Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Себестоимость перевозок. Постоянные и переменные затраты. Расчет себестоимости грузовых автомобильных перевозок.




Локальные (частные);

1) обобщенные (комплексные);

2) внетранспортного эффекта.

Локальные критерии эффективности применяют, если сравнивают варианты по одному отдельно взятому показателю.

Комплексные применяют, когда сравниваются варианты перевозок, отличающиеся по нескольким организационно-техническим признакам.

Критерии внетранспортного эффекта оценивают положительные результаты, получаемые за пределами транспортной сферы. Например, «монтаж с колес» в строительном производстве сокращает сроки сдачи объекта, но требует длительных простоев автомобилей на строительных объектах, другим примером может служить перевозка готовой одежды в магазины, если её перевозить в сложенном состоянии, то можно добиться полного использования грузоподъемности автомобиля, но при этом на приведение её к товарному виду потребуются значительные затраты времени на утюжку, развешивание и т.д., если перевозить одежду в специальных контейнерах на вешалках, в готовом к реализации виде, значительно снизится коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.

Локальные показатели эффективности.

В качестве локальных показателей эффективности часто используют технологические параметры транспортного процесса: минимальное среднее расстояние перевозки, минимальный нулевой пробег, минимум порожнего пробега, средний коэффициент использованияоль грузоподъемности, минимальный суммарный простой автомобилей, минимальное количество автомобилей и т. д.

В качестве критерия используются такие показатели как: скорость доставки, величина потерь груза в пути, сохранность груза.

К числу локальных показателей эффективности транспортного процесса относятся энергоемкость, материалоемкость, металлоемкость перевозок.

Энергоемкость перевозок оценивает количество энергии, расходуемой на выполнение перевозок данным транспортным средством и определяется по формуле:

100Ωλδ

Э = P2 , ккал/100ткм,

 

где: Ω - годовой расход топлива, л;

λ - плотность топлива, кг/л;

δ - теплотворная способность топлива, кДж/кг;

P2 - годовая величина транспортной работы, ткм.

Энергоёмкость снижается при использовании автомобилей большой грузоподъёмности.

Материалоемкость перевозок оценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок:

 

, кг/1000 ткм,

 

где: - масса материалов данного вида в конструкции автомобиля, кг;

- масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг;

- коэффициент дорожных условий;

T - амортизационный срок службы автомобиля, лет.

- коэффициент использования материалов (отношение массы деталей к массе заготовок);



Металлоемкость перевозок оценивается аналогичным способом:

 

 

, кг/1000 ткм,

 

 

где: - масса автомобиля, кг;

- масса заправки, кг;

- масса неметаллических частей, кг;

- масса агрегатов, запчастей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля, кг.

Комплексные показатели.

Использование комплексных показателей эффективности транспортного процесса вызвано стремлением отразить результаты работы автотранспорта для различных условий перевозок.

К комплексным показателям относятся:

1. натуральные показатели - производительность (годовая, сменная, часовая) автомобиля;

- трудоемкость перевозок;

- производительность живого труда.

Трудоемкость перевозок – это количество труда всех категорий работников (водители, грузчики, административный и управленческий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за период времени (год), измеряется в человеко-часах на 100 ткм.

Производительность живого труда - это величина, обратная трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте она в 6-7 раз ниже, чем на жел/дор, это связано с меньшей грузоподъемностью автомобилей и меньшим средним расстоянием перевозки.

Для потребителя транспортных услуг важно снижение транспортных затрат на единицу производимой продукции.

2.стоимостные показатели:

- себестоимость;

- прибыль; - рентабельность;

- доход; - приведенные затраты.

Приведенные затраты не перевозку позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде годовые эксплуатационные затраты и капитальные вложения.

Сэ + Ен (К – Сл )

С пр = ------------------------ ,

Р

Где: Спр - приведенные затраты;

Сэ - годовые эксплуатационные затраты, руб/ткм;

Ен - отраслевой коэффициент экономической эффективности;

К - капитальные вложения, руб;

Сл - ликвидная стоимость основных фондов;

Р - транспортная работа за год, ткм.

Себестоимость перевозок.

Себестоимость перевозок – это затраты на получение транспортной продукции.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на погрузку – выгрузку, на транспортирование, на ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах, на складское хранение груза и на операции по подготовке груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

В себестоимости отражаются результаты деятельности собственного трудового коллектива и косвенно – деятельность всего хозяйственно – правового комплекса страны.

В себестоимости проявляются: результаты внедрения новой техники и современных технологий, степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень организации труда и, как следствие, качество продукции и спрос на неё.

Себестоимость измеряется в денежной форме, например: себестоимость 1 км пробега, выполненных 10 ткм, отработанных 10 автомобиле/часов.

На автомобильном транспорте при определении себестоимости транспортирования выделяются следующие статьи затрат:

- основная и дополнительная заработная плата и отчисления на социальное страхование

водителей (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС);

- топливо для автомобилей всех типов, смазочные и прочие эксплуатационные материалы,

износ и ремонт автомобильных шин;

- текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей;

- амортизация подвижного состава на полное восстановление и на капитальный ремонт;

- накладные расходы.

При составлении калькуляции себестоимости грузовых перевозок практикуется деление затрат на переменные и постоянные по признаку зависимости их от объема транспортной работы. Отдельно стоит заработная плата водителей с начислениями, условно относящаяся к постоянным расходам.

 

 

       
   


Переменные затраты: Постоянные затраты:

- топливо; - заработная плата водителей с начислениями;

- смазочные материалы; - накладные расходы (административно-

- шины, запасные части; хозяйственные, общепроизводственные

- затраты на ТО и ремонт; затраты, различные сборы, непроизводст-

- амортизация подвижного венные расходы);

состава, нормы на полное - амортизация подвижного состава, нормы на

восстановление которого полное восстановление которого зависят от

зависят от пробега. времени эксплуатации.

К накладным расходам относят: аренду помещений, налог с имущества, оплата лицензий, заработную плату административно – управленческого персонала, затраты на электроэнергию, обогрев, воду и т. д.

Суммарные затраты складываются:

 

 

Где: - переменные расходы на 1 км пробега, руб;

- общий пробег автомобилей, км;

- постоянные расходы на автом/час, руб;

- автомобиле-часы в наряде;

- заработная плата водителей, руб.

На величину себестоимости грузовых перевозок и её структуру влияет множество внешних факторов, не зависящих от результатов производственно-финансовой деятельности АТП, и внутрипроизводственных факторов.

К внешним относятся: климатические и дорожные условия, цены на материальные ресурсы и основные средства, сложившаяся структура автомобильного парка, уровень развития дорожной сети, степень централизованного инвестирования производственно-технической базы АТП.

К внутрипроизводственным: разумная экономия всех видов материальных затрат, рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов. Эти факторы действуют в совокупности. В условиях рыночной экономики значение внутренних факторов возрастает, т. к. чтобы продукция стала конкурентоспособной, нужно снижать её себестоимость, а для этого необходимо рационально организовать свою деятельность.

Расчет себестоимости грузовых автомобильных перевозок.

При расчете себестоимости перевозок учитываются затраты только на перемещение груза, а затраты на погрузочно-разгрузочные работы и затраты на содержание автодорог не учитываются. Наиболее динамично на себестоимость грузовых перевозок влияют такие показатели как:

- грузоподъёмность подвижного состава;

- коэффициент статического использования грузоподъёмности;

- коэффициент использования пробега;

- коэффициент выпуска;

- время в наряде;

- техническая скорость;

- время простоя под погрузочно – разгрузочными операциями.

При современном уровне цен на горюче – смазочные материалы, шины и подвижной состав доля переменных расходов в себестоимости грузовых перевозок резко возросла и доходит до 75 %.

Расчет себестоимости доставки одной тонны груза производится по формуле (Ι);

Расчет себестоимости выполнения единицы транспортной работы (ІІ):

(I) ; (II) .

 

Где: - себестоимость доставки 1 т груза, руб/т;

- себестоимость выполнения 1 ткм, руб/ткм;

С - затраты на транспортировку груза за определенный период (год, квартал, месяц), руб;

Q - объем перевозок за тот же период, т;

P - транспортная работа за тот же период, ткм.

Тогда себестоимость одного ткм определяется по формуле:

,

при условии, что ЗП водителя входит в постоянные затраты.

 

Где: - переменные затраты на 1 час работы;

Спос - постоянные затраты на один час работы;

- часовая производительность автомобиля, ткм/час

Себестоимость доставки 1 тонны груза определяется аналогично. Постоянные затраты на час работы это и есть удельные постоянные затраты: Спос=Sпос.

Переменные затраты на час работы определяются по формуле:

;

Отношение пробега ко времени в наряде есть эксплуатационная скорость автомобиля, учитывающая простой под погрузкой и разгрузкой:

Тогда:

В итоге себестоимость 1 ткм определяется:

;

Выразим эксплуатационную скорость автомобиля через среднетехническую:

;

Часовую производительность автомобиля через показатели его использования:

 

.

После подстановки выражений в зависимость и преобразования получим формулу определения себестоимости 1ткм:

 

.

Аналогично выводится формула для расчета доставки одной тонны груза:

 

.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 35; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.21.160
Генерация страницы за: 0.012 сек.