Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Норма права: понятие, признаки




Лекция 9. НОРМЫ ПРАВА

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Правовое регулирование как научная категория.

2. Метод в системе правового регулирования общественных отношений.

3. Значение правовых средств (позитивные обязывания, дозволения, запреты) в регулировании общественных отношений.

4. Типы правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования: понятие, особенности, элементы.

6. Правовой режим: понятие, виды.

Литература

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. Гл.6.

Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.

Бобылев А.И. Теоретические проблемы правового регулирования // Право и политика. 2002. № 8.

Гаврилов О.А., Четвернин В.А. Правовое регулирование // Юридическая энциклопедия / Под ред. В.Н. Топорнина. М., 2001.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1.

Мушкет И.И. Социально-правовые предпосылки формирования юридического запрета // Юрист. 2003. № 5.

Пиголкин А.С. Метод правового регулирования // Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. № 1.

Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. № 12.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.

Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории // Государство и право. 2006. № 12.


Интенсивное развитие российского законодательства, задачи всестороннего обновления российской системы права предопределяют необходимость комплексного изучения правовых норм. Практическая значимость этой проблемы обусловлена тем, что исходящие от государства и обеспечиваемые им юридические нормы выступают непосредственным источником правового регулирования общественных отношений[215].

Норма (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – понятие распространенное. Оно означает правило поведения в определенных обстоятельствах, границы (меру трансформаций), в которых явления природные и социокультурные, человеческая деятельность сохраняют свои качества и функции[216]. В более широком смысле слова «норма» означает правило практической деятельности и взаимоотношений людей, задающее их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). Речь идет о социальных нормах, которые регулируют не только поведение отдельных личностей, но и больших социальных групп – коллективов, классов и др. К их числу относятся обычаи, нормы морали (нравственности), нормы права и т.д.

Важнейшее место среди социальных норм занимают правовые нормы – правила поведения, установленные либо санкционированные государством. Понятие и выявление особенностей правовых (юридических) норм занимает важное место в теории государства и права.

Наиболее существенно в этом плане то, что юридическая норма, – это первичная клеточка права, частица его содержания, исходный структурный элемент его системы. В этой связи норме права свойственны все основные черты права как особого социального регулятора. Вместе с тем из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право, как особое юридическое явление, существующее в данном обществе, и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное. Наряду с чертами сходства, они имеют и свои особенности.

Очевидно, отдельно взятая правовая норма или группа норм еще не есть право. Юридические нормы обладают относительной самостоятельностью, автономией, специфическими чертами, что объясняется их специфическими функциями, «разделением труда» в механизме правового регулирования.

В современной юридической литературе представлены разные определения нормы права. Обратим внимание на некоторые из них. В большинстве случаев юридическая норма (норма права) рассматривается как «общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения»[217]. Утверждается также, что «норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений»[218]. Известное распространение получил взгляд, в соответствии с которым «норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения»[219]. В Большом юридическом словаре относительно рассматриваемого понятия сказано: «Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное государством правило поведения, закрепленное в официальных нормативных актах, предоставляющее индивидам, организациям права и обязанности и направленное на регулирование общественных отношений»[220].

Обобщая сказанное выше, отметим: норма права – установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, выраженное в официальных источниках, регулирующее общественные отношения.

Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права, обладающих общим характером. Заметим, общий характер правовой нормы состоит в том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам, рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Норма права должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей.

Названное свойство правовой нормы (общий характер) проявляется и в том, что само правило выражено в общей форме, как модель поведения; в таком же варианте определены видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.

Следовательно, правовая норма характеризуется как социальный регулятор и соответственно имеет те же черты, что и другие социальные нормы, регулирующие повторяющиеся и устойчивые общественные связи. С другой стороны, будучи особой разновидностью социальных норм, правовая норма обладает специфическими особенностями.

Обратим внимание на следующие существенные признаки норм права.

1. Основной источник их формирования – государственная власть, а не общественное мнение, желание коллектива, как это имеет место при возникновении норм морали, обычаев или корпоративных норм. В этом смысле говорят: норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им. Имеется в виду то, что правом издания норм права обладают не все, а лишь специально уполномоченные государственные органы и некоторые негосударственные структуры, например, органы местного самоуправления.

2. Нормы права содержат и выражают государственную волю, обусловленную классовыми, общечеловеческими или другими интересами. Заметим, воля законодателя, группы или социального слоя для того, чтобы воплотиться в нормах права, должна в обязательном порядке пройти через государственный нормотворческий механизм, специальную процедуру правотворческих органов, трансформироваться в государственную волю, т.е. стать содержательным элементом закона или иного нормативного правового акта.

3. Нормы права, как и иные социальные нормы, отличаются общим или абстрактным характером, на что обращалось внимание ранее. Дело в том, что норма права не предусматривает и не может в деталях предусмотреть каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентирована лишь на типовые, вбирающие в себя общие признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость ее применения. К тому же, норма права ориентирована на субъектов, которые являются или могут стать в будущем участниками отношения, регулируемого данной нормой. Например, общие нормы о собственности относятся к тем, кто вправе владеть, пользоваться или распоряжаться вещью; правила дорожного движения – водителям транспорта и пешеходам, органам и должностным лицам и т.п.

4. Общеобязательность норм права, т.е. обязательность ее предписаний для всех тех лиц, которые являются ее адресатами, независимо, от их общественного положения, субъективного отношения (положительного или отрицательного) к юридическим предписаниям. Это могут быть граждане государства, иностранцы, лица без гражданства, организации – все, кто подпадает в сферу действия права. Определяя одинаковый для всех масштаб поведения субъектов, они обеспечивают взаимодействие их как элементов единой социальной системы.

5. Нормы права адресуются неопределенному кругу лиц, они не исчерпываются одним случаем применения, не приостанавливают свое существование и действие после какого-либо одного факта реализации. Норма права продолжает действовать независимо от количества случаев применения до тех пор, пока не будет отменена или приостановлена решением компетентного органа. Это означает: число случаев ее применения на долговременность действия нормы не влияет.

6. Формальная определенность юридических норм. Названное качество норм права проявляется в следующих двух аспектах:

а) в смысле внешней, т.е. письменной формы нормы права, фиксации ее содержания в официальных источниках (в нормативных правовых актах др.);

б) в аспекте внутренней организации (внутренней формы) нормы права. Имеется в виду то, что норма права, как правило, должна отличаться определенной точностью, конкретным предписанием, строго определяющим деяния ее субъектов.

Примером формальной определенности могут служить статьи Особенной части УК РФ, которые предусматривают составы конкретных преступлений и виды наказаний. Они должны применяться буквально, в точном соответствии с законом и только по приговору суда (ст. 38, 43, 60 УК РФ).

Формальная определенность права также выражена в детальных процедурах, особенно связанных с судебной деятельностью и привлечением правонарушителей к уголовной и административной ответственности (уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.).

7. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм. Этот признак означает, что в норме права содержится указание на права и обязанности участников регулируемых отношений. В отличие от других регуляторов общественных отношений (например, обычаев, морали) нормы права устанавливают права и обязанности, обеспеченные (гарантируемые) государственной властью. Каждому праву (так должно быть!) соответствует (корреспондирует) обязанность. И, наоборот, каждой обязанности, как правило, соответствует чье-либо право.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково:

– отчетливо он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

– в охранительных же нормах (уголовных, административных и т.д.) – основной акцент делается на значимости запретов и обязанностей;

– в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера юридических норм надо иметь в виду и то, что в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности, как уже отмечалось, подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумевают или содержатся в других источниках.

8. Специфический признак правовых норм – их обеспеченность государством. Этот признак не означает, что предписания норм права проводятся в жизнь только с помощью использования средств государственного принуждения. Нормы права, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем эти нормы обеспечиваются государством. Это обеспечение (охрана) состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения в случае несоблюдения правовых предписаний. Этим правовые нормы существенно отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также предусматривают наказание правонарушителя. Очевидно, что речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально возможном государственном воздействии в отношении правонарушителей.

В числе иных признаков правовых норм в юридической литературе называют:

институционность – изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный правовой акт, юридический прецедент и т.д.);

системность и иерархичность норм права. Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе. Кроме того, в отличие от других социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются по вертикали в смысле определенной соподчиненности.

Как видно, нормы права выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они составляют нормативную основу деятельности индивидов, общественных организаций, деятельности государственного аппарата. Нормам права принадлежит важное значение в обеспечении общественного порядка и дисциплины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.