КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность правового регулирования
Термин «эффективный» означает продуктивный, действенный. В этой связи «эффективность» понимается как свойство кого или чего-либо, приводящее к нужным результатам. Эффективность правового регулирования – это соотношение между стоящей перед ним целью и достигнутым практическим результатом. Другими словами, эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые имел в виду законодатель изданием соответствующих норм права. Заметим, цель – это идеальный мыслительный образ той или иной ценности, предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить[214]. В самом общем плане цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в результате реализации их требований социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу. Вместе с тем в теории права выделяют более конкретные цели правового регулирования. В зависимости от временного фактора, они могут быть ближайшими и перспективными. Так, по существу, ближайшей целью законов и иных нормативных правовых актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других негосударственных форм собственности (частной, акционерной и т.д.). Более отдаленными, перспективными целями являются создание цивилизованной рыночной экономики, свойственной демократическому цивилизованному строю, способствующего формированию правового государства и гражданского общества. Можно выделить цели правового регулирования в зависимости от их направленности. Одни из них, условно говоря, позитивные, связаны с формированием процессов, которых ранее не было (создание юридических предпосылок для развития правового государства). Другие – предполагают ликвидацию, вытеснение либо, по крайней мере, снижение потенциала явлений, нежелательных для общества (уменьшение уровня социальных конфликтов). В этой связи еще один момент. Для эффективности правового регулирования недостаточно только самих правовых средств. Дело в том, что право формируется и функционирует во взаимосвязи с разными социальными факторами (политикой, экономикой, культурой и др.). Его результативность во многом определяется соответствующей социальной средой (преодоление противоречивости реформ, формирование «положительного поля» в экономике, укрупнение тенденции свободного конкурентного хозяйствования, усиление инициативы малого и среднего предпринимательства и т.д.). В этой связи представляется возможным назвать следующие пути повышения эффективности правового регулирования: 1) совершенствование правотворчества, в процессе которого нормы права должны быть наиболее согласованными с общественными закономерностями, в рамках которых они будут действовать; 2) усиление юридической гарантированности правовых средств, действующих в системе механизма правового регулирования; 3) совершенствование правоприменительной деятельности уполномоченных на то государственных и иных органов; 4) повышение уровня правосознания и правовой культуры субъектов права; 5) оптимизация процесса правового стимулирования правомерной, инициативной, социально-полезной деятельности индивидов и организаций. В заключение отметим: эффективность правового регулирования – это его позитивное воздействие на общественные отношения, на деятельность и поведение субъектов права. Она выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественной жизни в результате действия механизма правового регулирования, элементы которого должны гармонично дополнять друг друга.
Контрольные вопросы к лекции. Контрольные вопросы 1. Раскройте смысл понятия «правовое регулирование». 2. Каков предмет правового регулирования? 3. Назовите стадии правового регулирования. 4. Что означает категория «метод правового регулирования»? 5. Какова взаимосвязь предмета и метода правового регулирования? 6. Назовите основные моменты (показатели), характеризующие метод правового регулирования. 7. Раскройте особенности императивного и диспозитивного метода правового регулирования. 8. Опишите основные способы (правовые средства) правового регулирования. 9. Что означают типы правового регулирования и правовые режимы? Чем они определяются? 10. Раскройте понятие, механизм правового регулирования. Назовите его элементы. 11. Что означает эффективность правового регулирования? 12. Каковы основные направления повышения эффективности правового регулирования?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |