Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 4: «Формы государства»




Общая характеристика экономических отношений в буржуазных государствах (с точки зрения цивилизационного подхода).

Процесс производства прибавочного продукта и осуществления накопления в обществе при капитализме существенно изменяется. Уровень развития производительных сил повышается, процесс обмена продуктами получает, в этот период, достаточно высокое развитие. Идет формирование действительно рыночных отношений. На основе развитого обмена продуктами труда возникают экономические условия, при которых производитель получает возможность использовать получаемый прибавочный продукт в своих собственных интересах (может продать, обменять его). Следовательно, возникает потребность в устранении личной зависимости непосредственного производителя от собственника средств производства. Эта потребность, сформировавшаяся в недрах способа производства, требует от государства и права своего удовлетворения, то есть осуществления государством такой деятельности, которая позволит устранить эту зависимость. А это возможно лишь в условиях личной свободы, когда производитель свободно сможет распоряжаться результатами своего труда.

При формировании подобных рыночных условий и появляется личная заинтересованность непосредственного производителя в производстве прибавочного продукта, так как он имеет возможность использовать его в своих собственных интересах.

Существо дальнейшего стремительного развития общества состоит в укреплении и в значительной мере в развитии этой личной заинтересованности производителя в производстве прибавочного продукта. Характерно, что для организации производственного процесса используется экономическое принуждение, которое основано на личной свободе непосредственного производителя. В это время начинают действовать экономические стимулы, такие как заработная плата, прибыль и другие. Значит и общество, и государство, и право должны создавать и охранять условия, позволяющие развивать личную заинтересованность производителя в производстве прибавочного продукта. Но этого можно достичь лишь при устранении личной зависимости непосредственного производителя от кого-бы то ни было. А значит, общество должно обеспечить такие условия, которые делали бы невозможной личную зависимость одних членов общества от других. Только личная свобода позволит производителям свободно распоряжаться результатами своего труда. Следовательно, создание условий личной свободы и должно положить конец внеэкономическому принуждению.

Еще раз вспомним, что же означает личная зависимость? Она налицо тогда, когда рабовладелец или феодал самостоятельно решает вопрос о том, подвергать наказанию зависимое лицо или нет. Иначе говоря, это его право, а значит раб или крестьянин зависит от решения рабовладельца или феодала. И эта зависимость от решения хозяина распространяется не только на сферу наказания, но и на все остальные сферы жизни. Единственное отличие заключается в том, что зависимость крестьянина от феодала была несколько меньшей.

Теперь необходимо выяснить, по каким-же направлениям должна устраняться личная зависимость. Каждому человеку должно быть гарантировано право на жизнь, право на собственность, на собственное убеждение, на свободное передвижение, право свободно высказывать свое мнение. Кроме этого необходимо гарантировать для каждого возможность смены вида деятельности, что позволит человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду и свободно распоряжаться его результатами.

Однако, для ликвидации личной зависимости необходимости устранение сословной структуры общества, закреплявшей неравенство социального положения людей. Именно это и позволит создать условия личной свободы и устранить неестественные привилегии и неестественное неравенство, обусловленные богатством, знатностью и т.д. Каким же образом устраняется эта неестественная неравенство?

Ответ на этот вопрос не слишком сложен. Просто всем гражданам предоставляется возможность свободного доступа к условиям, использование которых и позволит каждому человеку в меру своих собственных физических, интеллектуальных способностей устранить это неестественное неравенство. Важно, что неравенство устраняется не принудительно, в результате какой-то массовой "компании" принудительного уравнения абсолютно все, а в результате создания только условий, использование которых и может привести к его устранению. а результат использования этих условий, соответственно, будет зависеть от естественных способностей каждого (интеллектуальных, физических, психологических и др.).

Очевидно, можно утверждать, что это самый справедливый порядок организации жизни общества, так как при этом используются естественные, природные различия людей. Добуржуазное общество активно использовало неестественное неравенство, которое было порождено различным социальным положением людей (их знатностью, должностью, имущественным положение), но не их естественными различиями. Тем самым создавалась система неестественных прав, то есть прав, которые "придуманы" государством и даруются им своим гражданам. Период перехода к буржуазному способу производства характеризуется еще и возникновением в обществе идей провозглашающих общечеловеческие ценности, принципы гуманизма, справедливости, свободы, равенства, независимости. Многие государства основывают свое законодательство исходя из естественно-правовой концепции. Провозглашение и государственная защита естественных прав человека и позволяет людям использовать их естественные различия в способностях. Именно при капитализме появляется особая разновидность нормативно-правовых актов - Конституция, которая и провозглашает личные права и свободы людей, устраняя этим самым социальное неравенство. Ни один из нормативно-правовых актов добуржуазной эпохи не обладает подобными свойствами.

При капиталистическом способе производства неравное положение людей в обществе сохраняется. Но мы только что сказали о том, что неравенство устраняется. Нет ли в этом противоречия? Конечно же, нет. Ведь устраняется неестественное неравенство6 а естественное сохраняется. Следовательно, содержание понятия неравенства становится другим, оно меняется коренным образом. Неравенство становится "подвижным" в довольно значительной мере. Это значит, что прирожденные привилегии отменяются (те, которые были присущи сословному обществу), значит, привилегии нужно приобретать, используя для этого свои естественные способности. То есть, постоянно в привилегированном положении должны находится люди естественные способности которых выше, чем у остальных. По сути, это и есть "двигатель" поступательного развития общества. Если с этим согласятся все, а в этом случае трудно спорить. Ведь все общество заинтересовано в том, чтобы у власти находились физически крепкие, грамотные, умные люди, которые смогут максимально эффективно решать все общественные проблемы. Следовательно, люди, обладающие более высокими естественными способностями и должны занимать более высокое положение в обществе. Безусловно, такой порядок и будет самым справедливым. Вывод однозначен, социальное неравенство в буржуазную эпоху не устраняется вообще, это невозможно, но изменяется его основа. Иначе говоря, неестественное неравенство заменяется естественным, основанным на естественных различиях людей.

Итак, появление в буржуазном обществе экономических условий, стимулирующих личную заинтересованность непосредственного производителя в производстве прибавочного продукта приводит к устранению личной зависимости производителя от кого бы то ни было. В этой обстановке он имеет возможность свободно распоряжаться результатами своего труда и использовать прибавочный продукт в собственных интересах. Отсюда возникает общественная потребность в создании и законодательном закреплении условий свободного распоряжения результатами своего труда. Условия личной свободы граждан находят свое отражение в соответствующих нормативно-правовых актах (законах). Тем самым устраняется сословная структура общества, принимаемые в буржуазных государствах Конституции провозглашают и защищают неотчуждаемые естественные права человека, принцип разделения властей и верховенства закона. Одной из основных внутренних функций буржуазного государства становится защита частной собственности. Идеологическая функция изменяется, начинается борьба за веротерпимость, за свободу совести, вероисповедания. Церковь отделяется от государства, религия перестает быть государственной идеологией. Значительно расширяются функции общих дел, появляется возможность реально поставить государство на службу всему обществу.

Заключение.

Рассмотрев все вопросы данной темы можно с уверенностью сказать, что дать общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех периодов его существования в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали государства на различных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Однако мировая наука и практика показали, что любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Это:

1. Единая политическая организация общества.

2. Распространяющая свою власть на всю территорию страны и все население.

3. Располагающая специальным аппаратом управления.

4. Издающая обязательные для всех веления.

5. Обладающая суверенитетом.

Таким образом, неоднозначность восприятия государства — его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обу словлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а, следовательно, уровнем развития общества, обще ственного сознания и мышления.

Кроме того, на лекциях мы рассмотрели весьма важные вопросы, связанные с типологией государства. Мы определили особенности и преимущества цивилизованного подхода перед формационным.

Но вместе с тем отметили и положительные стороны формационного подхода, который позволяет нам объяснить некоторые процессы, происходящие в государственно-правовой жизни общества. Наконец, с точки зрения цивилизованного подхода мы охарактеризовали экономические отношения в добуржуазных обществах, используя при этом и некоторые элементы формационного подхода. Все это позволило нам несколько иначе взглянуть на отношения между различными социальными слоями в обществе, на суть той жесточайшей эксплуатации, которая свойственна для этого периода.

 

 

 

В научной литературе форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, т.е. только одному из признаков государства. Вместе с тем форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключа ется главное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Формы государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставались неизменными. Под влиянием множества экономических', социально-политических, идеологических факторов они менялись и развивались. Менялось и представление о формах государства. За всю историю развития государства по этому вопросу были высказаны десятки различных суждений.

Например, Платон исходил из того, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может вырождаться в тимократию - господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, - в олигархию - строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» последнего свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность - тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.

Аристотель, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую "неправильную" форму - тиранию, олигархию, охлократию.

Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Наиболее распространенным является следующее определение: форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Особенности конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства и методов осуществления государственной власти. В рамках одного типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти. Вместе с тем государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства определяется степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, стоящими перед государством. Иначе говоря, форма государства зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы.

А вот специфику формы государства определяет характер взаимоотношений государства с негосударственными организациями (политическими партиями, движениями, профсоюзами, церковью и другими).

Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1. Форма правления.

2. Форма государственного политического режима.

3. Форма государственно-территориального устройства.

Исходя из этого, форма государства определяет, как власть в государстве организована и как она осуществляется.

Прежде то или иное государство характеризовалось главным образом тем, как власть в государстве организована, то есть, является ли оно монархией или республикой, а если республикой, то какой президентской, парламентарной или смешанной.

Считалось, что для полного и исчерпывающего анализа форма государства достаточно определить формы организации политической власти и внутреннюю структуру в государстве, как отношения целого и его частей. Иначе говоря, определить территориальное распределение власти.

Однако позже стало заметно, что такой характеристики явно недостаточно. Республиками, по своим наименованиям, провозглашались и Германия, и Франция, и бывший СССР, но содержание власти в этих государствах было разным, подчас полностью противоположным. То же самое присуще и монархиям. Например, монархическая Великобритания, по содержанию власти, то есть по тому, как власть реально осуществляется, представляла собой государство однотипное с республикой Францией и противоположное монархии, существовавшей до 1945 года в милитаристской Японии.

Отсюда следует, что форма организации политической власти (форма правления + форма государственного устройства) не позволит нам выявить специфику и особенности той или иной формы государства. Именно по этому крайне необходимо наряду с характеристикой формы организации политической власти использовать и особую категорию-характеристику, которая позволила бы выявить содержание власти.

Эта категория должна позволить выявить не только, как политическая власть в государстве организована, но и как она осуществляется, какими политическими способами и методами. Такой категорией и стало понятие «политический режим». Следовательно, для того, чтобы проанализировать форму государства необходимо определить формы организации политической власти, внутреннюю структуру государства и содержание власти.

А теперь давайте наиболее подробно рассмотрим основные элементы, характеризующие форму государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.