Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие типологии государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств




Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи, социальная направленность. На характер государства и государственное устройство существенно влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размеры территории, образовательный уровень народа, религиозные воззрения и другие факторы. Изучение особенностей конкретных исторических периодов в развитии государственно-организованного общества, позволяют выявить наиболее существенные, общие черты, характерные для всех государств существовавших в данный период. Категория "тип государства" занимает самостоятельное место в теории права и государства, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.

Под типом государства понимается взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками.

Первые попытки обобщения опыта государственного строительства были сделаны Аристотелем и Полибием. Аристотель, основными критериями для классификации государств считал следующее:

1 Количество властвующих в государстве. (правление одного, правление немногих, правление большинства).

2 Цель, которую преследует государство.

В зависимости от этого он делил государство на:

а) Какое место человек в государстве.

б) В какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого гражданина.

Полибий считал, что развитие государства, смена его типов - это естественный процесс. Государство, по его мнению, развивается по бесконечному кругу, включающему в себя несколько фаз: ЗАРОЖДЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ, РАСЦВЕТА, УПАДКА, ИСЧЕЗНОВЕНИЯ.

Эти фазы последовательно сменяют одна другую, после этого весь цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государства - это закономерный процесс. Многие государства проходили указанные фазы цикла и затем возрождались в виде новой, более совершенной государственности, другим не удалось возродится и они заканчивали свое существование, стали достоянием истории.(например: Спарта, Вавилон, Афины, Рим).

Г. Еллинек считал, что несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить прочные признаки, придающие тому или иному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический тип государств.

а) Идеальный тип - это мыслимое, воображаемое государство, в реальной жизни не существует.

б) Эмпирический тип - это результат сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом.(В эмпирической государственности выделяются следующие исторические типы - древневосточное, греческое, римское, средневековое, современное).

В основе этой классификации государств - положение личности в стране.

Западно-европейская наука классифицирует государств в зависимости от характера взаимоотношений между личностью и государственной властью. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы. Поэтому в зависимости от места, которое занимает личность в создании правопорядка, выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

а) Демократия существует тогда, когда личность активно участвует в создании правопорядка.

б) Автократия существует тогда, когда личность не допускается к активному участию в жизни государства.

Следовательно, демократизм государства определяет человеческий фактор.

Американский ученый, профессор Р. Макайвер делит государства на династические и демократические. В основе этого деления государств на типы лежит степень отражения государственной властью воли общества.

а) Династические - в них государственная власть не выражает воли большинства населения, правительства образуются привилегированной частью общества.

б) Демократические - в них государственная власть выражает волю всего общества. Народ либо непосредственно участвует в управлении либо активно поддерживает правительство.

Взаимоотношения между государственной властью и личностью строятся на началах справедливости и взаимной ответственности. Государство обеспечивает человеку своду и процветание.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяет все государства на демократические и недемократические.

а) Демократические представляют из себя общества граждан.

б) Недемократические представляют из себя общества классовой борьбы.

По его мнению, в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в нем существует неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное развитие.

Прогрессивные мыслители прошлого и современности искали и ищут те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Однако единства взглядов на типологию государств не было и нет. Разнообразие научных подходов к оценке этого явления стало основой плюрализма типологии государств.

Приведенные выше критерии типологии государств, выработанные мировой политико-правовой мыслью, характеризуют один из наиболее распространенных в настоящее время подходов - цивилизационный, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В самом общем виде понятие "цивилизация" можно определить как социокультурную систему, включающую в себя как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а так же уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Английский историк А. Дж. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, сущность цивилизации. В сравнении с ним экономический и тем более политический элементы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных факторов, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а так же степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает всем существующим в ее рамках государствам устойчивую общность названных выше факторов.

При цивилизационном подходе сущность любой исторической эпохи раскрывается через человека, через совокупность существующих в этот период идей и представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход основан на познании прошлого через все формы деятельности человека - трудовую, социальную, политическую и все многообразие его общественных связей. Человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность.

Приведенные выше критерии типологии государств, выработанные мировой политико-правовой мыслью, характеризуют один из наиболее распространенных в настоящее время подходов - цивилизационный, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

Таким образом, наиболее универсальным научным критерием типологии государств становится, в настоящее время, цивилизованный подход, позволяющий учитывать всю совокупность факторов, придающих тому или иному государству качество определенного типа.

Классово-формационный подход к типологии государств. В основе марксистско-ленинской типологии государств лежит понятие общественно-экономической формации, которое составляет фундамент марксистского понимания истории.

Формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки. (В виде формулы это может быть выражено следующим образом: ОЭФ = Базис + Надстройка).

Экономический базис - это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений. (В виде формулы это может быть выражено следующим образом: ЭБ=ПС+ПО).

Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка - это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях. На основе этих взглядов, идей, представлений строятся взаимоотношения между людьми. Безусловно важнейшими элементами надстройки являются государство и право. А так как надстройка является составной частью общественно-экономической формации, то, следовательно, государственно-организованное общество также будет ее элементом. Поскольку теория права и государства изучает основные общие закономерности возникновения и развития государства и права постольку мы будем изучать надстроечные процессы, то общественное сознание, обретающее государственно-правовые формы. Итак, предмет нашего изучения - государственно-правовые явления.

Как же соотносятся между собой два основных элемента общественно-экономической формации? Cогласно марксистско-ленинской теории, способ производства определяет сознание общества, отсюда определяющее влияние экономического базиса на надстройку. Следовательно, государственно-правовые явления общественной жизни объясняются потребности организации и осуществления процесса производства материальных благ и всецело зависят от него.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены устаревших форм производственных отношений и замены их новыми экономическим строем. Следовательно, причиной смены исторических типов государств считается социально-экономическое развитие общества.

Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе, своего становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил, так как производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производительных сил общества, что свидетельствует обычно о расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил приводит к тому, что на третьем этапе их рост и объективное развитие достигают такого уровня, когда они перестают соответствовать старым производственным отношениям. Иначе говоря, развившиеся производственные отношения вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений, что вызывает необходимость формирования новых постепенно складывающихся внутри этого общества. Вследствие этого в истории классово антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которые изменяют экономическую основу общества. Качественные изменения экономического базиса, связанные с изменением форм собственности, влекут за собой коренные преобразования в надстройке, то есть изменение взглядов, идей, представлений, господствующих в обществе, появляются новые классы и социальные группы с противоположными интересами, а это, в свою очередь, требует их государственного оформления.

Таким образом, социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производственным отношениям, рождается политическая организация, иная по своей сущности, целям, задачам и функциям, которой соответствует и новый тип государства и права.

Значит, потребность развития нового способа производства неизбежно приводит к смене политико-правовой и идеологической надстройки. Одна общественно-экономическая формация сменяет другую в силу действия объективного экономического закона - "обязательного соответствия производственных отношений характеру развития производительных сил". Следовательно, экономический базис является решающей силой исторического прогресса. Этот вывод дал основание классикам марксизма-ленинизма считать, что смена одной общественно-экономической формации другой происходит естественно-историческим путем, причем каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой высокоорганизованной формации.

Марксистско-ленинская типология государств выделяет следующие общественно-экономические формации:

1) Первобытнообщинная

2) Рабовладельческая

3) Феодальная

4) Буржуазная

5) Социалистическая, которая на определенной ступени развития общества должна привести к "отмиранию" государства и установлению коммунистического общественного самоуправления.

В основу этой классификации положены следующие основные критерии:

1) Наличие или отсутствие частной собственности.

2) Наличие или отсутствие классов с противоположными интересами.

3) Наличие или отсутствие товарного производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.