Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания




2

1

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

(обратно)

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

(обратно)

Оглавление

· Тема 1. Педагогика как наука

· 1.1. Возникновение и развитие педагогики

· 1.2. Объект, предмет, задачи, функции педагогической науки

· 1.3. Педагогический закон, закономерность Педагогические правила и принципы

· 1.4. Система педагогических наук (отрасли и разделы)

· 1.5. Связь педагогики с другими науками

· 1.6. Взаимосвязь педагогической науки и практики

· 1.7. Инфраструктура педагогической науки

· 1.8. Педагогическая логика

· 1.9. Характеристика профессиональной деятельности учителя

· 1.10. Педагогическая диагностика

· 1.11. Понятие о педагогических ценностях

· Тема 2. Категориальный аппарат педагогики

· 2.1. Образование

· 2.2. Обучение

· 2.3.Воспитание

· 2.4. Развитие и формирование

· 2.5. Социализация

· 2.6. Педагогическая система

· 2.7. Образовательный процесс

· 2.8. Педагогическая деятельность

· 2.9. Педагогическое взаимодействие

· 2.10. Педагогическая задача

· 2.11. Образовательная технология

· Тема 3. Методология педагогической науки

· 3.1. Понятие, подходы, закономерности, принципы методологии педагогической науки

· 3.2. Философские основы педагогики

· 3.3. Методологическая культура педагога

· 3.4. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики

· 3.5. Этапы педагогического исследования

· 3.6. Логика педагогического исследования

· 3.7. Методы педагогического исследования

· Тема 4. Целостность педагогического процесса, его закономерности и этапы

· 4.1. Педагогический процесс как система

· 4.2. Целостность педагогического процесса

· 4.3. Закономерности педагогического процесса

· 4.4. Этапы педагогического процесса

· Тема 5. Личность ребенка – объект и субъект воспитания и обучения

· 5.1. Возрастная периодизация

· 5.2. Закономерности развития личности

· 5.3. Факторы развития личности

· 5.4. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп

· Использованная литература

 

Таблица 1

Педагогические термины
Знания Это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения Это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки Это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Знания, умения, навыки (ЗУН) выступают со стороны преподавателя в качестве базовых компонентов содержания образования, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

Таблица 2

Основные педагогические категории- это основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.
Воспитание Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности (в трактовке И. П. Подласого). Это целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности (в трактовке М. И. Рожкова). В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество. В узком социальном смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школы, семьи, учреждений дополнительного образования и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом значении - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом значении - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Понятие ``воспитание'' часто используется для обозначениясоставных частей целостного воспитательного процесса, например, ``физическое воспитание'' и пр.
Обучение Это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества (в трактовке П. И. Пидкасистого).
Образование В буквальном смысле слова образование - формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности - системность знаний и мышления, то есть способность человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Развитие Это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития) и личностном (возникновение личностных качеств). Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами развития личности (физическое, психическое, социальное и др.).
Формирование Это процесс и результат развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания.
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека, а обучение способствует образованию человека как полноценной личности.

 


4. Содержание курса

 

Раздел 1. Общая педагогика

Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Философские принципы воспитания и образования: антропологический принцип, гуманистический принцип, аксиологический принцип, культурологический принцип, синергетический принцип, герменевтический принцип.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.