КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс управления качеством
Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) ‑ концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Система TQM включает: 1. контроль в процессе разработки новой продукции; 2. оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов; 3. входной контроль материалов; 4. контроль готовой продукции; 5. оценку качества продукции; 6. оценку качества производственного процесса; 7. контроль качества продукции и производственного процесса; 8. анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции); 9. использование информации о качестве продукции; 10. контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции; 11. обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала; 12. гарантийное обслуживание; 13. координацию работ в области качества; 14. совместную работу по качеству с поставщиками; 15. использование цикла PDCA (plan-do-check-action); 16. работу кружков качества; 17. управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей; 18. работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management); 19. участие в национальных кампаниях по качеству; 20. выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества); 21. участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих; 22. проведение мер по формированию культуры качества; 23. подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества; 24. возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство. Всеобщее управление качеством ‑ это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей ‑ базовой системы, системы технического обеспечения и системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством. Базовая система ‑ это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения ‑ это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка. Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг. Концепция TQM позволяет представить широкое понимание качества. На рис. 2 приведена взаимосвязь всех составляющих TQM.
Рисунок 2 Широкое понимание всеобщего управления качеством Как следует из философии TQM, качество включает осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т.д.), а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами. Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий: 1) высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества; 2) инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей; 3) организационные структуры преобразуются или создаются специально под TQM. Концепция TQM реализуется на фирме благодаря применению определенного набора приемов и средств (табл. 2).
На процесс внедрения TQM существенно влияет давление рынка, которое вызывает у руководства фирмы готовность внедрять систему управления качеством. Этот процесс должен возглавить президент фирмы, пользующийся полной поддержкой персонала. Основные элементы, содействующие внедрению TQM, показаны на рис. 2.
Рисунок 2 Основные элементы, содействующие внедрению ТОМ На рис. 2 показано, что качество процессов определяется качеством «пяти m». В свою очередь компонентами «первой m» (люди) являются: информация, мотивация, квалификация, обучение, трудовой коллектив; «четвертой m» (методы) ‑ системы, организация, стиль руководства, технология. Содержание остальных «m» определяется названием компонента. Качество зависит от многочисленных и разнообразных факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы, ведущие целенаправленную, продуманную политику повышения качества продукции и услуг, используют для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств. Условно они могут быть сгруппированы в три блока ‑ методы обеспечения качества, методы стимулирования качества и методы контроля результатов работы по повышению качества. К методам обеспечения качества относятся прежде всего инженерно-математические методы, используемые для анализа, планирования и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции. Методы стимулирования включают как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т.д.). К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И наконец, контроль качества самой продукции. Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества. А такой метод работы, как организация кружков качества, одновременно позволяет решать проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности сотрудников фирмы. Получившие широкое распространение методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |