Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Генезис и сущность собственности




Антитрестовские законы направлены на противодействие объединениям, в рамках которых происходит полная утрата входящими в них фирмами всякой самостоятельности. Они устраняют конкуренцию и поэтому не приемлемы для рыночной экономики.

1.2.19. Антикартельные законы направлены на противодействие сговорам фирм (о разделах рынков сбыта по потребителям или по районам, об установлении одинаковых цен и др.).

Запрещая объединения и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы обеспечивают воспроизводство конкурентной среды, стимулируют диверсификацию производства и освоение фирмами новых сегментов рынка.

1.2.20. Недобросовестной конкуренцией является самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров; самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм; распространение ложных сведений или представление точных сведений в извращенном свете, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, а также самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления товаров; обман потребителей и заказчиков.

1.2.21. Монополистической практикой фирм является навязывание партнерам дискриминационных условий договоров; изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита; предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары. Противодействие монополизации экономики выражается в запретах на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении вплоть до ликвидации.

В каждой стране законодательно закрепляются свои критерии монополизации. В ряде стран в качестве монополии квалифицируется фирма, имеющая от 40% до 70% доли рынка. В США, например, (после прецедента, созданного в 1945 г. разбирательством дела алюминиевой корпорации АЛКОА) монополизацией рынка какого-либо товара считается доля рынка, превышающая 60%. Корпорация с такой долей может быть ликвидирована по решению суда. По этой причине в начале ХХ в. были разделены компании «Стандарт ойл» и «Дюпон». В 1982—1983 гг. была разукрупнена крупнейшая по величине активов компания — «Америкэн телеграф энд телефон» («АТТ»). Рыночная доля, равная 90% — 100%, считается в США полной монополией. Компания с такой долей подлежит безусловной ликвидации. За нарушение антимонопольного законодательства в США предусмотрены уголовная ответственность: штраф до $1 млн. с корпорации, до $100 тыс. с должностного лица и тюремное заключение до трех лет[65].

1.2.22. Антимонопольное законодательство России. Основным законодательным актом России, направленным на противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистической практике, является принятый 22.03.1991 г. Верховным Советом РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в РФ, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории РФ, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в РФ. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом (ФАО).

Федеральным законом от 06.05.1999 г. № 97-фз «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» регулируются отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками, исполнителями) в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд путем проведения конкурсов. Отношения, возникающие между организатором конкурса и участниками конкурса в процессе проведения конкурса и влияющие на конкуренцию на товарных рынках, регулируются антимонопольным законодательством.

Федеральный Закон от 17.08.1995 г. № 147-фз «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Он распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-фз «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулируются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом сегменте рынке. Закон применяется также в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами РФ за пределами территории РФ, приводят или могут привести в РФ к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг.

Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. Используя их, влияют на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивают монополистические проявления в них. Нормативно-ориентирующее регулирование конкуренции направлено на стимулирование предпринимательской активности фирм, следствием которой является поддержание и усиление конкуренции между ними. Государство, развивая конкурсные начала в государственной контрактной системе, может навязывать лидирующим фирмам административное ценообразование, применять налоговые льготы и субсидии для развития приоритетных направлений производства. Особое значение имеет поддержка новых фирм, особенно малых венчурных предприятий. В США, например, существует инфраструктура такой поддержки, оказывающая финансовое, материально-техническое, информационное, консультативное содействие вновь созданным фирмам.

 

 

Собственность является социальным институтом, способствующим структуризации общества. Она является основой, условием и предпосылкой гражданской ответственности и товарного производства, основой социальной стабильности и правопорядка в обществе, условием и предпосылкой социальной самоорганизации. Поэтому понятие "собственность" является одним из основополагающих понятий экономической теории, равно как и теории государства и права.

1.3.1. Двойственность собственности. Собственность представляет собой взаимодополняющее единство вещи (или вещного права) и права собственности на данную вещь, единство двух сторон товара как экономико-правового явления. Без товара как вещи (объективного материального предмета) нет и права собственности. В свою очередь вещь, у которой нет собственника, обладающего правом собственности на эту вещь, не является товаром.

Вещь, обладая потребительскими свойствами (полезностью), выступает в сделке обмена в качестве объекта, имеющего потребительную ценность, а потому меновую цену. Возможность совершения сделки только при наличии объекта определяет объективное содержание собственности и сделок. Условием и предпосылкой совершения сделки является отношение ее объектов (сторон сделки, совершающих обмен вещами) к вещам - объектам сделки как к своим. Любая сделка представляет собой акт присвоения – отчуждения вещи. Любая сделка представляет собой не только обмен вещами, но и одновременно обмен правами собственности на эти вещи. Сделка как результат согласованного изъявления воль ее участников определяет ее субъективную форму. Объективная сторона товара воплощается в вещи, субъективная - отражается в праве собственности на этот товар[66].

1.3.2. Структура права собственности. Вещь может стать товаром при условии, что она находится во власти определенного лица - в сфере проявления его воли. Вещь, как предмет, в отношении которого определяется воля данного лица, составляет объект его владения, его имущество, а лицо представляет собой владельца вещи. Владение - это волевое отношение человека к вещи, это нахождение вещи во власти человека. Оно предполагает и включает отношения “человек - вещь” и “человек - человек” и их взаимно дополняющее единство. При реализации отношений владения преграждается свободный беспрепятственный доступ к вещи других людей. Вещь как имущество, представляющее объект владения данного лица, становится монопольной сферой проявления его исключительной воли. Эта вещь находится вне сферы проявления воли других лиц, относящихся к ней как к чужой вещи, как к не своему имуществу.

Владение средствами производства, характеризуя волевое отношение к материальным условиям труда, является необходимой всеобщей предпосылкой общественного производства. В сделке найма работника предпринимателем - работодателем совершается обмен равноценными правами пользования. Предприниматель (владелец средств производства, владелец рабочего места) предлагает на рынке работнику право его использования в обмен на право пользования рабочей силой работника. Наемный работник (владелец рабочей силы) предлагает на рынке право пользования принадлежащей ему рабочей силой в обмен на право пользования рабочим местом. Эти права, взаимно дополняя друг друга, сливаются воедино в акте производства товара, представляющем совместную деятельность работника и предпринимателя. Эта двойная сделка обмена, когда каждый владелец, сохраняя свою собственность, участвует в обмене правами пользования на нее, завершается актом производства товара. Предприниматель инвестирует в совместную деятельность рабочее место (капитал, затраченный на его создание). Затрачивая его (амортизируя) в процессе производства, предприниматель получает из выручки от реализации товара плату за пользование рабочим местом - доход на инвестированный капитал в виде прибыли (дивидендов на собственный и процентов - на заемный капитал). Работник, затрачивая в процессе производства свою рабочую силу, вкладывая в процесс производства свой труд, получает доход на вложенный труд в виде заработной платы (рис. 5).

 

Рис. 5. Производство как акт взаимодополняющего обмена правами пользования рабочей силой и рабочим местом.

 

Владение вещами как реальное проявление воли определенного лица в отношении принадлежащих ему вещей реализуется в процессе их потребления, посредством пользования ими. Пользование вещами (средствами производства) в процессе производства представляет собой процесс труда.

Действия владельца, направленные на переход принадлежащих ему вещей во владение или в пользование других лиц, представляют собой распоряжение вещами. В результате распорядительных действий вещь навсегда или временно отчуждается, выбывает из сферы проявления воли одного лица и поступает во власть другого лица. Владение, пользование и распоряжение - взаимосвязаны. Они переходят друг в друга. В этом единстве и взаимном переходе они выражают реальное движение, присущее процессам производства, обмена, перераспределения и потребления. Единство и взаимодополняемость прав владения, пользования и распоряжения образуют право собственности.

На всех фазах процесса воспроизводства (в сферах производства, обмена, перераспределения и потребления) вещи (товары) пребывают и совершают движения (отчуждаются - присваиваются) как объекты собственности. Объективное социально-экономическое содержание процессов производства, обмена, перераспределения и потребления всегда проявляется в волевой (субъективной, правовой) форме. Собственность как юридическая (субъективная) форма проявления объективных социально-экономических процессов представляет собой единство практически осуществляющихся осознанных целесообразных действий людей, связанных с вещами, и их волевых отношений друг к другу.

Вещь как воплощение собственности – объективна. Она не возникает и не исчезает по желанию или изъявлению воли того или иного субъекта. И, напротив, - право собственности, его закрепление и передача всегда субъективны, всегда это результат изъявления воли собственника или лица претендующего не собственность. Вещь, как воплощение собственности, и право собственности на эту вещь суть различные аспекты одного и того же объекта. Они взаимно дополняют друг друга и не существуют одно без другого.

1.3.3. Условия товарообмена. В процессе товарообмена на рынке обмениваются вещи, равноценные для их владельцев, и одновременно равноценные права собственности на эти вещи. Отношения собственности, рассматриваемые относительно объективного их содержания, суть отношения, возникающие между субъектами объективно, вне зависимости от их воли и желания[67] по поводу производства, обмена, перераспределения и потребления товаров. Рассматриваемые относительно субъективной формы проявления этих отношений, они суть урегулированные нормами права отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантируемых государством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.