большей мере исследовал процессно-функциональный аспект менеджмента, то известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.) многое сделал для разработки институционального аспекта управления. В своих работах, в частности, «Теория общества и экономическая организация» (1920), Вебер рассмотрел такие проблемы как лидерство, структура и функционирование власти, особенно подробно разработал концепцию идеальной бюрократии. Он стремился деперсонифицировать управленческие функции. Выдвинутые им принципы относились к должности, а не к личности, и организация должна была работать как рациональная, обезличенная структура. Обоснованные Вебером положения позволили обогатить и такую научную дисциплину как теория организации. В целом вклад административной школы можно суммировать в следующих основных аспектах: 1. Выделение и описание функций управления как универсального процесса. 2. Обобщение принципов управления, позволяющих достичь идеального функционирования оргструктур и организационного порядка. 3. Систематизированный взгляд на управление организацией в целом на основе структурно-функционального подхода. Для своего времени идеи административной школы были крупным шагом вперед. Несомненно, что они стали ответом на объективные потребности управления хозяйственными, иными социальными структурами, госаппаратом в условиях общества государственно-монополистического типа, сложившегося в индустриально развитых странах в период первой мировой войны. Ключ к эффективному производству и высокоорганизованному обществу виделся в командно-административном типе руководства, рациональном бюрократическом подходе. Следует отметить, что это носило всеобщий характер, в 20-е годы в СССР параллельно, и во многом независимо, разрабатывались фактически те же самые принципы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |