Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан




Уровень жизни описывают системой взаимосвязанных показателей:

- доходы и потребление населения;

- жилищные условия;

- показатели образования и здравоохранения;

- условия труда, продолжительность рабочего и свободного времени.

Уровень жизни зависит от величины денежных доходов семьи. Исходя из этого, основным показателем материальной обеспеченности населения в отечественной статистике принято считать совокупный доход, который включает все виды денежных поступлений, а также стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, направленных на личное потребление.

В общем виде, структура совокупных доходов населения может быть представлена следующей схемой:

 


К социальным трансфертам в денежной форме относят пенсии, пособии, социальную помощь, стипендии, страховые возмещения, возмещение ущерба репрессированным гражданам и др.

Доходы от собственности включают в себя:

- доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям;

- проценты по вкладам, причитающимся вкладчикам кредитных организаций Сбербанка, Внешэкономбанка;

 

- выплаты по государственным и другим ценным бумагам, производимые Сбербанком и другими кредитными банками;

- доходы от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья;

- другое.

В структуре денежных доходов населения за последние годы растут доходы от собственности, предпринимательские и существенно уменьшается доля оплаты труда, но в абсолютных суммах возрастают все виды доходов. Наблюдаются значительное расслоение населения по уровню доходов. По материалам государственной статистики менее четверти населения страны (24%) сосредоточили около половины (более 48%) общего объема доходов, тогда как пятая часть всего населения располагает 6% общего объема доходов.

В целях сглаживания различий в доходах государство осуществляет регулирование доходов путем их перераспределения через бюджет, дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. К прямым методам регулирования доходов относят трансфертные платежи из бюджета и внебюджетных фондов на социальные нужды с использованием системы социальных гарантий и социальной защиты малоимущих слоев.

Одна из основных форм социальной защиты населения – индексация доходов в условиях инфляции, направленная на поддержание покупательной способности трудовых и иных доходов. Индексируют прежде всего денежные доходы, которые не носят единовременного характера (зарплата, пенсии, пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба здоровью на производстве). Не индексируются денежные доходы от собственности.

Косвенным методом регулирования доходов является государственная система налогообложения, ее потенциальная способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к малообеспеченным слоям населения. Тяжесть налогообложения должна переноситься с менее доходного на более доходное население, соблюдая при этом определенную меру. Мировой опыт показывает, если изымается 40-45% доходов, то предприниматель теряет интерес к своему делу.

Социальная политика государства должна быть направлена не столько на выравнивание доходов, сколько на преодоление чрезмерной их дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения всех видов доходов и имущества.

Меры прямого и косвенного воздействия государства на уровень и дифференциацию доходов дополняются коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений (социальное партнерство). Одна из функций социального партнерства – упорядочение соотношений в размерах трудовых доходов между отдельными профессиональными и социально-демографическими группами населения. В настоящее время отраслевые и профессиональные тарифные соглашения нередко исходят из ведомственных, преимущественно предпринимательских интересов. В результате этого усиливается межотраслевая и межпрофессиональная дифференциация заработной платы, а значит, доходов семей работников наемного труда.

Располагаемые доходы – это сумма средств, которую семья может потратить на потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников. Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов, т.е. увеличиваются на сальдо натуральных трансфертов.

Важнейшей характеристикой уровня жизни является стоимость жизни. Стоимость жизни – это количество материальных благ и услуг, которое необходимо потреблять по нормам или потребляется фактически в денежном исчислении. Стоимость жизни можно оценить по величине расходов, которые несет отдельный человек, семья, группа населения на приобретение товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления работоспособности.

Территориальный индекс стоимости жизни рассчитывается следующим образом:

или иначе

где q1, q0 – нормы потребления материальных благ и услуг для базисного и сравниваемого района; P0, Р1 – цены и тарифы в базисном и сравниваемом районах; n- число наименований благ и услуг в наборе (потребительской корзине).

Аналогично рассчитывается динамический индекс стоимости жизни в базовом и анализируемом периодах на конкретной территории, отличие состоит в том, что в этом случае q1, q0 – норма потребления материальных благ и услуг в базовом и отчетном периодах; P0, Р1 – соответственно цены базового и отчетного периодов на данной территории.

Из приведенных формул следует, что показатель стоимости жизни включает цены и тарифы, а также физический объем потребления. Поэтому территориальный индекс стоимости жизни отражает не только различия в ценах и тарифах по территориям, но и различия в потреблении материальных благ и услуг. Динамический индекс отражает эти различия в разные периоды времени на одной и той же территории.

От метода расчета стоимости жизни во многом зависит определение реальной заработной платы, реальных доходов, пенсий, различных пособий. Первая попытка расчета индексов стоимости жизни в нашей стране («индексов вздорожания») была предпринята академиком С.Г. Струмилиным еще в 1918 г. На основе продуктового набора из 16 продуктов питания. Это было обусловлено необходимостью регулировать реальную заработную платы в условиях быстрого изменения цен с помощью такого измерителя, который позволил бы отслеживать покупательную способность денег в разные периоды и в разных районах страны.

В 1922 году бюджетный набор был увеличен до 24 товаров и уточнялся через 2 года вплоть до 1930 г., когда расчеты индекса стоимости жизни прекратились. Вновь расчеты возобновились с середины 50-х годов и проводились в НИИ труда.

Для оценки стоимости жизни нормы потребления благ и услуг можно формировать на основе минимальных, средних и рациональных потребительских бюджетов. Как правило, для этой цели используют минимальные потребительские бюджеты. При этом под минимальным потребительским бюджетом понимается баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Его можно построить одним из 3-х методов: статистическим, нормативно-статистическим, нормативным.

Статистический метод основывается на материалах бюджетных обследований семей, проводимых органами госстатистики. За базу расчетов принимается фактический уровень потребления и расходов малообеспеченных групп населения. Граница малообеспеченности устанавливается по-разному: среднедушевой доход у 10% наименее обеспеченного населения, у 20, 25 и 50% от общей численности населения. Чаще всего принимают среднедушевой доход 20% наименее обеспеченного населения. Фактические различия в потреблении принимаются за норму.

При нормативно-статистическом методе формирования минимального потребительского бюджета основу расчетов составляет стоимость физиологической нормы продуктов питания. По данным бюджетных обследований определяется группа семей, которая фактически расходует на питание указанную сумму средств. Затем определяют стоимость прочих расходов этих семей, которые должны входить в минимальный потребительский бюджет.

При нормативном методе расчета минимального потребительского бюджета используют обоснованные нормативы потребления. Минимальные нормы потребления – это то его количество, которое позволяет поддерживать трудовой потенциал работника, осуществлять воспроизводство рабочей силы, обеспечивать нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

Минимальные нормы потребления на покрытие потребностей человека в пище, одежде, жилье, безопасности и инстинкте продления рода позволяют количественно отразить специфику среды обитания населения страны, ее природно-климатические особенности, национальные черты быта и обычаев населения различных районов страны.

Нормативный метод дает более точное представление обо всей потребительской корзине и позволяет оценить в денежном выражении весь набор входящих в нее материальных благ и услуг, т.е. оценить стоимость жизни по минимальным нормам потребления.

Данный метод длительное время использовался в нашей стране для определения минимального потребительского бюджета (МПБ), как денежной оценки минимальных благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и нормальной жизнедеятельности нетрудоспособных. Это – обобщающий социальный норматив.

Минимальный потребительский бюджет включал примерно 250 наименований товаров и услуг для конкретных социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети) по регионам страны. Результаты расчетов МПБ не утверждались законодательно в качестве социального стандарта, но они служили ориентиром при планировании социального развития страны и определения минимальной заработной платы.

В настоящее время вместо термина "минимальный потребительский бюджет" используется термин "прожиточный минимум" как месячная сумма денежных средств, необходимых приобретения для набора товаров и услуг, позволяющих человеку удовлетворить минимальные потребности жизнеобеспечения. Его часто также называют «порогом» или «чертой бедности» по причине невозможности существования человека на сумму денежных средств меньше величины прожиточного минимума. Следовательно, прожиточный минимум есть не что иное, как оценка минимальной потребительской корзины, которая представляет собой минимальный набор продуктов питания, минимальный набор непродовольственных товаров и минимальный набор услуг.

Понятие «прожиточный минимум» впервые появилось в странах Западной Европы и Америки в конце XIX в. как «черта бедности» в результате исследований социологов. Исследования С. Роунтри, которые проводились в рабочих кварталах Йорка, считаются первой попыткой научного обоснования прожиточного минимума.

В нашей стране понятие «минимальный потребительский бюджет» применялось в советский период развития страны, тогда как понятие «прожиточный минимум» прочно вошло в постсоветский период. Различия между ними определяются только составом потребительских корзин: МПБ включал больше наименований товаров и услуг, чем ПМ.

Расчеты, проведенные НИИ труда, показывают, что за период с 1965 г. по 1989 г. МПБ одинокого рабочего увеличился на 42% в связи с относительно стабильными ценами на товары и услуги, тогда как средняя заработная плата по стране возросла в 2,5 раза. Это привело к тому, что заметно уменьшилось отношение минимальной заработной платы к средней в связи с неизменным размером минимальной заработной платы. В 1989 г. оно составило 29% при оптимальном соотношении 35-40%. В настоящее время соотношение составляет порядка 11%.

В 1970 г. МПБ одинокого рабочего превышал размер минимальной заработной платы на 9%. Затем разрыв между этими показателями начал увеличиваться и достиг в 1989 г. 34,3%, сохранившись в этих пределах вплоть до 1992 г. Следовательно, к началу проведения реформ в нашей стране уровень минимальной заработной платы значительно отставал от МПБ.

В 1992 г. Указом Президента официально было введено понятие прожиточного минимума, который начал рассчитываться по стране и регионам, но его величина существенно отличалась от определяемого ранее минимального потребительского бюджета. Например, в ценах 1989-1990 гг. прожиточный минимум составлял 43 руб. в месяц при минимальной зарплате в тот период 70 рублей и был в 2 раза ниже уровня МПБ. Это обусловлено тем, что потребительская корзина ПМ включала всего 19 наименований потребительских товаров. Данный прожиточный минимум фактически назывался уровнем малообеспеченности и определял границу крайней нищеты. Он отражал резкое падение покупательной способности минимальной заработной платы.

В соответствии с Законом РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (принят 24.10.1997 г.) минимальная заработная плата и минимальная пенсия привязаны к величине прожиточного минимума должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума, а государственная социальная помощь должна предоставляться с учетом материальной обеспеченности граждан (среднедушевого дохода семьи).

В связи с резкой критикой потребительской корзины, установленной для определения прожиточного минимума по уровню малообеспеченности (физиологического выживания) в 1999 г. постановлением Правительства РФ были утверждены методические указания по определению минимальной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по России и регионам. В соответствии с ними потребительские корзины представлены натуральными наборами не только продуктов питания, но и основных непродовольственных товаров и некоторых платных услуг. По расчетам, приведенным НИИ труда, стоимость новой минимальной потребительской корзины была в 1,3 – 1,6 раза выше (в зависимости от региона) уровня малообеспеченности. Данные методические рекомендации уточнялись в 2000 г. и 2005 г.

Согласно методическим рекомендациям к основным социально-демографическим группам населения для определения минимальных потребительских корзин относятся:

- трудоспособное население с выделением мужчин и женщин в трудоспособном возрасте за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;

- пенсионеры, достигшие пенсионного возраста, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;

- дети в возрасте 0-15 лет с выделением группы детей в возрасте 0-6 лет.

Формирование минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг по каждой группе населения осуществляется по регионам страны в соответствии с методическими рекомендациями.

В зависимости от факторов, влияющих на потребление продуктов питания, все регионы распределены по 9 природно-климатическим зонам (объединенный Красноярский край входит в I,III,IV зоны). Для каждой зоны составлены объемы (в кг) годового потребления продуктов, которые объединены в 11 групп: хлебные продукты, включая муку, крупы, бобовые, хлеб и макароны в пересчете на муку; картофель; овощи и бахчевые; фрукты; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; рыбопродукты; молоко и молокопродукты в пересчете на молоко; яйцо; масло растительное, маргарин и др. жиры; прочие (соль, чай, специи). По калорийности и натуральным показателям наборы в каждой зоне дифференцируются по группам населения

Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального (длительного) пользования содержит 7 групп товаров с учетом нормативного срока их износа (лет): верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары. Минимальные наборы различаются по категориям населения как по составу товаров в группе, так и срокам их износа.

Минимальный набор непродовольственных товаров общественного пользования составлен на одну среднестатистическую семью (2,9 чел) и включает постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (посуда, бытовые приборы, часы, светильники), мебель. Товары общесемейного пользования также учитывают нормативный срок износа. Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства (не расшифровываются) составляют 10% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц.

В зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров, территория страны разбита на 3 зоны (с холодным и резко континентальным климатом, с умеренным климатом, с теплым климатом). Объединенный Красноярский край входит в одну первую зону.

Минимальный набор платных услуг частично дифференцируется по категориям населения (транспортные услуги с учетом льгот для пенсионеров и детей). В состав минимальных платных услуг входят: жилье (18 кв. м. на человека), центральное отопление (Гкал. в год), холодное и горячее водоснабжение и водоотведение (л. в сутки), газоснабжение (кубометров в месяц), электроснабжение (квт/ч в месяц), транспортные услуги (поездок в год), другие услуги (в размере 15% от общих расходов на услуги).

При учете особенностей потребления услуг территория страны также разбита на 3 зоны. Красноярский край входит в I зону.

Продуктовые наборы различаются для мужчин, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров независимо от пола, а также детей в возрасте 0-6 лет и 7-15 лет по каждой зоне. Непродовольственные наборы индивидуального пользования установлены в зависимости от пола: для всех мужчин (трудоспособных и пенсионеров), всех женщин (трудоспособных и пенсионеров), а также различаются для детей в зависимости от их возраста (0-6 лет, 7-15 лет) по каждой зоне.

Таким образом, потребительские корзины дифференцированы для различных категорий населения в целом по стране и по регионам, входящим в конкретную зону. Регионы могут вносить уточнения в корзину.

В зависимости от удельного веса мужчин и женщин в составе населения трудоспособного возраста, соотношения детей в возрасте 0-6 лет и 7-15 лет в общей численности детей определяются усредненные минимальные объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в расчете на одного трудоспособного, одного пенсионера и одного ребенка.

Прожиточный минимум является основой для расчета ряда показателей.

1. Для определения минимальной заработной платы.

Согласно Всеобщей Декларации Прав Человека (ст.25) размер минимальной заработной платы можно рассчитать по формуле:

, ,

где Кижд - коэффициент, учитывающий число иждивенцев в семье (nИЖД – количество иждивенцев, nРАБ- число работающих в семье). Для России КИЖД =1,2 в среднем. Величина коэффициента показывает, что уровень минимальной заработной платы должен превышать величину прожиточного минимума. Научно-обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом составляет 1,7:1.

2. Для оценки качества жизни различных слоев населения по уровню их личных доходов (Дл) и покупательной способности доходов:

Уровень ПМ официально регистрируется в ООН для контроля за соблюдением прав человека. В США он составляет 12 тыс.дол. в год, в Швейцарии – 16 тыс. дол. Прожиточный минимум нашей страны не зарегистрирован в ООН (составляет менее 1,5 тыс. дол. в год).

Используется следующая классификация качества жизни по уровню доходов:

 

Дл < ПМ - нищета

Дл = ПМ - бедность

Дл > ПМ в 2-10раз – достаток

Дл > ПМ более чем в 10раз – богатство

 

3. Для соотношения курса валют разных стран по одинаковым потребительским корзинам, которые оценивают по ценам, действующим в сравниваемых странах на одну и ту же календарную дату. Примерный расчет показывает, что на 01.01.03 г. 1 дол. был равен 15-20 руб.

4. Для определения реальной заработной платы целесообразно использовать не индекс цен, а территориальный индекс стоимости жизни, исчисленный на основе МПБ, используя формулу:

В развитых рыночных экономиках используют такие основополагающие константы при оценке качества и уровня жизни как:

- доля оплаты труда в ВВП;

- соотношение заработной платы и прожиточного минимума;

- размер ВВП на рубль (доллар) заработной платы;

- другие.

Доля заработной платы в ВВП в 90-е годы колебалась в развитых странах в интервале 67-72%, тогда как в России она составляла немногим более 30%.

 

 


[1] см. «Экономика и жизнь» № 22, 1993 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.