Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и социальное назначение государства




Для того, чтобы раскрыть сущность государства необходимо выявить главную причину, которая обуславливает его объективную необходимость для общества. Иначе говоря, нужно выяснить: почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее характерно для государства то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Всякая власть это всегда управление, регулирование. Государственная власть особый вид управления потому, что она предоставляет право на применение принуждения для исполнения своих велений. Историей доказано, что государство возникает как классовая организация политической власти. Рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное выступало как орган политической власти феодалов и других богатых сословий, капиталистическое (на первых этапах своего развития) выражало интересы буржуазии. В этом и заключалась их классовая сущность. Хотя все эти исторические типы государств охраняли и интересы других граждан, но они были, прежде всего, политической организацией собственников основных средств производства.

Однако изменения, происходившие в реальной действительности, привели к изменению сущности государства. Советское государство и другие страны "социализма" уже нельзя было характеризовать как организации классового господства. Не соответствовало действительности и определение "социалистического государства" как политической организации собственников основных средств производства. Ведь собственником был не рабочий класс, не крестьянство, а партийно-государственный аппарат, олицетворявший и общество, и государство как единое целое. Власть в государстве использовалась как самостоятельная сила для реализации групповых интересов, не совпадающих с интересами и потребностями всего общества, а также для решения идеологических задач по воплощению коммунистической идеи. В этом случае государство становится групповым классовым образованием, орудием политической борьбы, достижения узкоклассовых или националистических целей и отсюда негативной силой в обществе. В таком государстве отсутствовали те положительные черты, которые накапливались по мере общественного развития и были присущи другим современным государствам. Оно превратилось в тоталитарную организацию, где принуждение являлось основным средством управления обществом. Весь положительный, общечеловеческий потенциал институтов государства не получают развития и само оно, несмотря на обширность, громоздкость, усложненность и даже четкую обработанность аппарата власти остается первичным.

Процесс развития государства характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в итоге начали преобладать прогрессивные.

Рабовладельческие, феодальные, капиталистические государства базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни. Все эти типы государств выражают интересы меньшинства. Однако по мере совершенствования общества в процессе его гуманизации, политического и нравственного взросления человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент его власти сужается. Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов. Частная собственность, которая в свое время привела к возникновению государства, является постоянным спутником в процессе его развития. Собственность меньшинства превращается в собственность большинства. В результате преобразований отношений собственности изменяется и сущность государства. В современном государстве частная собственность находится под защитой государства, так как она органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальные и духовные благополучия, Государственная собственность - как форма собственности в социальных странах, не выдержала испытания временем.

Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно выполняет функции общих дел. В рабовладельческом обществе, феодальном и капиталистическом преобладают классовые начала. С изменением условий жизни общества произошло сужение классовых функций и расширение тех свойств государства, которые характеризуют его как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается отрыв государства от народа, происходит приближение его к коренным интересам и потребностям общества и личности.

Таким образом, сущность государств в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее развитие эпоху цивилизации, то есть в обстановке, когда общество существует как суверенитет, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода и свобода личности.

Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранное понятие, которое состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы.

Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, цели и задачи, которые оно ставит перед собой, таково его и социальное назначение. В истории были попытки определить социальное назначение государства на всю его историческую перспективу. Платон и Аристотель считали назначением государства утверждение нравственности. Гроций видел в нем общее благо, Гоббс общую безопасность, Руссо общую свободу.

Марксистское учение считает, что государство узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение. В середине ХХ века возникает ряд теорий, которые главную задачу современного государства видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого. Таким образом, взгляды на социальное назначение государства определяются объективными условиями, характерными для данного уровня развития общества. Однако на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенно влияют и субъективные факторы. К ним относятся приверженность одной теории, вера в ее универсальность, ее реализация в практике государственного строительства.

Применительно к нашему государству и другим странам выбора речь идет о марксистско-ленинском учении.

История подвергла ее серьезным испытанием, показав ее истинность только на определенный, ограниченный во времени период. Вывод об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в полугосударство опыт развития СССР не подтвердил. Государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа, вопреки прогнозам основоположников. Приверженность этой теории не позволила увидеть серьезные изменения, происходящие в общественной жизни. Капитализм, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он воспринял и реально внедрил прогрессивные идеи общественного развития в практику. Таким образом, положения марксистской теории, о кризисе и загнивании капитализма, об империализме как социалистической революции не подтвердились. Наоборот, в капиталистическом обществе значительно углубился демократизм, начало равенства, социальной справедливости, свобода личности. Общество, сформировавшееся в развитых странах Западной Европы после окончания второй мировой войны, стало качественно иным.

Государство, оставаясь управляющей системой общества, превращается в орган преодоления социальных противоречий, учета интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план выходят такие общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Изменяется роль государства на международной арене, его внешняя деятельность требует взаимных уступок, компромиссов, ратушных договоренностей с другими государствами. Таким образом, высшее предназначение государства (то есть его сущность) - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее развитие достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.