Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Рынок




Экономические законы (принципы) фиксируют устойчивые объективные сущностные связи между отдельными подсистемами и сторонами реальной системы. Они отражают устойчивые стабильные тенденции реализации экономических процессов и развития экономических систем, позволяющие прогнозировать их результаты в перспективе и предугадывать их реакцию на воздействия. Категории обозначают понятия, характеризующие отдельные стороны реальной системы. В процессе анализа явлений экономической практики, их обобщения и выявления закономерностей выдвигаются гипотезы - научные предположения. Совокупность взаимосвязанных и взаимно дополняющих друг друга гипотез образует теоретическую концепцию. Если гипотеза логически и (или) математически доказана, то выявленная закономерность становится теоремой. Если гипотезу невозможно доказать и обосновать, но при этом ее необходимо принимать и использовать, то она является аксиомой.

Логико-графические или математические имитации экономических процессов и систем являются их моделями. Модели отражают сущностные характеристики процессов и систем, являются результатом научной абстракции. Поэтому они никогда не бывают копиями имитируемых процессов и систем. Точность (детальность) моделирования определяется целями исследования и теми ресурсами денег и времени, которыми располагает исследователь.

При исследовании проблем экономической теории используются в качестве методологических принципы отражения, необходимой и достаточной степени абстрагирования, единства понятийно-категориального аппарата для разноаспектных взаимодополняющих научных дисциплин (в силу единства и целостности объекта их исследований), единства и дополняемости в человеке его материальной (биологической, объективной) и идеальной (волевой, субъективной) сторон, учета и отражения специфики предметов и средств труда (являющихся товарами) и специфики субъектов рынка, системности и замкнутости экономики (на уровне мирового хозяйства), инверсии причины и следствия в экономических системах, порождаемой их замкнутостью, инерционности социально-экономических систем, двойственности общественных отношений.

Исследование должно основываться на постулате об объективной взаимодетерминированности социально-экономической практики и ее теоретического и идеологического отражения в научной теории и господствующей в обществе идеологии. Объективное проявляется в субъективной форме – через сознание познающего субъекта. А практическое решение, как изъявление воли субъекта, реализуется только тогда, когда объективно его содержание.

Субъективное отражение объективных законов и закономерностей функционирования и развития реальной экономики предопределяет субъективный характер экономической теории, наличие множества ее направлений - неоклассическая, неолиберальная, неокейнсианская, институциональная, марксистская теории, подразделяющиеся иногда на школы.

Экономическая теория объективно не в состоянии отразить все многообразие жизни и поэтому использует допущения, которые, упрощая представление о реальной хозяйственной жизни, позволяют осуществлять научное абстрагирование. Допущения позволяют лучше понять сущность хозяйственной жизни в целом. Одним из наиболее распространенных является допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus - лат.), предполагающее, что при анализе изменения рассматриваемых факторов остальные переменные остаются неизменными. Например, в краткосрочном периоде фирма может терпеть убытки и, тем не менее, не прекращает своей деятельности, т.к. причины ее убытков могут носить временный, краткосрочный характер. В долгосрочном периоде наличие убытков обусловливает закрытие, банкротство фирмы.

В экономической теории используются методы диалектики, ее законы и категории (объективное и субъективное, абстрактное и конкретное, анализ и синтез, форма и содержание, сущность и видимость, закон перехода количества в качество и др.); вербально-логическое, графическое, математическое и компьютерно-имитационное моделирование.

Любое понятие, используемое в теории, является абстракцией. Степень абстрагирования должна быть необходимой и достаточной для того, чтобы выделить в исследуемом явлении основное, сущностное, позволяющее использовать экономическую теорию в социально- экономической практике[20]. Абстрагирование осуществляется посредством отвлечения в процессе познания от внешних явлений и несущественных деталей, выявления и выделения сущности предмета или явления. Посредством этого вырабатываются понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагирование от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров позволяет объединить их в экономическую категорию «товары», фиксирующую то главное, что объединяет различные произведенные вещи, — их свойства вещей, способных удовлетворять потребности людей, и качество продукции, предназначенной для продажи.

Анализ предполагает изучение отдельных сторон (аспектов) явления, синтез - изучение явления в целом, выявление того качества, которое отличает целое – систему от суммы слагающих её частей. Сочетание анализа и синтеза, их взаимодополняемость обеспечивают системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

1.0.11. Моделирование - это абстрактное отражение реальной хозяйственной системы. Модель основывается на главных экономических показателях (данных, переменных) исследуемых объектов и количественных и качественных связях между ними (их взаимосвязях). Вербально-логическая модель - общее качественное описание показателей и их взаимосвязей. Если эти показатели и связи имеют количественные значения, то возможно построение графической, математической и компьютерно-имитационной моделей, отражающих и иллюстрирующих закономерности изменения показателей (функций) в зависимости от изменения влияющих на них факторов (аргументов, данных, переменных). Графическая модель основана на использовании различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Взаимные зависимости экономических показателей демонстрируют графики[21]. Диаграммы – это рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. Схемы демонстрируют взаимосвязи показателей (подсистем), характеризующих моделируемое экономическое явление (экономическую систему).

Математическое моделирование основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. Экономико-математические модели позволяют не только формализовать экономическое явление, но и выявлять его свойства и особенности. Компьютерно-имитационное моделирование использует экономико-математические модели, генераторы случайных чисел и другое и, прежде всего, в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление имеет сложную структуру и описывается сложной системой уравнений.

Представления об экономике и понимание ее системности на каждой стадии развития цивилизации складываются, исходя из существующей общей научной картины мира. Общенаучный прогресс, развитие техники и общества обусловливает необходимость уточнять эти представления и понятия, искать каждый раз новые ответы на одни и те же традиционные вопросы, важнейшими из которых являются вопросы о степени детерминированности поведения человека, о степени управляемости того мира, в котором мы живем, а также ряд других. Алле М. отмечал, что "…главный принцип научной дисциплины - постоянное сомнение в том, что считается истинным…".[22]

Человек, его потребности и интересы и порождаемая ими мотивация поведения являются объектом исследования ряда естественных и гуманитарных наук, включая экономическую теорию, психологию, философию, социологию, теорию государства и права и других, а также множество прикладных дисциплин (этику, эстетику, маркетинг, менеджмент, эргономику, виктимологию). Целостность и системность человека и созданного им общества (социума) определяют целостность и взаимодополняющее единство всех теоретических дисциплин, изучающих (каждая со своей стороны) один и тот же объект – человека и общество. Те или иные понятия и категории относятся к той или иной научной дисциплине с определенной долей условности. Они выполняют свои онтологические и гносеологические функции, отражая сущность объекта исследования, только в единстве и взаимном дополнении как элементы идеальной (теоретической) модели, целостно и системно воспроизводящей в сознании людей реальный объект исследования. Развитие теоретических представлений об одной из сторон исследуемого объекта в отрыве от содержания дисциплин, изучающих другие его стороны, - непродуктивно и способно лишь исказить полученные результаты, привести к формулировке неверных выводов, выработке неэффективных предложений. Поэтому эти дисциплины необходимо совершенствовать, используя общую систему категорий, обеспечивая их взаимную дополняемость.

Единство объекта исследования (человека, его потребностей, интересов и порождаемой ими мотивации поведения) определяет необходимость использования различными научными теориями, изучающими человека, одних и тех же понятий, фиксируемых одними и теми же терминами (такими понятиями являются, например, «потребности», «ожидания», «готовность» и т.д.). Анализ того или иного понятия предполагает его расщепление на множество составляющих его сторон (выявление, например, биологического, экономического, социального, этического, эстетического, правового аспектов потребностей). Использование содержательно богатых, многосторонних понятий позволяет синтезировать достаточно адекватную модель поведения человека и развития общества. Использование таких понятий позволяет получить и вовлечь в научный оборот те научные результаты, которые находятся на стыке различных дисциплин. При ином подходе они попросту не попадают в поле зрения исследователя.

При проведении системных исследований в течение длительного периода времени нарабатываются понятия и категории различного рода. Их использование позволяет экономической теории определить степень способности реальной экономической системы к самоорганизации и самонастраиваемости на оптимальный режим ее функционирования и развития. Позволяет законодателям, правительствам, центральным банкам создавать своими субъективными действиями условия, обеспечивающие максимально возможные темпы экономического роста. Позволяет выявить регуляторы экономической системы, необходимые и достаточные для обеспечения ее устойчивого развития, выявить роль «сдержек» и «противовесов» в нейтрализации социальных патологий. И напротив, их игнорирование является причиной деградации экономики и деструкции социума, ведет к социально-экономическому коллапсу.

1.0.12. Инфраструктуры экономики. В современных условиях выделяются следующие инфраструктуры экономики: производственная, социальная, экономическая, институциональная, правовая и виртуальная (Интернет). Инфраструктуры не участвуют в производстве товаров и услуг, они создают объективно необходимые для этого предпосылки и условия.

Производственная инфраструктура включает железнодорожные и автомобильные дороги, станции и пакгаузы, мосты и тоннели, морские, речные и аэропорты, склады, трубопроводы, магистральные линии электропередачи, средства связи, сети водо- и теплоснабжения, канализации и др.

Социальная инфраструктура включает жилые дома, магазины, школы, больницы, театры, музеи, стадионы, парки, пляжи и др.

Экономическая инфраструктура включает коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые организации, пенсионные, паевые и доверительные фонды, товарные и фрахтовые, фондовые и валютные биржи, ярмарки, аукционы, торги, выставки, специальные учебные заведения, базы данных, библиотеки. Коммерческие банки – двойственны по природе. Будучи элементами экономической инфраструктуры, обеспечивающими транспортировку денег, денежно- и товаросопроводительной документации, осуществляющими расчетно-кассовое обслуживание предприятий и инкассацию выручки, они одновременно являются элементами экономической структуры – коммерческими предприятиями, имеющими целью получение прибыли.

Институциональная инфраструктура включает органы управления и самоуправления, регулирования и саморегулирования, представительные и исполнительные органы власти, суды и органы исполнения решений суда, парламентских лоббистов, общественные движения и партии, торговые палаты, ассоциации и иные национальные и межгосударственные, а также неправительственные общественные организации и учреждения, являющиеся формой самовыражения и самоорганизации деятельности хозяйствующих субъектов.

Правовая инфраструктура включает родовые и семейные традиции, национальные (этнические родоплеменные) обычаи (нормы обычного права), диспозитивные и императивные правовые нормы, судебные решения (прецеденты), внутрифирменные нормы, нормы саморегулирования общественных организаций, а также международные и региональные местные обычаи, международные диспозитивные и императивные правовые нормы, закрепленные в двух- и многосторонних договорах, решения (прецеденты) международных судов, нормы саморегулирования неправительственных организаций. Общественные отношения двойственны по природе. Их объективное социально-экономическое содержание определяется тем, что необходимость для людей удовлетворять потребности заставляет их взаимодействовать относительно производства материальных и духовных благ, используемых для удовлетворения потребностей. Но субъективный характер этого взаимодействия как проявления их воли и сознания определяет необходимость его упорядочения в целях создания условий для взаимодействия, в целях уменьшения трансакционных издержек взаимодействия. Правовые нормы, регламентируя поведение взаимодействующих людей, закрепляя используемые ими права и обязанности, являются формой упорядочения общественных отношений, их правовым регулятором.

С 80 гг. ХХ в. быстро развивается Интернет как виртуальная инфраструктура мировой экономики, частично замещающая функции традиционных инфраструктур, но, вместе с тем, создающая новые, более эффективные условия для бизнеса.

От качества инфраструктур зависит эффективность экономики. Между экономикой и ее инфраструктурами существует прямая и обратная связи. Чем более эффективна и развита экономика, тем больше ресурсов общество в состоянии выделять и использовать для развития инфраструктур. В свою очередь, чем более развиты инфраструктуры, чем совершеннее они, тем эффективнее развивается экономика, тем выше эффективность использования производственных ресурсов, ниже издержки и трансакционные издержки производства общественного продукта. Специфика инфраструктур не позволяет оценивать эффективность инвестиций в их развитие. Возможен только прогноз действенности планируемых мероприятий по развитию инфраструктур и оценка действенности существующих инфраструктур.

В СССР в 80 г.г. ХХ в. придавалось огромное значение “ социальным экспериментам ”. На них возлагались большие надежды. Теоретической разработке различных аспектов социальных экспериментов посвящен ряд работ[23]. Единство социально-экономического содержания и правовой формы проявления общественных отношений определяет необходимость выявления закрепляемых в норме обязанностей и прав посредством комплексного социально-экономического анализа. Наиболее затруднительным в процессе нормотворчества является определение вида и размера санкции, адекватной содержанию регулируемых общественных отношений и уровню социального развития общества. Именно потребность в выборе и обосновании адекватной санкции определяет необходимость проведения социальных экспериментов[24]. Нет необходимости в проведении каких-либо иных социальных (правовых, экономических) экспериментов. По существу вся жизнь является непрерывным социальным экспериментом[25].

 

Рынок как механизм производства и обмена товаров возник в период формирования родового общества. Он развивался на протяжении десятков тысячелетий, в течение которых менялось и содержание характеризующих его понятий. Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Обеспечивая их взаимодействие, он является одновременно регулятором хозяйственной жизни (экономики). Он организует производство, обмен, распределение и потребление экономических благ. Рынок привлекает ресурсы для их производства, обеспечивает их реализацию, определяет спрос на них. Рынок является каналом сбыта и закупок товаров и услуг – механизмом обмена. Рынок определяет размеры доходов владельцев ресурсов, продаваемых на рынке, - механизмом распределения. Рынок — это канал поступления потребителю основной части необходимых ему экономических благ. Рынок определяет их цены.

Первоначально обмен имел примитивные формы[26]. В качестве основных товаров использовали кремень (в горах – обсидиановое стекло) как материал для изготовления орудий труда и оружия, поваренную соль, охру как краску для религиозных, охотничьих, похоронных и иных церемоний. В результате технического прогресса возникает общественное разделение труда и специализация отдельных социальных групп на производстве определенных товаров, расширяется ассортимент товаров, предлагаемых для обмена. Изобретают и производят новые предметы потребления, оружие, орудия труда. Совершенствование транспортных средств имеет следствием вовлечение в обмен товаров, ставших ими в результате локального характера размещения месторождений полезных ископаемых и неравномерности распределения по территории планеты количества света, тепла и влаги (меха, мед, рис, чай, кофе и др.). Расширение ассортимента товаров, предлагаемых к обмену, определило рост трансакционных издержек, связанных с обменом – потребовалось выстраивать обменные цепочки с одновременным участием многих продавцов и покупателей и вовлечением в них многих видов товаров. Возникла первая в истории человечества социальная патология.

1.1.1. Деньги. Средством ее нейтрализации стало использование одного из наиболее ликвидных товаров в качестве всеобщего товарного эквивалента – изобретение денег. Их появление стимулировало производство вещей специально для продажи – т.е. товаров; производства для удовлетворения потребностей других экономических агентов рынка.

1.1.2. Товарообмен. Общественное разделения труда (специализации и кооперирования социальных групп-товаропроизводителей) и самостоятельность экономических агентов (обособленность родов как хозяйствующих субъектов) стали предпосылками и условиями возникновения рынка. Товарообмен возможен только при условии его взаимной выгодности для участников, вступающих в обмен, стремясь получить взамен своего товара желаемое количество другого товара. Это стремление возникает как следствие их экономической самостоятельности и обособленности их интересов. Самостоятельность участников обмена и обособленность их интересов возникают одновременно с институтом собственности. Условием эффективного функционирования рынка являются свобода предпринимательства и внерыночное его регулирование посредством создания институционально-правовой инфраструктуры (системы правовых норм и институтов - организационных структур). Эти инфраструктуры экономики создают среду, в которой функционирует рынок, - закрепляют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу участников рынка, предотвращающих его монополизацию и препятствующих деформации рыночных отношений.

Участники рынка, совершая рыночные сделки в условиях той или иной формы социальной самоорганизации, несут трансакционные издержки (на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя/продавца, ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль над его соблюдением)[27].

1.1.3. Сегменты и функции рынка. Рынок состоит из рынков ресурсов и продукции. Сегментами рынка являются рынки труда, товаров, услуг, энергии, информации, прав, капитала (включающего средства производства - предприятия, землю, здания и сооружения, информацию, права пользования, инвестиции - национальные деньги и иностранную валюту, ценные бумаги - акции, облигации и иные долговые обязательства). Любой рынок можно дифференцировать. Так, рынок труда состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.), состоящих из рынков отдельных специальностей.

Функции рынка определяются его задачами. Рыночные функции (ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая) способствуют выяснению товаропроизводителем ответов на вопросы: для кого, что и как производить?

Цена формируется в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке. Она отражает ценность товара для потребителя и издержки его производства. В рыночной экономике оценка товара происходит в процессе его обмена. Рыночная цена представляет собой баланс соотношения затрат производителя и ценности блага для потребителя, баланс их интересов. Цена содержит информацию, необходимую участникам хозяйственной деятельности. Цены, постоянно изменяясь, дают объективную информацию о требуемом потребителям ассортименте, количестве и качестве благ[28].

Стихийно протекающие операции превращают рынок в аналог компьютера. Рынок собирает и перерабатывает колоссальные объемы дискретной информации, обобщенно характеризующей все хозяйственное пространство. Эта информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять свои возможности с рыночной конъюнктурой, осуществлять свои расчеты и действия с учетом запросов рынка.

Колебания цен не только информируют о состоянии конъюнктуры, но и регулируют хозяйственную деятельность. Рост цены является сигналом к расширению объемов производства; падение цены — сигналом к его сокращению. Рыночная информация стимулирует товаропроизводителей к снижению затрат и улучшению качества продукции. Смит А. указывал, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им. Однако способность рынка к саморегулированию ограничена, она имеет свои пределы. Государство, будучи одним из крупнейших покупателей товаров и услуг и, одновременно, эмитентом денег, порой выступает в роли сильнейшего дезорганизатора рынка.

Рынок является посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант сделки купли-продажи. В условиях развитого рынка потребитель имеет возможность поиска и выбора оптимального поставщика, а продавец - наиболее устраивающего его покупателя.

1.1.4. Закон рыночного равновесия является объективным экономическим законом. Его сущность заключается в том, что сумма цен на товары, предлагаемые на рынке, всегда равна сумме денег, выражающих рыночный спрос. Появление на рынке дополнительного количества денег при том же предложении товаров всегда и повсеместно сопровождается ростом цен на товары[29]. Спустя определенный период времени (лаг) система предложения и спроса приходит в состояние нового равновесия.

Рыночный механизм — это жесткая и жестокая система. Рыночная конкуренция освобождает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и, напротив, способствует развитию предприимчивости и активности экономических агентов. Результатом такой «селекционной» работы является рост среднего уровня эффективности и повышение устойчивости экономики.

1.1.5. Спрос и п редложение. Ценообразование. Рынок функционирует только при наличии спроса и предложения. Спросэто денежное выражение желания и готовности потребителя купить определенные блага. Предложение – это денежное выражение желания и готовности производителя произвести и продать определенный товар.

В условиях монополизированного рынка между спросом и предложением имеет место определенная закономерность (рис. 2). При снижении цен на предлагаемые блага растет спрос на них, количество покупателей увеличивается за счет подключения к покупкам лиц с меньшей покупательной способностью. При росте цен растет предложение, увеличивается количество предприятий, желающих произвести и продать товар. Эта закономерность проявляется и в условиях конкурентного рынка при торговле услугами и правами, валютой и финансовыми инструментами, в отношении биржевой группы товаров[30], а также - в результате НТП[31].

 

Рис.2. Равновесие спроса и предложения.

P – равновесная цена,

Q – равновесный объем производства,

D – кривая изменения спроса,

S - кривая изменения предложения.

Для товарной группы, включающей оборудование и машины, цены сделок по их продаже-купле устанавливаются в результате компромисса, достигаемого товаропроизводителем и потребителем, продавцом и покупателем. Они представляют собой конфиденциальную информацию (коммерческую тайну). Нижним пределом цены являются издержки производства машины (оборудования) у производителя, а верхним – издержки производства продукции у покупателя машины (оборудования), связанные с ее эксплуатацией (использованием). Цена компромисса распределяет эффект от производства и применения новой, более совершенной машины между ее продавцом и покупателем, закрепляет соотношение долей этого эффекта.

Для большинства товаров народного потребления товаропроизводитель, осуществляя маркетинговые исследования, выявляет требования представителей социальной группы потенциальных потребителей к товару, в том числе – к цене на него, и разрабатывает и выпускает товар, исходя из этих требований (рис. 3).

 

Рис. 3. Порядок модернизации легкового автомобиля, организации его производства и сбыта.

 

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Информация о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать. Спрос на товар определяется его качеством, ценой, доходами покупателей, ценами аналогичных товаров, потребительскими вкусами и предпочтениями и т.п. Качество прогнозирования спроса определяет размеры выручки фирмы и прибыль. При этом необходимо определять, как изменение цены продукции (доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами) влияет на изменение спроса на товар, продаваемый фирмой, - определять эластичность. Эластичность характеризует изменение одного показателя в зависимости от изменения другого. Она показывает, на сколько изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

1.1.6. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса ЕР равен: Ep=ΔQ/ΔP, где: Δ Q — изменение величины спроса, %; Δ Р — изменение цены, %. Аналогично определяется показатель эластичности по доходам и другим экономическим величинам.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной (если цена товара снижается, то величина спроса растет, и наоборот). Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина ЕР >1, то спрос - относительно эластичен (изменение цены сопровождается большим изменением спроса). Если абсолютная величина ЕР <1, то спрос - относительно неэластичен (изменение цены сопровождается меньшим изменением спроса). При ЕР=1 эластичность - единичная (изменение цены сопровождается таким же количественным изменением спроса).

 

Рис. 4. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос.

 

Таблица 2.1. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса.
Количество проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент эластичности
  3,5  
  3,0   4,3
  2,5   2,2
  2,0   1,3
  1,5   0,8

Могут быть два крайних случая (рис. 4). 1. Существует только одна цена, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены сопровождается полным отказом от приобретения данного товара (если цена повысится), либо неограниченным увеличением спроса (если цена снизится). Спрос является абсолютно эластичным, если ЕР=∞ (графически - прямая, параллельная горизонтальной оси). 2. Изменение цены не влияет спрос (графически - прямая, перпендикулярная горизонтальной оси, (например, спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись). Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности: 1 < |ЕР| ≤ ∞ — спрос эластичен; 0 ≤ |ЕР| < 1 — спрос неэластичен; Р| = 1 — спрос с единичной эластичностью. Эластичность спроса по цене:

 

Показатель эластичности ЕР зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

В таблице 2.1. представлен расчет коэффициента ценовой эластичности спроса. При изменении спроса от 1000 до 1500 батонов величина изменения спроса равна 500 батонам (+50%), (500:1000=0,5), но в обратном направлении изменение величины спроса с 1500 до 1000 батонов составит лишь -33% (500:1500=0,33). Это создает сложности при расчете ЕР. Поэтому для измерения ЕР используется средняя точка выбранного интервала. В примере это (1000+1500):2= 1250 батонов. Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (40%).

Формула определения процентного изменения спроса ∆Q:

где: Q0 и Q1, — величина спроса до и после изменения цены, шт.

Формула определения процентного изменения цены ∆Р:

где: Ро и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности - отношение прироста величины спроса к приросту цены:

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма стремится избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

На эластичность спроса влияет наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного товара в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар[32]. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос - менее эластичен, чем в долгосрочном периоде[33]. Так эластичность изменяется во времени потому, что со временем каждый потребитель имеет возможность изменить структуру и пропорции в своей потребительской корзине, найдя товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен[34].

1.1.7. Перекрестная эластичность спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б [35]:

Значение ЕC коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

Если товары являются взаимозаменяемыми, то ЕC > 0 [36]. Если товары являются взаимодополняемыми (например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка), то величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а ЕC < 0 [37]. Основываясь на расчете перекрестной эластичности, определяют соотношение анализируемых товаров (взаимодополняемые или взаимозаменяемые), и влияние изменения цены одного товара на спрос на другие виды продукции фирмы. Исходя из этого, оценивают и обосновывают решения по изменению цен на эту продукцию.

1.1.8. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная). Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов увеличивается объем покупок одежды и обуви, качественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).

Таблица 2.2. Коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг в экономике США[38]  
Хлеб 0,15
Говядина 0,64
Баранина 2,65
Яйца 0,32
Электричество 0,13
Сигареты 0,46
Газеты и журналы 0,42
Одежда и обувь 0,20

1.1.9. Оценка эластичности предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения:

,

где: Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе - эластичность предложения.

Предложение связано с изменением производственного процесса, поэтому оно медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя его эластичности. При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Краткосрочный - период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным[39]. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в предыдущих случаях.

Для фирмы важно то, что эластичность спроса на ее продукцию всегда выше эластичности рыночного спроса. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались[40]. Эластичность спроса – один из факторов, влияющих на ценовую политику фирмы.

Например, государство при введении косвенных налогов преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции. При постоянной эластичности предложения различно распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе.

После введения налога, кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1. Производитель вынужден повышать цену товара, но не сумму налога. Он не может установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции будет вытеснен с рынка. Он может только поднять цену до равновесного уровня.

Если же спрос эластичен, то потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. Производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

Если спрос не эластичен, то налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. При неэластичном спросе будет выше также абсолютный размер налога. Поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию фирмы не может быть менее эластичным, чем спрос на рынке в целом. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Данные об эластичности получают путем анализа объемов сбыта фирмы, объема продаж при различных ценах, маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.