Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9: «гендерный корректив в системе воспитания 4 страница




 

5. Содержание учебной дисциплины

 

5.1. Разделы учебной дисциплины

№п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Виды учебной работы (час) (в соответствии с учебным планом)
лекции практические (семинары) лабораторные работы Самостоятельные
1. Раздел 1 Воспитательный процесс как компонент целостного образовательного процесса школьников   Тема1. Воспитание. Основные понятия теории и практики воспитания.        
Тема 2. Понятие и сущность воспитательного процесса.        
Тема 3. Целеполагание в воспитательном процессе.        
Тема 4. Содержание воспитательного процесса.        
Тема 5. Методы педагогического взаимодействия.        
Тема6. Формы воспитательной работы.        
2. Раздел 2 Воспитание в контексте модернизации образования Тема 8. Особенности современного воспитания          
Тема 9. Школа как воспитательная система.        
Тема 10 Направления воспитательной работы школы        
Тема 11. Система деятельности педагога-воспитателя.        
3. Раздел 3. Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности          
4. Раздел 4.Педагогическая программа воспитания школьника и методика ее проектирования        
5. Раздел 5. Детский коллектив как объект и субъект воспитания        
6. Методика организации взаимодействия семьи и школы        
  Раздел 7. Методика оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний (методика исследования результативности воспитательного процесса)        

 

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Воспитательный процесс как компонент целостного образовательного процесса школьников

Тема 1. Воспитание. Основные понятия теории и практики воспитания.

Воспитание как культурно-исторический феномен. Воспитание – категория педагогической науки. Факторы и условия воспитания. Функции воспитания. Принципы воспитания.

Становление, развитие, формирование, воспитание. Взаимосвязь воспитания, обучения и образования. Педагогический процесс, процесс воспитания, воспитательный процесс. Воспитывающая деятельность, воспитательная деятельность, воспитательная работа. Система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы.

Тема 2. Понятие и сущность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс: цель, сущность. Воспитательная деятельность как компонент воспитательного процесса. Системная природа воспитательного процесса. Логика и противоречия воспитательного процесса. Целостность как характеристика воспитательного процесса. Способы описания динамики развития воспитательного процесса. Деятельность воспитателя в рамках воспитательного процесса.

Тема 3. Целеполагание в воспитательном процессе.

Сущность, назначение цели и целеполагания. Особенности процесса целеполагания. Система целей и задач. Способы целеполагания.

Тема 4. Содержание воспитательного процесса.

Структура содержания воспитания. Источники и универсальные единицы содержания воспитания. Уровни представления содержания воспитания. Построение содержания воспитательной деятельности.

Тема 5. Методы педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы. Понятие методов, приемов, средств воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности ребенка. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

Тема 6. Формы воспитательной работы.

Понятие формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы.

Тематические и ситуационные формы воспитания. Формы музыкально-творческой деятельности для среднего школьного возраста. Формы познавательной деятельности.

Игры, ситуации, политинформации. Формы трудовой и профориентационной деятельности. Формы экологического воспитания.

РАЗДЕЛ 2. Воспитание в контексте модернизации образования.

Тема 7. Особенности современного воспитания.

Современные подходы к воспитанию: возрастной, индивидуальный, личностный, деятельностный, антропологический, акмеологический, герменевтический. Амбивалентный, парадигмальный, системный, целостный, синергетический, средовый, событийный. Современные концепции и модели воспитания. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно-социальной (интегративной) концепции воспитания. Традиционная модель воспитания. Государственно-политическая. Функционально-ролевая модель. Педоцентрическая модель воспитания. Диалоговая модель воспитания.

Тема 8. Школа как воспитательная система.

Отличительные особенности школы как обучающей, социализирующей и воспитательной системы. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательной системы. Моделирование воспитательной системы.

Характеристика отечественных гуманистических воспитательных систем. Характеристика зарубежных гуманистических воспитательных систем.

Тема 9. Направления воспитательной работы школы.

Духовно-нравственное воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание. Эстетическое воспитание. Воспитание толерантности.

Тема 10. Система деятельности педагога-воспитателя.

Характеристика деятельности педагога-воспитателя в системе воспитательной работы школы. Воспитательная работа классного руководителя. Внеклассная воспитательная работа.

РАЗДЕЛ 3. Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности.

Тема 11. Методика воспитания как компонент воспитательного процесса.

Взаимосвязь теории, практики и методики воспитания. Понятие методики воспитания. Сущностные признаки методики воспитания: логика, стратегия и тактика действий, технологичность. Уровни применения методики. Параметры методики педагогической деятельности. Структура организации воспитательного процесса на уровне общей и частной методики. Значение методики для педагога-практика. Основания для выбора методики. Осознанность применения методики. Результативность методики.

Тема 12. Технология воспитания.

Общая характеристика педагогических технологий. Проектирование педагогических технологий. Понятие технологии воспитания. Отличие технологии от методики воспитания. Воспитательная технология. Технологический шаг. Технологичность воспитателя. Психолого-педагогическая диагностика как технология. Технология профессиональной ориентации школьников. Технологии воспитания: тренинг общения, шоу-технологии, групповая проблемная работа, «Информационное зеркало».

 

РАЗДЕЛ 4. Педагогическая программа воспитания школьника и методика ее проектирования.

Тема 13. Программа воспитания в воспитательном процессе.

Назначение программы воспитания. Алгоритм программной профессиональной работы педагога. Воспитанность как продукт программного воспитания.

Тема 14. Общая модель программы воспитания.

Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

Формирование ценностных отношенирй к нормам культурной жизни. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Формирование образа жизни, достойного Человека. Формирование жизненной позиции.

Тема 15. Возрастные модификации программы воспитания школьника.

Программа воспитания первоклассника. Программа воспитания младшеклассника. Программа воспитания младшего подростка. Программа воспитания старшего подростка. Программа воспитания старшеклассника. Программа воспитания выпускника школы.

Тема 16. Методика проектирования программы воспитания школьников.

Условия проектирования программы. Способы построения программы: концентрический, линейный, спиралеобразный. Этапы проектирования программы.

Тема 17. Планирование воспитательно-образовательной деятельности педагога.

Назначение, функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в школе. Этапы планирования работы в классном коллективе. Методика планирования воспитательной работы в школе.

 

РАЗДЕЛ 5. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

Тема 18. Основные характеристики детского коллектива.

Структура коллектива. Поле коллектива. Роли и статусы в коллективе. Этапы развития детского коллектива. Самоуправление в коллективе. Разновидности детского коллектива. Сотрудничество взрослых и детей. Личность в системе отношений коллектива. Условия развития личности в коллективе.

Тема 19. Методика организации коллективной жизнедеятельности.

Организация жизнедеятельности воспитанников в коллективе. Управление воспитательным коллективом. Организация коллективной творческой деятельности школьников. Формы и содержание творческих дел. Организационные творческие дела. Познавательные творческие дела. Литературно-художественные конкурсы. Трудовые и творческие дела.

Тема 20. Методика осуществления воспитательного воздействия и взаимодействия со школьниками.

Методика подготовки и организации беседы как формы и метода косвенного воспитательного воздействия педагога на школьников. Методика подготовки и проведения классного часа. Организация досуга школьников.

 

РАЗДЕЛ 6. Методика организации взаимодействия семьи и школы.

Тема 21. Семья как субъект воспитательного процесса.

Семья как педагогическая система. Педагогический альянс школы и семьи. Принципы взаимодействия школы и семьи.

Тема 22. Методика работы с родителями школьника.

Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника. Психолого-педагогическая диагностика семьи. Педагогическое просвещение родителей. Формы сотрудничества с родителями школьника. Педагогическое сопровождение семьи.

 

РАЗДЕЛ 7. Методика оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний (методика исследования результативности воспитательного процесса).

Тема 23. Результаты и эффекты воспитательного процесса.

Различные подходы к пониманию результата воспитательного процесса. Результат как показатель качества деятельности воспитателя. Оценка результативности воспитательной деятельности. Эффекты воспитательной деятельности. Преобразование участников воспитательного процесса. Как показатель эффективности воспитательного процесса.

Тема 24. Способы и инструментарий оценки воспитательной деятельности.

Критерий профессиональной оценки воспитательного процесса. Выбор критериев оценки. Показатели воспитанности. Инструментарий оценки результативности воспитательного процесса. Особенности изучения результатов и эффективности воспитания. Изучение воспитанности школьников. Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса. Изучение эффективности педагогических средств. Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса. Профессиональная самооценка педагога. Рабочие диагностики в оценке воспитательного результата.

Тема 25. Анализ воспитательного процесса.

Сущность и требования к организации аналитической деятельности. Виды и уровни анализа воспитательной работы. Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности. Одноактный анализ воспитательной деятельности. Методика анализа формы воспитательной работы. Методика анализа воспитательной работы за учебный год.

 

5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

 

6.Учебно–методическое обеспечение дисциплины

 

6.1. Основная литература по дисциплине:

1 Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. И. Гриценко. - 2-е изд.,стер. (ГРИФ). – М.: Академия, 2008

2 Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Юзефавичус [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко.(ГРИФ) — М.: Проспект, ТК Велби, 2008.

3 Педагогика: учебное пособие / Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко, В. Д. Иванов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007.

4 Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд.,стер. (ГРИФ). – М.: Академия, 2008.

 

6.2. Дополнительная литература:

1 Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко [и др.]; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – М.: Просвещение, 2006.

2 Головнева, Е. В. Теория и методика воспитания: учебное пособие (ГРИФ) / Е. В. Головнева. – М.: Высш. шк., 2006.

3 Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой – М.: Просвещение, 1998

4 Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М., 2000.

5 Классному руководителю о воспитательной системе класса: метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2000

6 Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: уч. пос. для пед. вузов / В. С. Кукушин. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: - МарТ,2004.

7 Методика воспитательной работы / Л. А. Байкова, Л. К Гребенкина [и др.]. – М.: Просвещение, 2005.

8 Организация воспитательной работы в школе: пособие для директоров общеобразовательных учреждений / сост. Г. С. Семенов; ред. Л. В. Кузнецова.- М.: Школьная Пресса, 2004.

9 Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова; под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. -М.: Академия, 2007.

10 Педагогика: учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2004.

11 Печатникова, Л. Б. Образовательное путешествие: им может стать любой поход, экспедиция, экскурсия, если грамотно их спланировать, организовать и провести / Л. Б. Печатникова, Е. Соколова. - М.: Чистые пруды, 2007.

12 Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Сфера, 2001.

13 Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе: пособие для зам. директора школы по воспитанию и кл. руководителей / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов.-М.: Педагогический поиск, 2000.

14 Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]=Процесс воспитания: в 2 книгах: учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС.-(Учебник для вузов). Кн. 2: Процесс воспитания. - 2006.

15 Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС,2003.

16 Постоева, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / В. А. Постоева, М. С. Шелемехова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск: издательство ТГПУ, 2006.

17 Психология и педагогика: для студентов вузов / В. М. Богаров, Л. Г. Сушенко, С. А. Сушенко, Ж. А. Терещенко. - Изд. 3-е. - Ростов-на Дону: Феникс,2006.

18 Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И. А. Мельничук [и др.]; под общ. ред. М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. - Минск: Экоперспектива,2003.

19 Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания: коллективная монография / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; под ред. В. М. Коротова; Редкол.: Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, Э. И. Моносзон [и др.].- М.: Педагогика, 1989.

20 Родительские собрания: пособие для классных руководителей / сост. Г. С. Семенов; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Школьная Пресса, 2005.

21 Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2005.

22 Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе: учебно-методическое пособие / В. П. Сергеева. - 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.

23 Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006.

24 Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005.

25 Степанов, В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе: учебно-методическое пособие / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская; РАО.- М.: Издательство МПСИ, 2000.

26 Стефановская, Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учебное пособие для вузов / Т. А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.

27 Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. - Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1979.

28 Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Изд. 5-е. - Киев: Радянська школа, 1974.

29 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитательной работы / В. А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангуловой. - М.: Молодая гвардия, 1975.

30 Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981.

31 Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 3.

32 Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: коллективная монография / ред. А. В. Перцев. - Екатеринбург: Полиграфист. Вып. 16. - 2006.

33 Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / сост. и отв. редактор Э. Д. Днепров. - М.: УРАО, 2002.

34 Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005.

35 Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. - М.: Академия, 2004.

36 Шварева, О. В. Теория и методика воспитания: использование кейс-метода при изучении раздела "Коллектив как объект и субъект воспитания": методическое пособие / О. В. Шварева, А. Г. Яковлева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2007.

37 Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие / М. И. Шилова; МОПО РФ; СОРАО; КГПУ.-Красноярск,1998.

38 Шульга, Т. И. Методика работы с детьми "группы риска" / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд.- М.: Издательство Университета Российской Академии Образования,1999.

39 Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н. Е. Щуркова. – СПб., 2005

40 Щуркова, Н. Е. Школа и семья: Педагогический альянс/Н. Е. Щуркова.- М.: Педагогическое общество России,2004.

41 Щуркова, Н. Е. Классное руководство: Рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

42 Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. - М., 1998.

 

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа по учебной дисциплине «Методике воспитательной работы», составленные преподавателями кафедры СП ПФ; библиотечные фонды ТГПУ.

Рекомендуется использование следующих Интернет-ресурсов:

Сводный каталог периодики библиотек России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mars.arbicon.ru

Журнал «Открытое образование» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.ipo.spb.ru/journal

Всероссийский форум «Образовательная среда» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://pedsovet.org

 

6.4. Материально – техническое обеспечение дисциплины (модуля)

 

Телевизор, видеомагнитофон, видеотека, аудиопроигрыватель, видеопроектор, компьютерный класс, раздаточный материал (тесты, карточки с индивидуальными заданиями).

 

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

 

Содержание учебной программы дисциплины «Теория и методика воспитания» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция.

Рекомендуемые виды семинаров: вопросно-ответный семинар, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция, семинар-пресс-конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп

Семинар-экскурсия (посещение воспитательных мероприятий), семинар-дискуссия, семинар-деловая игра, семинар-контрольная, семинар-коллоквиум.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка тестовых заданий, сценариев учебных (игровых) ситуаций, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет).

 

7.2. Методические рекомендации для студентов

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Считаете ли Вы, что правомерно говорить о «воспитуемости» ребенка как о мере его подверженности воспитательным влияниям?

2. Как Вы объясняете поведение людей, доставляющих неудобства окружающим и как будто лишенных совести?

3. Проанализируйте собственное личностное формирование: какой элемент системы Вашего воспитания был наиболее сильным и оказал на Ваше становление решающее влияние.

4. Рассмотрите влияние телевидения на школьника с точки зрения представленной картины воспитательного процесса.

5. Сформулируйте принципы достойной человека жизни и найдите им обоснование. Как они коррелируют с принципами воспитания?

6. Отразите в схеме взаимосвязь педагогических закономерностей, педагогических постулатов и педагогических принципов.

7. Проанализируйте наблюдаемую Вами жизненную ситуацию, в которой резко изменилась психологическая атмосфера в группе людей. Назовите средства, способ, содержание факторного влияния на атмосферу.

8. Как связаны средства и формы воспитательных влияний педагога?

9. Вы хотите создать новую форму работы с детьми. С чего следует начинать?

10. Приведите пример, когда одно и тоже средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположенное влияние при разных обстоятельствах.

11.Определите концептуальные основы семейного воспитания: признаки и функции семьи.

12. В чем цель и задачи современного семейного воспитания?

13. Приведите типологию современной семьи.

14. Охарактеризуйте содержание и формы оказания помощи родителям по семейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения.

 

Примерная тематика рефератов

 

1. Критерии оценки современного воспитательного процесса.

2. Основные направления воспитательной работы в современной общеобразовательной школе.

3. Роль социального педагога в воспитательной работе современной школы.

4. Условия гармоничного семейного воспитания.

5. Взаимодействие школы и семьи.

6. Патриотическое воспитание школьников.

7. Нравственное воспитание школьников.

8. Воспитание отношений.

9. Воспитание культуры межнационального общения.

10. Воспитание личности в коллективе.

11. Гуманистические воспитательные системы.

12. Воспитательная работа в классе

 

Примерный перечень вопросов к зачету

 

Примерный перечень вопросов к зачету

 

1.Воспитание в структуре целостного образовательного процесса.

2.Цели воспитания: понятие, виды, исторический характер формирования.

3.Закономерности как основа научного подхода в воспитании личности. Характеристика основных закономерностей.

4.Принципы воспитания: понятие, характеристика принципов воспитания.

5.Содержание процесса воспитания.

6.Личность в процессе воспитания.

7.Роль деятельности и воспитывающей среды.

8.Воспитание и перевоспитание: взаимосвязь и противоречия.

9.Самовоспитание как необходимая составная часть развития личности.

10. Воспитательный процесс как динамическая система: сущность, критерии анализа воспитательной системы.

11. Особенности воспитательного процесса.

12. Противоречия воспитательного процесса.

13. Понятие «содержание воспитательного процесса».

14. Базовые теории и модели воспитания.

15. Современные концепции воспитания.

16. Методы воспитания: понятие, классификация, характеристика.

17. Методы формирования сознания личности.

18. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

19. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

20. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

21. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

22. Формы и средства воспитания: понятие, классификация, характеристика.

23. Воспитательная система: понятие, этапы развития, оценка эффективности.

24. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система.

25. Школа детской радости.

26. Система В.А. Караковского.

27. Школа-интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа.

28. Школа Саммерхил – система свободного воспитании.я

29. «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе.

30. Вальдорфская школа.

31. «Справедливое общество» Л. Кольберга.

 

8.4. Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Методика воспитания: понятие, сущностные признаки, уровни применения.

2. Технология воспитания: понятие, отличие от методики воспитания.

3. Характеристика психолого-педагогической диагностики как технологии.

4. Характеристика воспитательной технологии (по выбору студента).

5. Программа воспитания в воспитательном процессе: назначение, алгоритм работы воспитателя.

6. Воспитанность как продукт программного воспитания: понятие, диагностика.

7. Характеристика общей модели программы воспитания: формирование ценностных отношений.

8. Характеристика общей модели программы воспитания: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; формирование образа жизни, достойного Человека; формирование жизненной позиции.

9. Характеристика программ воспитания первоклассника и младшеклассника.

10. Характеристика программ воспитания младшего и старшего подростка.

11. Характеристика программ воспитания старшеклассника и выпускника школы.

12. Методика проектирования программы воспитания школьников: условия, способы, этапы.

13. План воспитательной работы: назначение, функции, виды, структура, требования к планированию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.697 сек.