КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4
Инфраструктура менеджмента торговых предприятий Лекция 3. Система управления торговым предприятием Лекция 2.
Для глубокого понимания сущности менеджмент торгового предприятия важно определить его пространственное расположение в системе торгового предприятия (см. рис.).
Система торгового предприятия это совокупность взаимосвязанных управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технической и информационных средств. Подсистемы участвуют в процессе функционирования организации и обеспечивают ее предназначение и достижение установленных целей. Система – это целостное единство упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели. Подсистема- часть системы, состоящая из элементов. Элемент – неделимая единица системы.
В менеджменте торговой организации субъектом управления выступает управляющая подсистема или система управления. Система управления торговой организацией – это совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объект управления для достижения главной, основных и других целей системы. Цель систем управления – стратегия управления торговой организацией. Результирующим элементом функционирования управляющей подсистемы выступают управленческие решения (акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности, направленные на достижение целей и задач организации). Характеризуется: -составом, структурой и количеством принимаемых решений - соотношением оперативных, тактических, стратегических, типовых, оригинальных, письменных, устных решений - степень полноты и обоснованности принимаемых решений - уровнем регламентации решений - затратами на подготовку. И принятие решений - степенью повторяемости и причинами невыполнения - качеством оперативностью и эффективностью решений К ресурсным элементам относятся:
Характеризуется: - объемами и видами информации - структурой информации - периодичностью поступления и уровнем использования информации - схемой информационных потоков и документооборота - коэффициентом эффективного использования информации - распределением информации по уровням иерархии 2. Кадры управления (работники на всех уровнях управления: директора, заведующие магазинов, заведующие товарными секциями, товароведы, бухгалтера, менеджеры по персоналу и др.) Характеризуются: - численностью управленческих кадров - функциями - удельным весом руководителей, специалистов, исполнителей - профессионально-квалификационным, возрастным составом - структурой кадров по стажу работы - фондом зарплаты управленческих кадров - уровнем состояния трудовой дисциплины и загруженностью работников - использованием рабочего времени аппаратом управления 3. Финансы (совокупность финансовых средств и потоков, используемых для достижения целей деятельности торговой организации) Характеризуются: -коэффициентом качества прибыли (отношение текущей рыночной цены акции предприятия к общему годовому доходу на акцию) - размером уставного капитала - величиной оборотного капитала, доходов, прибыли, заемных средств - ликвидностью оборотных капиталов - показателями рентабельности - коэффициентом привлечения заемных средств 4. Технические средства управления (совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления) Характеризуются - количеством и видами технических средств - технико-эксплуатационными характеристиками и стоимостью - удельным весом прогрессивной оргтехники и ЭВМ - структурой оргтехники - уровнем технического обеспечения управленческого труда - уровнем организации рабочих мест управленческих работников - уровнем охвата автоматизацией задач управления
Рассмотрим функционально-организационные элементы 1.Функции управления (специфический вид деятельности менеджера по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений) Характеризуются: - количеством видов и составом функций управления - структурой функциональной подсистемы СУ - структурой целевой подсистемы СУ - структурой вспомогательной подсистемы СУ - распределением функций по функциональным подразделениям (изучение покупательского спроса на товары, составление заявок на заказ товаров, формирование ассортимента товаров, реклама товаров) - уровнем специализации, концентрации, централизации и кооперирования функций управления - соотношением численности линейного и функционального персонала - количеством уровней управления - уровнем дублирования функций - затратами на осуществление функций управления - продолжительностью, уровнем качества осуществляемых функций - эффективностью управленческих функций 2. Методы управления (совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации) Характеризуются: -соотношением административных, экономических и социально-психологических методов управления - уровнем обеспеченности СУ регламентирующей информацией - уровнем системы учета и контроля исполнения - уровнем использования методов - состоянием работы по подбору, расстановке, аттестации кадров в соответствии с должностными инструкциями - эффективностью использования фондов экономического стимулирования и системой стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте - уровнем производительной и творческой активности членов коллектива - использованием мотивационных факторов трудовой деятельности, количеством жалоб и заявлений работников предприятия на стиль руководства - наличием и качеством распорядка рабочего дня руководителей 3. Организационная структура управления (совокупность специализированных органов управления – подразделений, отделов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения целей и задач организации) Характеризуется: - составом и соотношением линейного, функционального, целевого и обеспечивающего управления - количеством и составом управленческих подразделений на разных иерархических уровнях - типом существующей структуры управления, числом уровней управления, численностью и соотношением управленческого, торгового и вспомогательного персонала - объемом перерабатываемой информации в целом по СУ и по отдельным подразделениям - территориальным расположением аппарата управления - степенью управляемости в соответствии с нормами управляемости - соотношением числа решений различных видов, подготавливаемых в различных подразделениях - затратами на управление по отдельным функциональным подразделениям 4. Технология управления (совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений) - сосотавом и последовательсностью выполнения проценссов управления - структурой и длительностью упрвленческого цикла - колчиеством и строуктурой процессов, процедур, операций - удельным весом и повторяесмостью процедур и операций, выполняемых последолвательно, параллельно-последовательно - ритмичностью. Выполнения процессов управления - степенью сложности и длительности осуществления процессов, процедур и операций управления - затратами на осуществление процессов - уровнем применения прогрессивных технологических процессов обработки информации и выработки решений - качеством выполнения, уровнем нормирования процессов (последовательность этапов осуществления управления, комбинация и последовательное использование средств и методов управления, различных управленческих операций и процедур), процедур и операций.
Рассмотрим управляемую подсистему торговой организации – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих процесс производства и оказания торговых услуг для достижения определенных целей системы торговой организации. К ресурсным элементам управляемой подсистемы можно отнести:
Характеризуются: - объемом и номенклатурой товаров для продажи - размерами запасов - оборачиваемостью оборотных средств - коэффициентом обновления ассортимента товаров - удельным весом непроданного товара 2. Средства труда (торговое оборудование, инвентарь, информационные технологии, торговые площади) Характеризуются: - обеспеченностью -составом и структурой, сроком службы - показателями использования - удельным весом физически изношенного и морально устаревшего оборудования - уровнем амортизации - степенью прогрессивности труда 3. Производственный персонал (торгово-оперативные работники, (продавцы, контролеры-кассиры, консультанты) и вспомогательный персонал (рабочие, грузчики, уборщицы, фасовщики, техники, электромонтеры и др.) Характеризуется: - уровнем нормирования труда - формами разделения и кооперирования труда (разделение труда бывает функциональное, товарно-отраслевое, квалификационное. Например, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории) - составом и структурой кадров -уровнем текучести кадров - уровнем работ по повышению квалификации - производительностью труда и зарплатой - совершенствованием социальной структуры трудового коллектива
Остановимся на характеристике функционально-организационных элементах управляемой подсистемы торгового предприятия: 1. Производственные функции (функции торгового персонала, функции оборудования осуществляемые в процессе производства и оказания торговых услуг) Характеризуются: - составом, содержанием, структурой и качеством осуществления, количеством функций приходящихся на одного работника, отдел - затратами на их осуществление и длительность - уровнем повторяемости функций 2. Производственная структура (состав отделов и подразделений по осуществлению торгово-технологического процесса) Характеризуется: - уровнем централизации и специализации отделов - расположением отделов - масштабами подразделений 3. Технология оказания торговых услуг (совокупность взаимосвязанных операций товарно-технологического процесса) Характеризуется: -структурой торгово-технологического процесса, включающим следующие операции: - с товарами до предложения их покупателям (разгрузка товаров, достака товаров в зону приемки, приемка, хранение, подготовка к продаже, перемещение товаров в торговый зал, выкладка) - операции непосредственного обслуживания (встреча покупателя, предложение товара, отбор товаров, расчет за отобранные товары, оказание дополнительных услуг) - дополнительные операции по обслуживанию покупателей - оснащенностью торгово-технологического процесса - внедрение новых прогрессивных операций - качеством осуществления операций - затратами на осуществление операций
4. Методы организации торгово-технологического процесса (совокупность способов организации оказания услуг) Характеризуются: - коэффициентом специализации производства услуг - уровнем кооперирования - уровнем комбинирования - структурой видов движения предметов труда (последовательный, параллельно-последовательный, параллельный) - структурой форм организации торгово-технологического процесса - эффективностью мероприятий по совершенствованию организации торгово-технологического процесса. Хозяйственная деятельность торгового предприятия, как экономическая система, осуществляется под воздействием факторов внешней и внутренней среды. Вместе с тем под инфраструктурой менеджмента торговли понимается не только взаимодействие этих сред, но и взаимосвязи научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Торговый менеджмент рассматривается как комплексная система действий, состоящая из разработки взаимозависимых управленческих решений под воздействием внутренней и внешней среды, собственно деятельность самой торговой организации в совокупности является внутренней средой этой организации. В этой внутренней среде обеспечивается со¬гласование экономических и социальных интересов между соб¬ственниками предприятия (как лицами, принимающими управленческие решения – ЛПР), наемными менеджерами (осуществляющими политику собственников) и остальными наемными работниками. Внутренняя среда обеспечивает функционирование хозяйственного механизма в виде инсти¬туциональной системы из взаимосвязанных подсистем: — управление технологией торгового процесса; — управление человеческими ресурсами; — управление обеспечением товарными и другими материально-техническими ресурсами; — управление финансами, включая финансовый учет; — управление маркетингом организации торговли. Нередко считается, что возможности менеджмента ограничиваются именно внутренней средой организации. Вместе с тем любой менеджмент учитывает и внешнюю среду организации. Для принятия эффективных управленческих решений, руководство организации должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Ныне все более эффективен Интернет. Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в современных исследованиях стратегического менеджмента выделяют общую и конкурентную среду. На обслуживание запросов внешней среды и направлена внутренняя среда организации, включая и инфраструктуру менеджмента. Эту инфраструктуру нельзя путать с экономической инфраструктурой – транспортными, энергетическими и другими связями между предприятиями. В настоящее время менеджерам торговли необходимо больше учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Внешней средой предприятия выступают силы и явления, лежащие за его пределами и оказывающие на него прямое или косвенное воздействие. Анализ внешней среды торгового предприятия представляет собой процесс формирования информационной картины внешнего окружения, раскрывающей возможности и риски для организации. При анализе внешней среды всю совокупность факторов, ее формирующих, принято делить на две группы: микро- и макро среды. Группа факторов внешней среды, оказывающая на торговую фирму косвенное воздействие, называется макроокружением, или общей средой. Она включает в себя: экономические факторы, позволяющие понять, как формируются и распределяются ресурсы на макроуровне (величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентные ставки, нормы налогообложения, нормы накопления и т.п.); правовое поле — законы, нормативные акты, правовые нормы и рамки экономических отношений. Дает торговому предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов; политическую ситуацию, дающую представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и политики государства на рынке потребительских товаров; социально-демографическую компоненту макроокружения, характеризующую социальные и демографические процессы в стране в целом и на территории, где расположено предприятие, что влияет на общие тенденции развития спроса и формирования потребительских предпочтений; национально-культурные факторы, которые отражают жизненные ценности общества, стандарты жизни, особенности и традиции потребления, религию; природно-экологические составляющие (климат, географическое положение, экологическая ситуация в месте расположения предприятия и т.д.). При анализе внешней среды всю совокупность факторов, ее формирующих, принято делить на две группы: микро- и макро среды. Первая группа факторов внешней среды — микросреда. Она включает в себя факторы прямого воздействия на торговую фирму. Эту группу принято также называть рабочей средой. Торговые предприятия могут оказывать существенное влияние на характер и содержание взаимодействия с микросредой, т.е. силы, явления и факторы микросреды подконтрольны торговой фирме. В их число входят: • покупатели продукции предприятия; • поставщики товаров; • хозяйственные партнеры; • конкуренты; • органы управления (государственные), контролирующие деятельность предприятия (рис.).
Менеджеру торгового предприятия необходимо осуществлять изучение покупателей по следующим направлениям: • географическое месторасположение; • демографические характеристики (пол, возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); • социально-психологические характеристики покупателя (общественный и семейный статус, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); • отношение к товару. Полученная информация необходима для формирования ассортимента товаров и услуг предприятия в соответствии со структурой спроса. Анализ объема спроса покупателей и чувствительности покупателя к цене на базовые и замещающие товары необходим для планирования объема продаж предприятия и ее доли на потребительском рынке. Поставщики потребительских товаров — важнейший компонент рабочей среды предприятия. Изучение организационно-правовой формы поставщиков (производители, предприятия оптовой торговли, дистрибьюторы), уровня специализации поставщиков и затрат на поиск альтернативных партнеров, географию размещения, имидж, условия продажи товаров, доставки и возврата, сервисные и дополнительные услуги, упаковка товаров, фасовка, рекламная поддержка. Определяется степень важности каждого поставщика для объема продаж предприятия, производится сравнение гарантии качества и стоимости поставляемых товаров, что позволяют торговым субъектам выбрать наиболее выгодный вариант хозяйственных связей. Нельзя забывать, что торговые предприятия являются активными потребителями торгового оборудования, инвентаря, технических средств, упаковочных материалов. Что определяет их хозяйственные связи с данными поставщиками. В число хозяйственных партнеров входят предприятия, продающие торговым предприятиям свои услуги и выполняющие для них определенные виды работ: банки, транспортные организации, строительные фирмы, информационные и рекламные агентства и т.д. Хозяйственные партнеры существенно влияют на себестоимость торговых услуг, качество и могут поставить торговые предприятия в сильную зависимость от себя. Важно строить с ними такие отношения, которые обеспечивали бы торговому предприятию реализацию его целей и соблюдение интересов, поэтому выбор хозяйственных партнеров должен строиться на альтернативной, экономически обоснованной основе. Органы государственного и местного управления — еще один компонент микросреды. Формы, методы и масштаб их регулирования деятельности торгового предприятия существенно. Менеджеру торгового предприятия необходимо проводить анализ нормативно-правовых актов законодательных и исполнительных органов власти, регулирующих деятельность торговых предприятий: в частности налоговое и трудовое законодательство, законодательные акты касающиеся сферы торговли, предпринимательской деятельности, социальной защиты, охраны труда, защиты прав потребителей, экологии. Понятие конкуренты в составе микросреды фирмы неоднозначно. Прежде всего к ним относятся другие субъекты торговли, осуществляющие продажу потребительских товаров на тех же товарных и территориальных рынках. С ними торговому предприятию приходится бороться за покупателей и поставщиков, т.е. за ресурсы, которые необходимо получить из внешней среды, чтобы обеспечить свою деятельность. Изучение конкурентов позволяет торговым фирмам выбрать наиболее выгодный вариант рыночного поведения, обеспечивающий оптимальное соотношение субъектов на определенной территории. Основными параметрами анализа конкурентов являются история их образования и развития, цели, стратегии, положение на рынке, сильные и слабые стороны, имидж, специализация и др. В рамках эффективного управления торговым предприятем менеджеру необходимо учитывать не только факторы внешней среды, но и грамотно управлять подвластными ему факторами и элементами внутренней среды. Внутренняя среда – согласование экономических и социальных интересов между собственниками предприятия, лицами, принимающими управленческие решения и наемными работниками. Анализ внутренней среды представляет собой процесс изучения совокупности внутренних элементов организации, позволяющих выявить ее сильные и слабые стороны, а также внутренние резервы развития. Внутренняя среда отражает состояние и эффективность использования ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Различные авторы по-разному определяют число элементов внутренней среды. Например, Сорокина М.В. к элементам внутренней среды относит:
- закупки (информация о поставщиках, объемы и структура поставок, условия доставки, надежность, полнота своевременность исполнения поставщиком взятых обязательств, ценовая политика, условия возврата товаров, скорость исполнения заявок, формы сотрудничества) - доставка (способы доставки товаров, их эффективность, данные о транспортных организациях, их имидж, характеристика транспортных средств, организация работы, четкость, качество, своевременность исполнения условий, тарифы. - приемка, хранение и подготовка товара к реализации (перечень технологических операций, эффективность организации, техническое обеспечение) - организация и технология обслуживания покупателей (характеристика дизайна и размещения оборудования в торговых залах, оценка эффективность применяемых форм и методов обслуживания, соответствие методов мерчандайзинга современному уровню, соблюдение персоналом установленных правил и требований к обслуживанию покупателей, жалобы, претензии) - персонал и условии труда (оценивается половозрастная, квалификационная структура, условия труда, соблюдение требований техники безопасности, нормативы производительности, дисциплина труда, эффективность и мотивация, система стимулирования, текучесть кадров, проблемы с перегрузками, жалобы, конфликты). - материально-техническое обеспечение (анализ состава оборудования, условия аренды, стоимость оборудования, качественные характеристики, физические и моральный износ, оснащение рабочих мест). - финансы (система управления финансами торговой организации, источники, эффективность использования, финансовые ресурсы, отношения с кредиторами, банками, дебиторами). - организационная культура (организационные ценности, мероприятия)
Автор учебника Стратегический менеджмент Лапыгин Ю. проводит срезы внутренней среды торгового предприятия и выявляет: Кадровый срез внутренней среды,который охватывает такие процессы, как: • взаимодействие менеджеров и наемных рабочих; • наем, обучение и продвижение кадров; • оценка результатов труда и стимулирование; • создание и поддержание отношений между работниками. Организационный срез включает в себя: • коммуникационные процессы; • реализацию, разработку, создание, функционирование организационных структур; • распределение прав и ответственности; • иерархию подчинения. В производственный срез входят: • продажа товаров; • снабжение и ведение складского хозяйства; • обслуживание и ремонт оборудования; • осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: • формирование ценовой политики; • разработку и осуществление стратегии продвижения товара на рынок; • выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффектного использования и движения денежных средств в организации: • поддержание должного уровня рентабельности и обеспечение прибыльности; • создание инвестиционных возможностей и т.п. Без внимания при этом остается экономический срез, который охватывает всю совокупность внутренних составляющих и характеризует как ресурсы фирмы, так и эффективность их использования. Экономические аспекты внутренней среды торговой фирмы определяются экономической эффективностью формирования и использования ресурсов фирмы.
Экономический срез внутренней среды фирмы включает в себя следующие составляющие. По блоку 1 «Основные фонды»: • формирование основного капитала фирмы; • расширенное воспроизводство материально-технической базы; • интенсификацию использования имеющихся материальных ресурсов. По блоку 2 «Трудовые ресурсы»: • формирование оптимального состава персонала фирмы; • выбор системы организации и стимулирования труда на предприятии; • формирование и использование фонда оплаты труда; • создание предпосылок для роста производительности и эффективности труда. По блоку 3 «Оборотные фонды» - (отражает процессы экономического управления товарными и денежными ресурсами): • прогнозирование объема и структуры оборотного капитала предприятия; • определение перспективных источников его финансирования; • ускоренное изыскание путей оборачиваемости средств в запасах и обороте; • достижение оптимального уровня рентабельности торгового предприятия. По блоку 4 «Информация» (характеризует образование, движение и переработку на предприятии внутренней и внешней информации): • формирование собственной информационной базы для принятия рыночных решений; • осуществление необходимого внутреннего информационного потока «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Внутренняя среда торгового предприятия имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур. Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, а также использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования. Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимозависимостью торговых, складских, производственных и вспомогательных площадей и операций. Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |