Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Монополия и конкуренция




Рынок состоит из рынка экономических (материальных и духовных) благ и рынка политических услуг, т.е. – из экономического рынка и политического рынка, взаимно дополняющих друг друга. Существует политическая и экономическая конкуренция.

1.2.1. Политическая конкуренция – это соперничество между политическими партиями, предлагающими избирателям политические услуги по представительству и защите их интересов. Политические партии предлагают различные конкурирующие стратегии социально-экономического развития общества. Избиратели, голосуя за ту или иную партию, одобряют приемлемую для большинства из них стратегию, санкционируя ее реализацию на практике. Партии излагают свои стратегии в своих программах, основываясь на идеологии, разделяемой и развиваемой партией[41]. Экономическая конкуренция – это средство эффективной реализации принятой стратегии на практике. Политическая и экономическая конкуренция дополняют, определяют и обусловливают друг друга. Не существует экономической конкуренции без политической и наоборот.

1.2.2. Экономическая конкуренция — это соперничество между участниками рынка[42]. Она способствует достижению компромисса производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели в процессе их взаимодействия; устранению дефицита или перепроизводства товаров. Только при наличии конкурентной борьбы участников рынка цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков. Конкуренция способствует упорядоченности рынка, гарантирующей производство достаточного количества качественных благ, продающихся по равновесной цене. Она способствует распределению ограниченных ресурсов в зависимости от наличных у участников рынка аргументов. Побеждает в конкурентной борьбе тот, кто при прочих равных условиях предлагает блага более высокого качества, либо по меньшей цене.

Эффект конкуренции зависит от ее условий. Предпосылками конкуренции являются равноправие (экономических и политических) агентов, действующих на рынке (во многом это определяется количеством присутствующих на рынке фирм и потребителей, политических партий и избирателей); характер предлагаемого товара; свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего, отсутствие препятствий для входа).

1.2.3. Различают следующие виды конкуренции. Условиями совершенной конкуренции [43] на рынке экономических благ являются:

• существование множества мелких фирм, предлагающих однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждой фирмы в общем объеме предложения продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

• отсутствие ограничений на доступ фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

1.2.4. Несовершенная конкуренция в той или иной мере связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для нее характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией находится монополистическая конкуренция, которая весьма часто встречается на практике. Она имеет место на рынке, где большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

1.2.5. В условиях монополии [44] одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей[45]. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Монопольная рыночная власть - это возможность для фирмы, влияя на цену товара и регулируя объем производства и сбыта, увеличивать сумму прибыли. Степень монополизации рынка определяет силу рыночной власти фирм, присутствующих на рынке. Монополист на рынке полностью контролирует весь объем выпуска товара. Он принимает решение о повышении цены. Он не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, понижающим цены. Однако он не в состоянии бесконечно повышать цену своего товара. Фирма-монополист, принимая решение о цене продажи, должна учитывать рыночный спрос и свои издержки.

1.2.6. Монопсония существует тогда, когда имеется только один покупатель. В условиях монополии выигрывает продавец; а монопсонии - покупатель. В военно-промышленном комплексе имеет место двусторонняя монополия, когда на рынке присутствуют только один продавец и один покупатель (заказчик — государство, поставщик — единственная фирма). Чистая монополия и чистая монопсония встречаются редко.

1.2.7. Олигополия предполагает наличие на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. В условиях олигополии несколько фирм контролируют основную часть рынка. Номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения на вхождение новых фирм в отрасль; обусловленные эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются также следствием действий, предпринимаемых ведущими фирмами отрасли, по недопущению в нее конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений.

Олигопсония – наличие на рынке нескольких покупателей, определяющих уровень цен на товары.

1.2.8. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна. В условиях монополистической конкуренции на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию. Хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Вступление новых фирм в отрасль не является сложным[46]. Эффект масштаба также не требует развития крупного производства. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока[47]. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм[48].

На рынке монополистической конкуренции прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокая прибыль станет стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, спрос на товары фирмы, получавшей прибыль, снизится (кривая спроса сместится влево). Сокращение спроса снизит прибыль фирмы до нуля. Долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Отсутствие прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является тенденцией. В реальности фирмы вследствие дифференциации продукции могут получать прибыль в течение достаточно длительного периода. Некоторые виды продукции, выпускаемой фирмами, трудно воспроизвести, а барьеры для входа в отрасль, хоть и не высокие, но все же существуют[49]. Монополистическая конкуренция относительно использования ресурсов неэффективна, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками. Но многообразие товаров, отражающих индивидуальные требования людей, более для них предпочтительно, нежели большой объем однообразной продукции по низким ценам.

Спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с использованием данных ресурсов. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсы растет очень медленно.

Спрос на ресурсы определяется уровнем цен на них. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получать максимальную прибыль. Предполагают, что фирма будет увеличивать потребление ресурсов до тех пор, пока каждая дополнительная партия ресурса будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки. Увеличение объемов потребления какого-либо ресурса имеет следствием рост выпуска продукции и дохода фирмы. Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если же фирма является несовершенным конкурентом, то она вынуждена снижать цену при расширении объема сбыта.

Количество переменного ресурса, используемого фирмой, определялось исходя из предположения, что потребление остальных ресурсов неизменно. Однако на практике фирма решает, каким образом скомбинировать применяемые ресурсы (в каком сочетании их использовать), чтобы получить максимальную прибыль.

1.2.9. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля. Само по себе количество фирм не дает представления о степени монополизации рынка. Для оценки степени конкурентности (монополизации) рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля: H=p12+…pi2+…pn2, где: Н — показатель концентрации; р1 ,..., рi,..., рn — процентная доля фирм на рынке[50].

1.2.10. Поведение фирм на рынке. Если фирмы придерживаются стратегии жесткой конкуренции на рынке, если они снижают цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то цены могут снижаться почти до конкурентного уровня. Монопольная власть и монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции для фирм более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности[51].

Препятствуют вхождению в отрасль новых фирм следующие факторы: необходимость получения лицензии (специального разрешения) государственных органов на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, трудности получения относительно дешевого кредита, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия, высокие затраты на оплату подключения к сетям электроснабжения и др.[52]. Снижало конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляло позиции отечественных монополистов введение высоких импортных пошлин на иностранные товары - до создания Всемирной торговой организации (WTO), в период доминирования идеологии протекционизма.

Возможность получения высоких прибылей и высокой доходности инвестиций привлекает новые фирмы в монополизированную отрасль. Однако, если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента. Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке. В России велики законодательные барьеры для вхождения в отрасль. Российские монополисты тратят значительные средства, включаемые в издержки, на взятки чиновникам для закрепления и сохранения в законодательстве таких барьеров.

На рынках несовершенной конкуренции (в условиях монополии, олигополии, монополистической конкуренции) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При монопольной власти кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме получать дополнительную прибыль. Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции. И, наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей повышения цены и получения монопольного дохода.

Если вводится дополнительный налог, то монополист сокращает производство и повышает цену. Влияние налога на монопольную цену зависит от эластичности спроса. Чем менее эластичен спрос, тем больше монополист повысит цену после введения налога. Эластичность спроса ограничивает монопольную власть фирмы на рынке. Если имеет место чистая монополия (только один продавец), то эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим произвол монополиста. Поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются (и должны быть!) собственностью государства[53].

Чистая монополия встречается достаточно редко. Монопольная власть, как правило, делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию. На рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей, устанавливая цену, получать прибыль. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей у фирмы для получения дополнительной прибыли, меньше ее рыночная власть. В условиях чистой монополии спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным спросом, его эластичность определяет оценку рыночной власти фирмы.

1.2.11. Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по цене ниже, чем остальные, то имеет место ценовая дискриминация. Она может быть, например, в том случае, если покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать. Существует возможность разделить рынки всех потребителей данной продукции с учетом дифференциации эластичности спроса[54]. Ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, и большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой. Такая политика ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и средство усиления монопольной власти, поэтому ее отдельные проявления подпадают под действие антимонопольного законодательства.

Полагают, что монополизация рынка снижает экономическую эффективность по следующим причинам.

1. Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, бывает ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. При этом ресурсы общества используются не в полном объеме; часть продукции, необходимой обществу, не производится. Максимальная эффективность производства не достигается.

2. Монополист, являясь единственным продавцом на рынке, не стремится к снижению издержек производства, поскольку у него нет стимула для использования прогрессивной технологии. Для него не важны обновление производства и его гибкость, снижение издержек. Монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

3. Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, сдерживают рост эффективности. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки[55].

1.2.12. Неопределенность и риск. Добиться успеха в конкурентной борьбе непросто[56]. Прогнозы и расчеты еще не являются гарантией успеха[57]. Участнику рынка неизвестен абсолютно надежный сценарий развития предстоящих событий (степень колебания цен, размер ожидаемого дохода и др.). Поэтому хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, с неизбежным наличием ситуаций, не поддающихся оценке, с непредсказуемостью поведения участников хозяйственной деятельности. Неопределенность имеет место в том случае, если неизвестна вероятность ожидаемого события; если оно может развиваться и наступить различными способами; если конечный результат известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия т.п.

Принятие хозяйственных решений в условиях неопределенности подвержено риску. Риск — это отсутствие уверенности в осуществлении ожидаемого события, это принятие решения о привлечении и использовании ресурсов в условиях существования возможной угрозы их утраты и не достижения той цели, ради достижения которой они затрачены. Риск – вероятен. Оценка его вероятности не может быть абсолютно точной. Риск – неизбежен. Он предполагает и вероятность события, и отклонения от ожидаемого результата. Риск – разнообразен. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакета акций, любая хозяйственная деятельность всегда связаны с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопределенность до минимума. Но при этом предпринимателем может быть только тот, кто способен принять на себя определенную долю риска. Способность рисковать – свойство потенциального предпринимателя. Но предприниматель всегда стремится уменьшить степень риска, точнее прогнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков.

1.2.13. Принцип диверсификации. Неопределенность и связанный с ней риск отражаются на поведении экономических агентов и результатах хозяйственной деятельности. Особо значим учет рисков в инвестировании, страховании, кредитовании[58]. Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Так, используется принцип диверсификации — разностороннего и многообразного размещения средств[59]. Изучение и принятие решений в экономике основано на выборе. Разнообразие и детальность информации, разнообразие активов обеспечивает широту выбора. Однако это лишь предпосылки обоснованности и надежности выбора, снижения степени риска. Универсальных правил принятия оптимальных решений не существует.

Доходность инвестиций и их надежность – разнонаправлены. Чем выше предполагаемая доходность инвестиций, тем, как правило, выше связанный с ними риск. Предприниматель стремится к максимизации доходности при приемлемой для него величине риска. Величина риска, приемлемая для того или иного предпринимателя, определяется его психофизиологическими особенностями (полом, возрастом, азартностью и пр.).

Рынок не является полностью совершенной системой, способной обеспечивать развитие и рост экономики. Обособление экономических агентов, несовпадение или противоречивость их интересов определяют наличие противоречий между участниками рыночных отношений. В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.