КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительный список
22. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие.- Ярославль, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение1 ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫ (По К.К.Платонову) 1. Общие сведения о профессии: - наименование и назначение профессии (специальности), - характеристика рабочей зоны и рабочего места, - общая и специальная подготовка специалиста, - функциональные обязанности специалиста, - критерии эффективности деятельности.
2. Содержание деятельности: - описание и анализ основных действий и операций, - профессиональные задачи, решаемые специалистом, - особенности приема информации, - особенности переработки информации и принятия решений, - структура исполнительских действий, - анализ ошибок в деятельности специалиста, - соотношение загруженности в ходе работы различных психических функций. 3. Условия деятельности: - санитарно-гигиенические условия, - режим труда и отдыха.
4. Социально-психологические факторы деятельности: - характеристика коллектива (группы), в составе которого специалист выполняет свои обязанности, - роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей, - мотивационные аспекты совместной деятельности, - особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.
5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности: - характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности, - преобладающие эмоциональные состояния, - влияние динамики состояний на эффективность деятельности, - основные формы профессиональных заболеваний и травматизма, - основные пути преодоления неблагоприятных состояний.
6. Психограмма: - основные личностные качества, необходимые специалисту, - ведущие сенсорно-перцептивные характеристики, - профессионально важные свойства и качества мышления, - профессионально важные характеристики памяти, - свойства, определяющие успешность моторных действий, соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических, мнемических и моторных качеств.
7. Противопоказания к деятельности. Составленная по этой схеме профессиограмма официанта кафе и ресторана может выглядеть так (см. приложение 2).
Приложение 2 ПРОФЕССИОГРАММА ОФИЦИАНТА
1. Общие сведения о профессии (специальности). Назначение официанта – своевременное и качественное обслуживание клиентов блюдами и напитками, регламентированными в меню. Его рабочим местом является торговый зал ресторана или кафе. Основные характеристики рабочего места: независимость от природных условий и регламентация рабочего времени согласно должностной инструкции. Для обеспечения комфорта посетителей у официанта всегда должны быть при себе: блокнот, нарзанник-штопор, зажигалка, авторучка, ручник. Для работы официантом необходимо среднее образование и специальная подготовка на курсах не менее 2-х месяцев. Официант обязан: - вовремя приходить на работу и соблюдать установленную продолжительность рабочего дня, - выполнять распоряжения администратора, строго соблюдать трудовую дисциплину, - безукоризненно выполнять требования охраны труда, техники безопасности, санитарии и личной гигиены. Официант несет ответственность за выполнение в полном объеме следующих своих функциональных обязанностей: 1) уборка, накрытие и сервировка столов, 2) прием заказа и обеспечение правильности его выполнения, 3) полная информация о наличии на кухне ресторана и в баре утвержденного в меню и прейскуранте наименований блюд и напитков, 4) консультация посетителей в выборе блюд и напитков, 5) соблюдение сроков и этических норм подачи холодных закусок, горячих блюд и напитков с учетом пожеланий заказчиков, 6) оформление счетов и расчет по ним посетителей, 7) поддержание в чистоте обслуживаемых столов и контроль за чистотой посуды, инвентаря и оборудования, используемых в работе, 8) бережное отношение ко всем товарно-материальным ценностям, 9) принятие мер по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций, 10) информирование администрации об имеющихся недостатках в организации обслуживания посетителей. Критерием эффективности деятельности официанта являются положительные отзывы о качестве обслуживания и отсутствие жалоб и нареканий со стороны посетителей.
2. Содержание деятельности. Основные задачи, действия и операции, выполняемые официантом: 1) встреча и прием посетителей, 2) ознакомление посетителей с содержанием меню, 3) прием информации о составе заказа, 4) передача информации о заказе кассиру и получение контрольно-кассового чека, 5) получение заказа на кухне, 6) оценка и принятие решения по передаче заказа клиенту, 7) передача заказа и расчет с посетителями.
К особенностям приема информации относятся умение услышать и запомнить пожелания заказчиков и сжатые сроки ее переработки. Следует учитывать возможность влияния на официанта во время приема и исполнения заказа негативной информации со стороны посетителей и других работников ресторана. В структуру исполнительских действий официанта входят: - преобладание двигательных навыков, в первую очередь – кистей рук, - координация движений, - профессиональная осанка и - речевая культура: умение выслушать посетителя и без лишних слов выразить свою мысль. Следует иметь в виду, что в деятельности официанта значимость социально-психологических ошибок преобладает над индивидуально-личностными. В работе недопустимы следующие грубые ошибки: - забывание заказа, - нарушение алгоритма выполнения заказа, - неправильное опознание заказанного блюда, - неспособность сдерживать негативные эмоции и раздражение, - некоторые особенности характера: агрессивность, нетерпимость и нетерпеливость, небрежность, жадность, неопрятность и т.п. В деятельности официанта преобладает загруженность сенсорно-перцептивных, речемоторных и интеллектуальных процессов над эмоционально-волевыми, мнемическими и имажитивными. Распределение времени и усилий по выполнению функциональных обязанностей зависит от состава заказа, интенсивности взаимодействия с посетителями и руководством. 3. Условия деятельности. Работа осуществляется в основном в помещениях закрытого типа, с бытовым микроклиматом, без резкого колебания температуры и влажности. В летнее время возможна работа на открытом воздухе, в естественных природных условиях, на верандах и террасах. 4. Социально-психологические факторы деятельности.
Работники ресторана (руководящий состав, работники кухни, другие официанты) несут вспомогательную и коллективную нагрузку при обслуживании посетителей. Высокую значимость для самого специалиста и всего коллектива имеет индивидуальный труд. В то же время результаты действия официанта зависят от коллектива и системы связей с руководящим составом. Результативность и качество труда всего коллектива повышается при проявлении внимательности и аккуратности в работе каждого специалиста. Особенности профессиональной адаптации: - испытательный срок в течение двух месяцев, - возможность сокращения испытательного срока до одного месяца в связи с успешной работой, - существует наставническая деятельность.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |