Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительный список




 

  1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  3. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) Москва-Воронеж, 2001.
  4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  7. Образ в регуляции деятельности.// Под ред. Н.Л. Мориной и В.И. Козлова, М., 1997.
  8. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. // М.: Институт психологии РАН,1999.
  9. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
  10. Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
  11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003.

22. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие.- Ярославль, 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА

ЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫ

(По К.К.Платонову)

1. Общие сведения о профессии:

- наименование и назначение профессии (специальности),

- характеристика рабочей зоны и рабочего места,

- общая и специальная подготовка специалиста,

- функциональные обязанности специалиста,

- критерии эффективности деятельности.

 

2. Содержание деятельности:

- описание и анализ основных действий и операций,

- профессиональные задачи, решаемые специалистом,

- особенности приема информации,

- особенности переработки информации и принятия решений,

- структура исполнительских действий,

- анализ ошибок в деятельности специалиста,

- соотношение загруженности в ходе работы различных психических функций.

3. Условия деятельности:

- санитарно-гигиенические условия,

- режим труда и отдыха.

 

4. Социально-психологические факторы деятельности:

- характеристика коллектива (группы), в составе которого специалист выполняет свои обязанности,

- роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей,

- мотивационные аспекты совместной деятельности,

- особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

 

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

- характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности,

- преобладающие эмоциональные состояния,

- влияние динамики состояний на эффективность деятельности,

- основные формы профессиональных заболеваний и травматизма,

- основные пути преодоления неблагоприятных состояний.

 

6. Психограмма:

- основные личностные качества, необходимые специалисту,

- ведущие сенсорно-перцептивные характеристики,

- профессионально важные свойства и качества мышления,

- профессионально важные характеристики памяти,

- свойства, определяющие успешность моторных действий,

соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических, мнемических и моторных качеств.

 

7. Противопоказания к деятельности.

Составленная по этой схеме профессиограмма официанта кафе и ресторана может выглядеть так (см. приложение 2).

 

Приложение 2

ПРОФЕССИОГРАММА ОФИЦИАНТА

 

1. Общие сведения о профессии (специальности).

Назначение официанта – своевременное и качественное обслуживание клиентов блюдами и напитками, регламентированными в меню. Его рабочим местом является торговый зал ресторана или кафе.

Основные характеристики рабочего места: независимость от природных условий и регламентация рабочего времени согласно должностной инструкции. Для обеспечения комфорта посетителей у официанта всегда должны быть при себе: блокнот, нарзанник-штопор, зажигалка, авторучка, ручник.

Для работы официантом необходимо среднее образование и специальная подготовка на курсах не менее 2-х месяцев.

Официант обязан:

- вовремя приходить на работу и соблюдать установленную продолжительность рабочего дня,

- выполнять распоряжения администратора, строго соблюдать трудовую дисциплину,

- безукоризненно выполнять требования охраны труда, техники безопасности, санитарии и личной гигиены.

Официант несет ответственность за выполнение в полном объеме следующих своих функциональных обязанностей:

1) уборка, накрытие и сервировка столов,

2) прием заказа и обеспечение правильности его выполнения,

3) полная информация о наличии на кухне ресторана и в баре утвержденного в меню и прейскуранте наименований блюд и напитков,

4) консультация посетителей в выборе блюд и напитков,

5) соблюдение сроков и этических норм подачи холодных закусок, горячих блюд и напитков с учетом пожеланий заказчиков,

6) оформление счетов и расчет по ним посетителей,

7) поддержание в чистоте обслуживаемых столов и контроль за чистотой посуды, инвентаря и оборудования, используемых в работе,

8) бережное отношение ко всем товарно-материальным ценностям,

9) принятие мер по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций,

10) информирование администрации об имеющихся недостатках в организации обслуживания посетителей.

Критерием эффективности деятельности официанта являются положительные отзывы о качестве обслуживания и отсутствие жалоб и нареканий со стороны посетителей.

 

2. Содержание деятельности.

Основные задачи, действия и операции, выполняемые официантом:

1) встреча и прием посетителей,

2) ознакомление посетителей с содержанием меню,

3) прием информации о составе заказа,

4) передача информации о заказе кассиру и получение контрольно-кассового чека,

5) получение заказа на кухне,

6) оценка и принятие решения по передаче заказа клиенту,

7) передача заказа и расчет с посетителями.

 

К особенностям приема информации относятся умение услышать и запомнить пожелания заказчиков и сжатые сроки ее переработки. Следует учитывать возможность влияния на официанта во время приема и исполнения заказа негативной информации со стороны посетителей и других работников ресторана.

В структуру исполнительских действий официанта входят:

- преобладание двигательных навыков, в первую очередь – кистей рук,

- координация движений,

- профессиональная осанка и

- речевая культура: умение выслушать посетителя и без лишних слов выразить свою мысль.

Следует иметь в виду, что в деятельности официанта значимость социально-психологических ошибок преобладает над индивидуально-личностными. В работе недопустимы следующие грубые ошибки:

- забывание заказа,

- нарушение алгоритма выполнения заказа,

- неправильное опознание заказанного блюда,

- неспособность сдерживать негативные эмоции и раздражение,

- некоторые особенности характера: агрессивность, нетерпимость и нетерпеливость, небрежность, жадность, неопрятность и т.п.

В деятельности официанта преобладает загруженность сенсорно-перцептивных, речемоторных и интеллектуальных процессов над эмоционально-волевыми, мнемическими и имажитивными. Распределение времени и усилий по выполнению функциональных обязанностей зависит от состава заказа, интенсивности взаимодействия с посетителями и руководством.

3. Условия деятельности.

Работа осуществляется в основном в помещениях закрытого типа, с бытовым микроклиматом, без резкого колебания температуры и влажности. В летнее время возможна работа на открытом воздухе, в естественных природных условиях, на верандах и террасах.

4. Социально-психологические факторы деятельности.

 

Работники ресторана (руководящий состав, работники кухни, другие официанты) несут вспомогательную и коллективную нагрузку при обслуживании посетителей. Высокую значимость для самого специалиста и всего коллектива имеет индивидуальный труд. В то же время результаты действия официанта зависят от коллектива и системы связей с руководящим составом. Результативность и качество труда всего коллектива повышается при проявлении внимательности и аккуратности в работе каждого специалиста.

Особенности профессиональной адаптации:

- испытательный срок в течение двух месяцев,

- возможность сокращения испытательного срока до одного месяца в связи с успешной работой,

- существует наставническая деятельность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.