Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды




План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды М.В. Ломоносова.

2. Историческая концепция М.В. Ломоносова.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765), уроженец Архангельской губернии, выходец из поморской семьи. В 1730 г. покинул родной дом и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе наиболее способных учеников его направили в академическую гимназию в Петербург, а вскоре командировали на учебу в Германию, где Ломоносов обучился немецкому и французскому языкам. По возвращению на родину, он прошел путь от адьюнкта до академика, оставив труды в области математики, физики, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания. Не случайно А.С. Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом.

Общественно-политические идеалы Ломоносова соответствовали эпохе. Он был монархистом и приветствовал сильную власть просвещенного самодержца. Эталоном для него служил Петр Великий. В своем «Слове похвальном блаженного памяти государя императора Петра Великого» Ломоносов уподобил Петра самому Богу. Ученый считал самодержавие прогрессивной силой в истории России. Ослабление самодержавия неизбежно приносило России беды, а усиление – благо.

Историческими изысканиями Ломоносов стал заниматься со второй половины 1740-х годов и продолжал их до конца жизни. Перу Ломоносова принадлежат «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи», «Краткий Российский летописец с родословием» и 1-й том труда «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I» (утрачен очерк Ломоносова о событиях Смутного времени).

Ломоносов придерживался утилитарного подхода к исторической науке. История, по его мнению, должна была предоставить поучительные примеры для практической деятельности: история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах». Такой подход дополнялся патриотическим целеполаганием. Ломоносов, по замечанию Н.Г. Чернышевского, хотел служить не чистой науке, а только отечеству. По заключение П.Н. Милюкова, Ломоносов был панегириком, видевшим задачу истории в возвышении предков и моральном поучении современников.

Методологические принципы Ломоносова не отличались разнообразием. Объяснение исторических фактов он сводил к мотивам и психологии исторических деятелей. Не смотря на сложные отношения Ломоносова с представителями церкви, его работы не были свободны от мотивов провиденциализма. Например, монгольское иго Ломоносов объяснял, кроме прочего, промыслом Божим. Методологическая оснащенность и профессиональные навыки Ломоносова были недостаточными, чтобы на равных с квалифицированными историками заниматься изучением прошлого. По словам В.О. Ключевского, Ломоносов хотел сделаться «русским Ливием, который бы открыл миру древность и славу русского народа». Он стремился уловить дух русской истории, и это был прием оратора или поэта, но, добавим, не историка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.