Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Государственное регулирование режима конкуренции




1.2.14. Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок сам по себе не способен противостоять тенденциям к его монополизации. В условиях свободной его стихии неизбежно возникновение монополистических структур, ограничивающих свободу предпринимательства и создающих неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Монополисты в целях поддержания чрезвычайно высоких цен умышленно сокращают объем производства товаров[60]. Возможность этого определяет необходимость установления государством тарифов и цен на продукцию сырьевых и услуги естественных монополий (на электроэнергию, услуги транспорта), правового регулирования режима конкуренции и властных воздействий для пресечения монополизации.

Государство, регулируя рынок, должно обеспечивать воспроизводство конкурентной среды и пресекать монополизацию рынка[61]. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. В случае добросовестной конкуренции соблюдаются правовые и морально-этические нормы взаимоотношений с партнерами.

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Они вообще не производятся рынком, либо производятся в недостаточном количестве. Особенность этих товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждое частное лицо, не будучи обязанное за них платить. Ограничить их использование обычно нельзя[62]. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Они бесплатны для потребителя, но не для общества. Их производство связано с издержками, которые не способно нести какое-либо частное лицо. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с их «ценностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение потребностей общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

1.2.15. Экстерналии. Рынок не способен устранять внешние эффекты (экстерналии). Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов актуализируется[63]. Рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. Поэтому при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно упорядочивает хозяйственную деятельность и функционирование экономики, устанавливая правовые нормы, вводя нормативные ограничения, используя систему штрафов, определяя нормативные пределы, которые не вправе преступать участники хозяйственной деятельности.

1.2.16. Рынок – это социально нейтральная среда. Он не в состоянии противодействовать его монополизации, не в состоянии создать благоприятные условия для возникновения и развития малых предприятий.

Он не способен обеспечивать социальные гарантии. Он игнорирует социальные и этические критерии, не обеспечивает справедливого распределения ресурсов и доходов, не способен нейтрализовать их чрезмерную дифференциацию. Рынок порождает диспропорции в распределении общественного продукта, в пользовании богатством, накопленным обществом. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о себе и своем месте в обществе. Рынок создают условия для проявления корыстных интересов, для спекуляции, коррупции, рэкета, контрабанды, эксплуатации проституции и детского труда, торговли наркотиками и других правонарушений и преступлений. Социальная нейтральность рынка обусловливает необходимость ее компенсации мерами государственного управления и регулирования.

Рынок порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточной информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел, обеспечивать «коммерческую тайну». Информация является товаром, имеет различную цену. Экономические агенты обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность других принимать оптимальные решения. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. В некоторых случаях и некоторых отношениях информация является общественным товаром. Это объективно существующее противоречие снимается посредством сбора и предоставления полной и надежной информации институтами государства.

1.2.17. Государственное регулирование режима конкуренции осуществляется посредством принятия законодателем норм, противодействующих недобросовестной конкуренции и монополизации экономики, и надзора за их соблюдением.

Попытки законодательного обеспечения режима конкуренции с целью защиты предпринимателей и потребителей от недоброкачественной рыночной практики были предприняты в «Гражданском кодексе» Наполеона I, запрещавшем обман и мошенничество в сфере коммерции.

Первый в мире антимонопольный закон был принят в 1889 г. в Канаде. В 1890 г. закон, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий, был принят Конгрессом США («Закон Шермана»). Позднее в США были приняты «Закон о Федеральной торговой комиссии», «Закон Клейтона», «Закон Магнуссона-Мосса» и ряд других. Возникла новая отрасль административного права – конкурентное право.

В настоящее время антимонопольное законодательство имеется практически во всех странах с рыночной экономикой. Режим конкуренции на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), документами Европейского Союза. Имеется два типа антимонопольного законодательства — американское и европейское[64].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.