КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Себестоимость перевозок. Постоянные и переменные затраты. Расчет себестоимости грузовых автомобильных перевозок.
Локальные (частные); 1) обобщенные (комплексные); 2) внетранспортного эффекта. Локальные критерии эффективности применяют, если сравнивают варианты по одному отдельно взятому показателю. Комплексные применяют, когда сравниваются варианты перевозок, отличающиеся по нескольким организационно-техническим признакам. Критерии внетранспортного эффекта оценивают положительные результаты, получаемые за пределами транспортной сферы. Например, «монтаж с колес» в строительном производстве сокращает сроки сдачи объекта, но требует длительных простоев автомобилей на строительных объектах, другим примером может служить перевозка готовой одежды в магазины, если её перевозить в сложенном состоянии, то можно добиться полного использования грузоподъемности автомобиля, но при этом на приведение её к товарному виду потребуются значительные затраты времени на утюжку, развешивание и т.д., если перевозить одежду в специальных контейнерах на вешалках, в готовом к реализации виде, значительно снизится коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. Локальные показатели эффективности. В качестве локальных показателей эффективности часто используют технологические параметры транспортного процесса: минимальное среднее расстояние перевозки, минимальный нулевой пробег, минимум порожнего пробега, средний коэффициент использованияоль грузоподъемности, минимальный суммарный простой автомобилей, минимальное количество автомобилей и т. д. В качестве критерия используются такие показатели как: скорость доставки, величина потерь груза в пути, сохранность груза. К числу локальных показателей эффективности транспортного процесса относятся энергоемкость, материалоемкость, металлоемкость перевозок. Энергоемкость перевозок оценивает количество энергии, расходуемой на выполнение перевозок данным транспортным средством и определяется по формуле: 100Ωλδ Э = P2, ккал/100ткм,
где: Ω - годовой расход топлива, л; λ - плотность топлива, кг/л; δ - теплотворная способность топлива, кДж/кг; P2 - годовая величина транспортной работы, ткм. Энергоёмкость снижается при использовании автомобилей большой грузоподъёмности. Материалоемкость перевозок оценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок:
, кг/1000 ткм,
где: - масса материалов данного вида в конструкции автомобиля, кг; - масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг; - коэффициент дорожных условий; T - амортизационный срок службы автомобиля, лет. - коэффициент использования материалов (отношение массы деталей к массе заготовок); Металлоемкость перевозок оценивается аналогичным способом:
, кг/1000 ткм,
где: - масса автомобиля, кг; - масса заправки, кг; - масса неметаллических частей, кг; - масса агрегатов, запчастей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля, кг. Комплексные показатели. Использование комплексных показателей эффективности транспортного процесса вызвано стремлением отразить результаты работы автотранспорта для различных условий перевозок. К комплексным показателям относятся: 1. натуральные показатели - производительность (годовая, сменная, часовая) автомобиля; - трудоемкость перевозок; - производительность живого труда. Трудоемкость перевозок – это количество труда всех категорий работников (водители, грузчики, административный и управленческий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за период времени (год), измеряется в человеко-часах на 100 ткм. Производительность живого труда - это величина, обратная трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте она в 6-7 раз ниже, чем на жел/дор, это связано с меньшей грузоподъемностью автомобилей и меньшим средним расстоянием перевозки. Для потребителя транспортных услуг важно снижение транспортных затрат на единицу производимой продукции. 2.стоимостные показатели: - себестоимость; - прибыль; - рентабельность; - доход; - приведенные затраты. Приведенные затраты не перевозку позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде годовые эксплуатационные затраты и капитальные вложения. Сэ + Ен (К – Сл) С пр = ------------------------, Р Где: Спр - приведенные затраты; Сэ - годовые эксплуатационные затраты, руб/ткм; Ен - отраслевой коэффициент экономической эффективности; К - капитальные вложения, руб; Сл - ликвидная стоимость основных фондов; Р - транспортная работа за год, ткм. Себестоимость перевозок. Себестоимость перевозок – это затраты на получение транспортной продукции. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на погрузку – выгрузку, на транспортирование, на ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах, на складское хранение груза и на операции по подготовке груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ. В себестоимости отражаются результаты деятельности собственного трудового коллектива и косвенно – деятельность всего хозяйственно – правового комплекса страны. В себестоимости проявляются: результаты внедрения новой техники и современных технологий, степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень организации труда и, как следствие, качество продукции и спрос на неё. Себестоимость измеряется в денежной форме, например: себестоимость 1 км пробега, выполненных 10 ткм, отработанных 10 автомобиле/часов. На автомобильном транспорте при определении себестоимости транспортирования выделяются следующие статьи затрат: - основная и дополнительная заработная плата и отчисления на социальное страхование водителей (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС); - топливо для автомобилей всех типов, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильных шин; - текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей; - амортизация подвижного состава на полное восстановление и на капитальный ремонт; - накладные расходы. При составлении калькуляции себестоимости грузовых перевозок практикуется деление затрат на переменные и постоянные по признаку зависимости их от объема транспортной работы. Отдельно стоит заработная плата водителей с начислениями, условно относящаяся к постоянным расходам.
Переменные затраты: Постоянные затраты: - топливо; - заработная плата водителей с начислениями; - смазочные материалы; - накладные расходы (административно- - шины, запасные части; хозяйственные, общепроизводственные - затраты на ТО и ремонт; затраты, различные сборы, непроизводст- - амортизация подвижного венные расходы); состава, нормы на полное - амортизация подвижного состава, нормы на восстановление которого полное восстановление которого зависят от зависят от пробега. времени эксплуатации. К накладным расходам относят: аренду помещений, налог с имущества, оплата лицензий, заработную плату административно – управленческого персонала, затраты на электроэнергию, обогрев, воду и т. д. Суммарные затраты складываются:
Где: - переменные расходы на 1 км пробега, руб; - общий пробег автомобилей, км; - постоянные расходы на автом/час, руб; - автомобиле-часы в наряде; - заработная плата водителей, руб. На величину себестоимости грузовых перевозок и её структуру влияет множество внешних факторов, не зависящих от результатов производственно-финансовой деятельности АТП, и внутрипроизводственных факторов. К внешним относятся: климатические и дорожные условия, цены на материальные ресурсы и основные средства, сложившаяся структура автомобильного парка, уровень развития дорожной сети, степень централизованного инвестирования производственно-технической базы АТП. К внутрипроизводственным: разумная экономия всех видов материальных затрат, рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов. Эти факторы действуют в совокупности. В условиях рыночной экономики значение внутренних факторов возрастает, т. к. чтобы продукция стала конкурентоспособной, нужно снижать её себестоимость, а для этого необходимо рационально организовать свою деятельность. Расчет себестоимости грузовых автомобильных перевозок. При расчете себестоимости перевозок учитываются затраты только на перемещение груза, а затраты на погрузочно-разгрузочные работы и затраты на содержание автодорог не учитываются. Наиболее динамично на себестоимость грузовых перевозок влияют такие показатели как: - грузоподъёмность подвижного состава; - коэффициент статического использования грузоподъёмности; - коэффициент использования пробега; - коэффициент выпуска; - время в наряде; - техническая скорость; - время простоя под погрузочно – разгрузочными операциями. При современном уровне цен на горюче – смазочные материалы, шины и подвижной состав доля переменных расходов в себестоимости грузовых перевозок резко возросла и доходит до 75 %. Расчет себестоимости доставки одной тонны груза производится по формуле (Ι); Расчет себестоимости выполнения единицы транспортной работы (ІІ): (I); (II).
Где: - себестоимость доставки 1 т груза, руб/т; - себестоимость выполнения 1 ткм, руб/ткм; С - затраты на транспортировку груза за определенный период (год, квартал, месяц), руб; Q - объем перевозок за тот же период, т; P - транспортная работа за тот же период, ткм. Тогда себестоимость одного ткм определяется по формуле: , при условии, что ЗП водителя входит в постоянные затраты.
Где: - переменные затраты на 1 час работы; Спос - постоянные затраты на один час работы; - часовая производительность автомобиля, ткм/час Себестоимость доставки 1 тонны груза определяется аналогично. Постоянные затраты на час работы это и есть удельные постоянные затраты: Спос=Sпос . Переменные затраты на час работы определяются по формуле: ; Отношение пробега ко времени в наряде есть эксплуатационная скорость автомобиля, учитывающая простой под погрузкой и разгрузкой: Тогда: В итоге себестоимость 1 ткм определяется: ; Выразим эксплуатационную скорость автомобиля через среднетехническую: ; Часовую производительность автомобиля через показатели его использования:
. После подстановки выражений в зависимость и преобразования получим формулу определения себестоимости 1ткм:
. Аналогично выводится формула для расчета доставки одной тонны груза:
.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |