Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика экономических отношений в добуржуазных




государствах (с точки зрения цивилизационного подхода).

Для того, чтобы объяснить государственно-правовые явления определенного исторического периода необходимо охарактеризовать потребности экономического базиса (способа производства), который имел место в данную историческую эпоху. Сейчас мы и рассмотрим особенности экономических отношений в добуржуазных государствах с точки зрения цивилизационного подхода.

Любое общество для обеспечения своего непрерывного развития обязано производить прибавочный продукт, то есть осуществлять накопление, иначе оно просто погибнет. Прибавочный продукт является основой частной собственности и экономической свободы, поэтому в обществе должны быть созданы все необходимые условия для производства.

Мы уже знаем, что производство и накопление прибавочного продукта привели к появлению частной собственности и постепенному имущественному расслоению общества. Появились богатые и бедные. Экономически благополучные слои общества постепенно уходят из сферы общественного производства и занимают главенствующее положение. Менее обеспеченные, для того, чтобы исключить возможность изъятия у них изготовленного прибавочного продукта, производить ровно столько, сколько необходимо для обеспечения их существования. Таким образом, в обществе складывается такая ситуация когда непосредственный производитель не заинтересован в производстве прибавочного продукта. Однако, общественный интерес, в данном случае, должен возобладать над личной незаинтересованностью, так как речь идет о жизни и смерти всего общественного организма.

Почему же непосредственный производитель не заинтересован в производстве прибавочного продукта? Прежде всего потому, что отсутствуют экономические условия, которые позволили бы производителю использовать прибавочный продукт в своих собственных интересах. К таким условиям можно отнести следующие:

1. Низкий уровень развития производительных сил.

2. Низкий уровень развития рыночно-обменных отношений.

3. Отсутствие возможностей для надлежащего хранения прибавочного продукта.

Следовательно, сам производитель, свободно, по своей воле не будет производить прибавочный продукт в таком количестве, которое необходимо для нормального развития общества. Значит, общество и государство для сохранения своего поступательного развития, для осуществления, гарантирующего это развитие, накопления, должно, предоставить право одной части общества заставлять и принуждать другую часть, в лице непосредственного производителя к производству прибавочного продукта вопреки его желанию и заинтересованности. Это как раз тот случай, когда личные и общественные интересы противоречат друг другу, но приоритетным безусловно являются общественные. Отсюда возникает жизненная потребность в принуждении. Общество начинает применять внеэкономическое принуждение, так как для экономического у него просто нет условий и возможностей.

Но может ли один человек принуждать к чему-либо другого, если в обществе все люди равны? Конечно же, нет. Поэтому внеэкономическое принуждение возможно только в том случае, когда в обществе существует неравное положение в сфере производства материальных благ. Следовательно, государственная власть должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить это неравенство, выражающееся в экономическом преимуществе незначительной части населения, живущей в достатке перед подавляющим большинством, находящимся на грани выживания. Общество становится сословным и делится на неравные, по своему имущественному положению, группы. Это неравенство поддерживается различиями в праве на собственность, которые закрепляются в законах.

Социальное неравенство приводит к возникновению потребности в появлении в добуржуазном обществе личной зависимости непосредственного производителя материальных благ от собственника средств производства, которая и позволяет применить внеэкономическое принуждение. Следовательно, эта потребность в личной зависимости, сформировавшаяся в недрах добуржуазного способа производства, должна быть закреплена государством в правовых актах.

Государство дарит человеку абсолютно все права и свободы, а значит, может и отобрать их. Все сферы общественной жизни подчинены государству, а это и есть признаки личной зависимости от государства. Однако, закрепляя сословную структуру общества и социальное неравенство людей, государство устанавливает и личную зависимость раба от рабовладельца, крестьянина от феодала. Это означало отсутствие личной свободы человека, крестьянин либо прикреплялся к земле (крепостное право), либо свобода его передвижения, возможность смены вида деятельности, места жительства в значительной степени ограничивались. Тем самым создавались необходимые условия для производства прибавочного продукта, для того, чтобы заставить крестьян выполнять необходимые повинности. А раб вообще был собственностью рабовладельца и поэтому хозяин мог поступить с ним как угодно. Законы государства санкционировали применение физических наказаний (рабовладелец имел право даже убить своего раба), человек должен был страдать, если этого требовали интересы власть имущего.

Сам рабовладелец и сам феодал решал - подвергать, соответственно, раба или крестьянина наказанию или нет. Положительное или отрицательное решение этого вопроса было их правом, а не обязанностью. Следовательно, и раб и крестьянин зависели от решения и воли рабовладельца и феодала, а это и есть личная зависимость одного человека от другого. Вот если бы применение наказаний, при определенных условиях, явилось бы обязанностью, а не правом, то в этом случае уже сам рабовладелец или феодал выполнял бы чью-то волю, а не самостоятельно решал бы этот вопрос. Значит, раб и крестьянин в этом случае, зависел бы не только от своих хозяев, но и от кого-то еще. При подобных условиях, личной зависимости конкретных производителей материальных благ от конкретных собственников средств производства не существует.

Итак, только сословная структура общества позволяла обеспечить личную зависимость, которая и позволяла применять внеэкономическое принуждение в целях производства прибавочного продукта.

Обществу, на данном историческом этапе, для своего сохранения и развития, для накопления общественного богатства просто необходимо подобное деление на богатых и бедных, на власть имущих и неимущих, так как по иному, при неразвитости производительных сил и обменных отношений оно просто не могло развиваться и существовать. Кроме принуждения у общества нет в этот период иных средств, рычагов и инструментов, позволяющих заставить непосредственного производителя производить прибавочный продукт.

Вся деятельность государственно-правовой системы, на этой ступени развития, направлена на укрепление социального неравенства в обществе, на создание условий для его дальнейшего развития, на организацию и осуществление внеэкономического принуждения. Государство стоит на страже частной собственности применяя жесточайшие наказания за нарушения права собственности. Церковь, в это время, слита с государством, поддерживается и принудительно обеспечивается единая государственная идеология - религия.

Мнения людей унифицируются посредством религии. Отсутствуют свобода совести, мыслей, мнений, вероисповедания, культивируется нетерпимость к другой вере, существует система наказаний за религиозные преступления (ересь, колдовство, дела в семейно-бытовой сфере). Право существует только как право привилегия. Государство дарит своим подданным такие привилегии и с их помощью поддерживает неравенство в обществе, существование которого в этот период, просто необходимо для того, чтобы общество могло развиваться.

Каждое из сословий, кроме низших, обладает определенным объемом привилегий и полномочий, которые даются от рождения и передаются по наследству. Богатство, знатность, родовитость - вот условия, обеспечивающие одним сословиям, обладающим пожизненными привилегиями, доступ во властные структуры. Остальное население отстранено от участия в руководстве и использования властных рычагов и не имеет никаких привелегий6 кроме обязанности трудиться.

Нет выборности власти, народ в ней не представлен, поэтому имущественно благополучная часть населения имеет возможность воздействовать властными рычагами на другую, бедную часть, принуждая ее к труду. Государственная же служба (работа в государственных учреждениях, связанная с осуществлением власти, военная служба) - это удел привилегированных сословий.

В обмен на обязательство несения государственной службы их представители одариваются землей, которая в этот исторический период является основным, главным средством производства. Тем самым закрепляется монопольное право одной части общества на получение земли в собственность, что позволяет активно использовать ее для окончательного утверждения личной зависимости и упрочения сословной структуры общества. Однако земля - это не только средство для закрепления личной зависимости бесправных сословий.

Монахи довольно интенсивно распоряжались ею для создания зависимости от себя представителей привилегированных сословий, своих вассалов.

Итак, в добуржуазный период в обществе нет экономических условий позволяющих создать личную заинтересованность непосредственного производителя в производстве прибавочного продукта.

Значит, необходимо принудить его к этому. Следовательно, в обществе должно существовать неравенство людей по их положению, то есть сословная структура.

Но неравенство в любом обществе существовало и будет существовать всегда. Его особенность в добуржуазный период заключается в том, что оно покоится на пожизненно приобретенных привилегиях, закрепленных сословной структурой. Неравенство было в этот период жестким неизменным по сути (пожизненным) и это отражало тогдашний уровень развития производительных сил. Именно неравенство позволяло обеспечить личную зависимость непосредственного производителя материальных благ от собственника средств производства (раба от рабовладельца, крестьянина от феодала), которая и лежит в основе внеэкономического принуждения. Однако, нельзя не отметить, что в добуржуазный период процессы накопления в отдельных государствах, в значительной мере, происходили не только в результате производства прибавочного продукта, но и в результате ведения захватнических войн.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.