КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы правового регулирования: особенности, виды. Способы и типы правового регулирования. Правовые режимы
В современной теории права предлагаются близкие по смыслу определения метода правового регулирования. Одни авторы полагают, что метод – это обусловленные предметом правового регулирования различные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения [203]. По мнению других, метод правового регулирования – это способы (приемы) правового регулирования, т.е. воздействие через нормы права на волю людей в их поведенческих актах в нужном для общества направлении[204]. Согласно третьей точке зрения, метод правового регулирования – совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение [205]. Следовательно, метод концентрирует внимание на том, как осуществляется правовое регулирование. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод – как осуществляется это регулирование. Метод, прежде всего, предопределяется особенностями предмета правового регулирования означает способы воздействия норм права на те или иные общественные отношения. Предмет предопределяется самим характером общественных отношений, и в этой связи обычно квалифицируется как главный материальный критерий разграничения норм объективного права по отраслям. Метод же, согласно такому подходу, служит дополнительным юридическим критерием дифференциации отраслей. Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Так, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений: право категоричного требования предоставляетсявластному органу – другая же сторона административно-правовых отношений обязана его исполнять. Гражданское право воздействует на общественные отношения иным способом: предоставляет участникам гражданско-правовых отношений полную свободу действий, в рамках, определенных законом и т.д. В этом контексте, метод правового регулирования – это способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Методу правового регулирования как способу воздействия на поведение участников общественных отношений свойственны следующие показатели: –общее юридическое положение субъектов, т.е. находятся ли они в состоянии власти и подчинения или занимают равные, юридически однопорядковые позиции; –основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т.е. юридические факты) – возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и т.п.; – способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов – определяются ли они непосредственно нормами права, или административными актами, или соглашением субъектов и т.п.; –юридические меры воздействия (т.е. санкции, способы, основания и процедуры применения санкций). Именно характер регулируемых отношений, их содержание и значимость определяют соотношение различных элементов метода правового регулирования. Виды методов правового регулирования. Результативность правового регулирования на общественные отношения достигается с помощью двух обобщенных приемов: императивного и диспозитивного. Обратим внимание на особенности (различия) названных методов. Императивный метод применяется для воздействия на те отношения, которые строятся на предпосылках власти и подчинения их субъектов. Здесь имеют место начала неравенства, один из участников всегда наделяется властными полномочиями по отношению к другому. Субъект, реализующий властные полномочия, – это государственный орган либо орган, уполномоченный государством на совершение определенных действий, наделенный правом издания односторонне-властных предписаний, адресованных другому участнику. Права и обязанности субъектов правоотношения, построенного на принципах власти–подчинения, подлежат жесткой регламентации со стороны государства. Объем соответствующих правомочий не может быть изменен участниками самостоятельно. Императивный метод характерен для публичных отраслей права, например, административного, уголовно-исполнительного права и др. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон, то, что участники правоотношений наделяются правом выстраивать свои взаимоотношения на взаимовыгодных эквивалентных условиях или отказаться от участия в подобных отношениях. Решающую роль здесь играет то, что государство предоставляет возможность участникам диспозитивных отношений выбирать для себя наиболее приемлемый вариант поведения. Такие отношения между субъектами строятся на на условиях свободного договора, а не на основе односторонне-властных предписаний. Выбор варианта поведения может быть ограничен лишь с позиции несоответствия требованиям законности. Диспозитивный метод используется в сфере действия отраслей частного права (гражданского, семейного и др.). Наряду с названными, существуют и другие варианты терминологического обозначения по сути тех же методов правового регулирования – императивного и диспозитивного. Это имеет место в случае выделения метода авторитарного и метода автономии. При этом сущность авторитарного метода видится в том, что он базируется на использовании властных правовых предписаний, устанавливающих основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Метод автономии, по мнению сторонников этой терминологии, характеризуется тем, что посредством этого метода самим участникам, регулируемых правом общественных отношений, предоставляется возможность самостоятельно определять свое поведение в их взаимных отношениях в рамках правовых предписаний. Названные методы в отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, выступают в различных вариациях, сочетаниях. И в этой связи надо видеть преобладание одного из названных методов в тех или иных отношениях. Как отмечалось выше, в административном праве имеет «перевес» централизованное регулирование – метод субординации, в гражданском праве очевиден метод координации, т.е. децентрализованное регулирование. Способы правового регулирования. В теории права различают методы и способы правового регулирования. Заметим, слово «способ» означает «действие или система действий, применяемых для достижения определенной цели»[206]. С этой точки зрения метод правового регулирования складывается из определенных способов правового воздействия на общественные отношения. Значит, понятие «метод» правового регулирования по своему значению шире, чем понятие «способ» правового воздействия. Очевидно, последний входит составной частью в метод правового регулирования. Способы правового регулирования – это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах. Какова отправная теоретическая предпосылка для выделения основных способов (правовых средств) правового регулирования? Такой предпосылкой может быть обобщенный вывод о реакции государства на различные варианты поведения индивидов и организаций в сфере действия права. Соответствующая реакция может быть различной. Социально полезное поведение государство разрешает (дозволяет), устанавливая границы возможного поведения. Оно предписывает социально необходимое, должное поведение субъекта, и, наконец, запрещает социально опасное поведение, предусматривая наказание за нарушение установленных правом запретов. Эти три исходные первоначальные способа воздействия права на отношения между людьми получили наименование дозволения, обязывания, запрещения (запрета). Обратим внимание на особенности названных способов (правовых средств) правового регулирования. Дозволение – предоставленная субъектам возможность совершать определенные действия в своих интересах (например, юридические возможности, характерные для права собственности, право на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и т.п.). Тем самым осуществляется такая форма реализации права, как использование. Обязывание – возложение на лиц обязанности совершить активные действия, указанные в законе или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором. Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как исполнение). Запрещение (запрет) – возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий (апример, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время, применять недозволенные методы расследования и т.п. Запрещение есть разновидность обязывания, характеризуемого строго определенным содержанием и четкими границами. По сути, запреты выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (нельзя переходить улицу при красном свете светофора, охотиться в заповедниках). И, наконец, момент, к которому необходимо привлечь внимание. Запреты в праве, образно говоря, как бы «заряжены юридической ответственностью – уголовной, административной, гражданской»[207]. Здесь обнаруживается такая связь: нарушение юридических запретов влечет реализацию юридической ответственности, иных средств государственного принуждения, которые локализуют, блокируют противоправное поведение. Типы правового регулирования. Общая направленность правового воздействия на общественные отношения зависит от того, какой способ (правовые средства) лежат в основе правового регулирования – юридическое дозволение, позитивное обязывание или запрет. В этой связи в юридической литературе используется понятие «типы правового регулирования». Известно, что слово «тип» толкуется как «форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками»[208]. В данном контексте отметим: типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволений, обязываний и запретов. Если способы правового регулирования (дозволения, запреты, позитивные обязывания) выражают пути правового воздействия на поведение индивидов, организаций, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права. Они раскрывают порядок правового воздействия и его направленность. Здесь дается ответ на следующий вопрос: на что нацелено правовое регулирование – на предоставление общей дозволенности или же на введение общей запрещенности поведения субъектов общественных отношений[209]. Соответственно различаются два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сформулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако, совершение некоторых сделок индивидам, организациям запрещено (купля–продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т.д.). Общедозволительный тип регулирования выполняет в праве регулятивно-направляющую роль, определяет для граждан и их объединений ту или иную меру свободы. Он характерен в основном для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права. Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий. Ему свойственна следующая формула: запрещено все, кроме разрешенного. Участники правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом. Говоря иначе, можно совершать только действия, разрешенные в нормах права. Этот тип правового регулирования в основном свойствен отраслям права, связанным с государственным управлением (административное право и др.). Так, осуществление права на проведение манифестаций, демонстраций, шествий, влияющих на общественный порядок, требует уведомление органов исполнительной власти, что, по сути, предполагает их разрешение. Или, известно, что существует запрет на работу в выходные и праздничные дни, но трудовое законодательство в виде исключения разрешает работать и в выходные, и в праздничные дни по соглашению с комитетом профсоюза. Примечательно и следующее положение: согласно УПК РФ, суд по уже решенному уголовному делу вправе вновь возвратиться к нему только в случаях, которые предусмотрены в законе. Рассматриваемый тип регулирования преобладает в сфере реализации юридической ответственности, в отношении правомочий таких компетентных органов, как суд, прокуратура и др., деятельность которыхнаиболее отчетливо подчинена разрешительному порядку. В юридической практике общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования тесно переплетены и взаимодействуют. Например, в административном праве есть нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу, а в гражданском праве – элементы разрешительного типа и т.д. Правовые режимы. В теории права в настоящее время используется термин «правовой режим». Самым общим образом его можно определить так: правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств (дозволений, запретов, позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования. Заметим, в рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы (правовые средства правового регулирования – дозволения, запреты, позитивные обязывания). Но в каждом режиме – и это во многом определяет его специфику – один из способов выступает в качестве наиболее значимого, наиболее весомого, т.е. можно сказать в виде своеобразной доминанты. Именно это определяет весь «облик» правового режима и создает специфическую направленность, «настрой» в регулировании. В этой связи правовой режим можно рассматривать как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств[210]. Правовым режимам присущи следующие основные признаки: 1) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений; 3) позволяют учитывать особенности разных субъектов права и соответствующих правовых объектов. В этой связи отметим: различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли права, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Правовой режим, образно говоря, «привязан» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют»[211]. Заметим, разные режимы регулирования имеют место в административном праве. Скажем, режиму правового регулирования управленческих отношений в армии, в военизированных учреждениях свойственна своя специфика. Очевидно, этот режим существенно отличается от правовой регламентации отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Известно, что в настоящее время высшим учебным заведениям предоставлен значительный объем прав, возможность проявления самодеятельности, инициативы. Поэтому основу юридического режима в этой области отношений, как бы его стержень, образуют дозволения. В теории права правовые режимы классифицируются по разным основаниям: – в зависимости от предмета правового регулирования выделяются конституционный, административный, земельный режимы и т.д.; – в зависимости от юридической природы – материальные и процессуальные режимы; – в зависимости от сфер использования – внутригосударственные и межгосударственные (например, режим территориальных вод) и др. В целом можно заключить, что само существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим» и их значение в правовой действительности – показатель многомерности, многогранности права как институционного образования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |