Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации. В курсе лекций рассмотрены основные вопросы теории организации, предусмотренные образовательным стандартом




ТЕОРИЯ

 

Курс лекций

 

В курсе лекций рассмотрены основные вопросы теории организации, предусмотренные образовательным стандартом, а также некоторые новые проблемы и точки роста. Даны методические советы по подготовке курсовой (проектной) работы и список вопросов для самоконтроля. Курс лекций предполагает использование современных образовательных технологий, «полевой» работы в организациях под руководством преподавателя.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих управленческий цикл дисциплин, аспирантов и специалистов, занимающихся вопросами совершенствования управления организациями.

Основу настоящей работы составляет курс, сертифицированный Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в июле 2001 года. Сертификат № 19202 удостоверяет, что Фокина Тамара Петровна является профессором-консультантом по кафедре «Общего менеджмента и статистики фирм». В 2003 году в издательстве Саратовского университета была опубликована брошюра: Теория организации. Курс лекций для студ. спец. «Менеджмент организации».– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 76 с.

В настоящий текст внесены существенные изменения и дополнения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………. 3

Тема 1. Предмет и статус теории организации………………………………5

Тема 2. Организации и организационные теории…………………………...8

Тема 3. Основные законы организаций. Модели совершенства (идеально –
типические конструкты) организаций………………………………….15

Тема 4. Организационная систематика. Типы и виды организаций………18

Тема 5. Организации и управление. Организационное проектирование…22

Тема 6. Организация и среда…………………………………………………28

Тема 7. Методы корректировки организационных систем.
Организационный аудит……………………….……………………….31

Тема 8. Рационализация управленческой деятельности. Организационные
патологии: сущность и классификация……………….…...…………..35

Тема 9. Статика и динамика организаций. Инновации в организациях….41

Тема 10. Жизненный цикл организаций. Организационное развитие……44

Тема 11. Организационная культура………………………………………..50

Тема 12. Организационная эффективность…………………………………54

Заключение………………………………………………………………..57

Приложения…………………………………………………………………….……..

Приложение 1. Стандарт дисциплины «Теория организации»…………....58

Приложение 2. МС ISO 9000. СМК. Основные положения и словарь……58

Приложение 3. Методические советы по выполнению курсовой

работы (проекта) ……………………………………………………….…. 59

Приложение 4. Методические рекомендации по оформлению

курсовой работы (проекта) ……………………………………………… 63

Приложение 5. Модели совершенства (идеально-типические конструкты)
организаций………………………………………………………………………. 64

Приложение 6. Виды организаций…………………………………………..65

Приложение 7. Кривые жизненного цикла организаций………………… 66

Вопросы для самоконтроля…………………………………….…………… 67

Список рекомендуемой литературы…..……………………………………. 68

Авторский список работ………...……………………………………………71

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время существенно возрастает интерес к организациям, ибо они – жизненная среда человека, как поддерживающая его, так и губящая. Организации образуют особую область социума со своими специфическими законами, так что можно говорить об организационном поле в том же смысле, в котором мы говорим об экономическом, политическом, социальном и культурном полях, составляющих социум.

Организации чрезвычайно разнообразны, но могут быть типизированы. Они характеризуются определенным жизненным циклом, возникают, развиваются и либо уходят с организационной карты, либо существенно трансформируются.

Организации внутренне структурированы, особенно важно выделение таких подсистем как технологическая и управленческая.

Организациям свойственно соревноваться друг с другом в разных формах и стремиться к совершенству. Некоторые организации устроены превосходно, а некоторые – дурно. Организации могут страдать патологиями, смертельными болезнями, избегать которых и преодолевать которые – задача менеджеров и всех сотрудников.

Для выявления патологий необходимо постоянно анализировать деятельность организации, проводить самооценку и аудит. В сложных случаях необходимо прибегать к помощи консультантов по организационному развитию. В настоящее время созданы стандарты качества системы управления, следование которым ставит перед организацией сложные задачи, но одновременно дает значительные шансы повышения эффективности.

Организации включены в систему межорганизационных отношений, образующих сложные сети: от небольших кластеров до глобальной паутины.

В развитии организационного поля наблюдаются некоторые тренды, в частности, от сложных, вертикально интегрированных структур к плоским, горизонтальным, подвижным. Организации имеют ряд черт, характеризующих их индивидуальность, своеобразие, к их числу принадлежат, прежде всего, миссия и цели организации.

Организации изучаются многими науками, ведущее место среди которых занимает теория организации. Науки, изучающие организации, являются друг для друга вероятностными (по мере возникновения проблем и задач) сетевыми партнерами.

Знания об организациях необходимы каждому человеку, поэтому такого рода знания необходимо предлагать всем, кто хочет понять, что происходит вокруг нас. По нашему убеждению, теория организации должна быть внесена в образовательные стандарты всех без исключения специальностей в раздел «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Организации – это одна из важнейших сфер властвования. «Обладание» организацией сродни с самыми сильными желаниями и страстями. Организации характеризуются определенной культурой, которая названа «организационной» и может быть весьма разнообразной по силе и качеству. Управление организациями представляет одну из сфер профессиональной деятельности с весьма развитыми ценностями, образцами успешности и технологиями.

Организации работают в настоящее время в сложных, быстро меняющихся условиях и являются одной из зон риска в «обществе риска». Изучение организаций – это трудное, но увлекательное, полезное и благородное занятие, к тому же приносящее немалые доходы.

Изучение теории организаций подчинено определенным правилам, закрепленным в образовательных стандартах тех направлений подготовки и специальностей, где предусмотрен такой учебный предмет. Вместе с тем, эти правила предполагают и даже поощряют инновационные подходы как к содержанию, так и к форме преподавания.

В предлагаемом курсе лекций мы попытались реализовать положения, закрепленные в государственном образовательном стандарте по специальности «Менеджмент организации» (приложение 1). Мы обсуждаем также ряд новых проблем и предлагаем авторское решение уже известных. К их числу можно отнести:

понятие об особом типе междисциплинарных связей, в которые включена теория организаций, характеризуемый как вероятностное сетевое партнерство;

представление об особом типе рациональности, характерном для исследования и интерпретации организационных феноменов;

концепт «превосходно устроенной организации», который мы осмыслили в соответствующих моделях;

представление о сущности и классификации организационных патологий;

рассмотрение типов и видов организационного аудита и самооценки организаций;

понятие «организационного поля», введенного для более адекватного представления о характере межорганизационных отношений и трендах его изменений;

понимание организационной культуры и моделей оценки эффективности организаций с помощью концепта «фон – гештальт».

Кроме того, в данном курсе лекций предложен особый метод изучения данной дисциплины – через полевое исследование конкретной организации, оценку ее состояния, разработку проекта организационного развития. Особенностью курса является широкое использование положений международного стандарта качества ISO 9000:2000 (приложение 2).

Курс лекций по теории организации читался автором в Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина, Саратовском институте бизнеса и информационных технологий, Саратовском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета и Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. В разработке данного курса, обсуждении ряда его положений большую и неоценимую помощь оказали сотрудники кафедры социальных коммуникаций ПАГС имени П.А.Столыпина: Ю.А.Корсаков, Н.Н.Слонов, Н.В. Моисеенко, Т.Н. Чистякова, которым автор выражает искреннюю признательность. Некоторые положения данного курса разрабатывались нами совместно и были представлены в ряде публикаций, в том числе в работе: Теория организации и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. – 240 с.

Курс лекций является особого рода организованностью, где проявляют себя основные законы организаций, в том числе их целевая природа.

Цель обучения: знакомство с принципами и законами функционирования и развития организации, освоение методов и приемов проектно-исследовательской, диагностической, инновационной деятельности.

Навыки и умения: уметь диагностировать и оценивать особенности внешней среды, системы управления, организационной структуры и функционирования организаций различного типа; использовать приемы и методы аудита и организационного проектирования для повышения эффективности деятельности организации, ее конкурентоспособности.

 

ТЕМА 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.