Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и статус теории организации




В данной теме рассмотрены: объект и предмет теории организации (далее ТОР); методы исследования организаций; статус ТОР и ее партнеры; ТОР как учебный предмет.

 

Объект и предмет ТОР. Объектом ТОР являются организации. Организация – это группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Предметом ТОР являются законы возникновения, функционирования, изменения и гибели организаций. Базовыми характеристиками организаций являются цели, процессы, структуры и результаты. В каждом из них сочетаются технологические и поведенческие аспекты, причем вторые играют ведущую и возрастающую роль. Организации – это социотехнические, самоорганизующиеся системы, что придает им особую сложность.

Термин «организация» имеет ряд смыслов: атрибутивный (организованность присуща всем явлениям); институциональный (организации являются важнейшим социальным институтом); управленческий (организация это сфера власти и контроля); деятельностный (кооперация и синергия совместной деятельности); социальный (сфера переплетения формального и жизненного, место службы, карьерного и личностного роста).

Организациям присущ особый тип рациональности. Принято выделять: классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности. Для последнего типа характерна мультирациональность (сочетание различных типов как равноправных). Относительно новым среди этих типов является важная для организаций коммуникативная рациональность. Совсем «новым» – организационная рациональность. Ее суть состоит в том, что рационально (разумно, рефлексивно, обдуманно) все то, что позволяет организации существовать в сложной, изменчивой среде, сохранять свою идентичность, выживать, быть эффективной, защищать свои ценности.

Сложность организаций и среды, в которой они функционируют, определяет нелинейность мышления и деятельности субъектов организационных процессов. В организациях представлено несколько взаимосвязанных организованностей: индивид – рефлексия, индивид – институт, институт – культура. Поэтому в них так важно позиционное самоопределение. Оно предполагает: 1) проблематизацию ситуации; 2) выработку позиции; 3) определение целей и средств ее реализации (роль, статуса, амплуа, социальный институт, технологии деятельности). Все вместе они характеризуют культуру позиционирования.

Позиционное самоопределение предполагает четыре процедуры: 1) экспозиция ситуации; 2) пресуппозиция (определение и предъявление предполагаемых, но до времени не высказываемых настроений, желаний и т.д.); 3) диспозиция (формулирование целей, ориентиров, намерений); 4) препозиция (формулирование творческих гипотез действия, его стратегий и задач). Позиционное самоопределение предполагает открытость организационных субъектов и высокую степень доверия. Оно позволяет определить и обсудить «горизонты интерпретации» организаций.

Методы исследования организаций: 1) знакомство с документами организации (устав, положения об отделах, должностные инструкции, документы на систему менеджмента качества, «Политика организации» и т.д.); 2) изучение свидетельств истории организации; 3) статистические данные; 4) отчеты; 5) кейс–стади практик управления; 6) включенное наблюдение; 7) интервью; 8) нарративный метод; 9) анкетирование; 10) проектирование; 11) отраслевые стандарты; 12) аудит; 13) экспериментальное исследование, 14) моделирование; 15) специализированные методы исследования отдельных сторон организаций (например, OCAI); изучение и обобщение опыта менеджеров; изучение действием. Перечень методов исследования организаций остается открытым. Кроме того, ТОР заимствует на партнерских началах методы и технологии исследования из других областей знаний и деятельности

Статус ТОР: вопрос является дискуссионным. По нашему представлению, ТОР входит в число общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин образовательного стандарта. Это связано с всеобщностью организаций как феномена и социального института, постоянством и вездесущностью организаций как жизненной среды, их значением для обеспечения безопасности и качества жизнедеятельности. Важно учесть, что XXI век многие эксперты называют «веком организаций».

ТОР изучает свой объект в тесной связи с другими научными дисциплинами. Связи эти носят особый характер. Мы предлагаем назвать его «вероятностной сетевой кооперацией (партнерством)». Здесь нет отношений иерархии и свойственной ей устойчивости и формализации. Связи формируются на тот срок и с той степенью устойчивости, которая необходима для достижения общих целей, решения общих проблем и задач, а именно, постижения природы такого сложнейшего типа социальной общности, как организации.

Наиболее адекватной организационной формой такого партнерства являются общие программы и проекты (последнее предпочтительно). Проект – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничение по срокам, стоимости и ресурсам (см. стандарт ИСО 9000:2000) Области программно–проектной работы являются междисциплинарными.

Партнерами теории организации являются: философия, теория управления; менеджмент; экономика; юридические науки; социология; теория коммуникаций; информатика; социальная психология; психология; антропология; семиотика; акмеология; математика; статистика; синергетика; кибернетика; системология; интеллектика, биология и нейрофизиология, экология, аудит и консультирование. Список партнеров остается открытым, но в данном случае он наиболее полон по сравнению с другими источниками.

Устойчивые партнерские связи институализируются и становятся самостоятельными областями знания. К их числу можно отнести социологию организаций, организационную акмеологию, социальную антропологию организаций, организационную экологию. Активно формируется и организационная психология, особенно в связи с возникновением такой новой дисциплины и области знания, как «организационное поведение». Самым, пожалуй, важным партнером является такая область, как аудит и организационное консультирование, которая опирается на теорию организации и, в свою очередь, дает необходимый материал для теоретических обобщений. В ряде случаев теория организации выступает как ведущий партнер и в этом случае приобретает метадисциплинарный характер. Тенденцией развития ТОР является, по нашей оценке, дифференциация сетевого типа и интеграция программно-проектного типа.

ТОР как учебный предмет: теория организаций является одной из дисциплин особого рода, которые принято именовать «праксическими». Такие дисциплины основываются на методологии постнеклассического типа, когда человек оказывается внутри любого изучаемого процесса как равноправный участник герменевтического диалога с объектом, его интерпретатором и преобразователем. Следовательно, необходимо избрать такие формы обучения, которые были бы адекватны природе организаций как объекта исследования. Соответствующие методы изучения организаций перечислены выше. Все они носят активный, «полевой» характер.

Как развитие этих методов мы предлагаем проектный подход к изучению ТОР. Студентам необходимо выбрать организацию для изучения в режиме организационного анализа (аудита), выработать представление о ее достоинствах и недостатках. Далее нужно разработать предложения по преодолению недостатков (инновации), спроектировать организационные меры по их воплощению, подбору команды для осуществления преобразований и оценке их эффективности. Результаты должны быть представлены в виде работы (контрольной, курсовой, проектной), которую необходимо выполнить лично или в проектных группах по 2-3 человека и защитить на семинарском занятии или зачете.

Наиболее сложной частью «полевой» работы является организационный аудит. Для проведения организационного аудита предлагается методика «22 шага», опробованная в практике исследования организаций, организационного консультирования, семинарах и многочисленных специальных обучающих программах (см. приложения 3 и 4).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баканов М.Н., Шеремет А.Д. Теория организации: Учебник. – 4 изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. СПб.; М.,2001.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

5. Пригожин А.И. Дезорганизация. Причины. Виды. Преодоление. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

6. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М., 2001.

7. Холл Р. Теория организации: структуры, процессы, результаты. СПб.,2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.