Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В ШКОЛЕ




Читайте также:
  1. A) Биологические особенности вегетативного размножения
  2. II. Особенности советского законодательства.
  3. IV. Состав, структура и функциональные особенности CASE-средств.
  4. V. Развитие воображения в процессе изучения литературных произведений.
  5. Y. Формирование навыков чтения произведений разных жанров начальной школе Y вида
  6. Адаптация ребенка к школе
  7. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
  8. Акты толкования (интерпретационные): особенности, виды
  9. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы
  10. Анализ» и «синтез» как общенаучные методы познания, их роль и особенности
  11. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
  12. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у новорожденных

1) Особенности изучения лирики в школе.

2) Обучение выразительному чтению на уроках литературы.

3) Составление системы вопросов к лирическом произведению (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»).

4) Примерный план анализа стихотворения.

 

1.

Н.В.Гоголь отмечал, что «прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать… нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его». Действительно, предметом лирики является внутренний мир человека, процесс мышления и переживания.

Учащиеся 5-6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7-8 классов. В 9-11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, но при этом на новом, более высоком уровне.

Зинаида Яковлевна Рез в работе «Изучение лирики в школе» указывает на ряд недостатков при изучении лирического произведения:

· Перенесение на лирику приемов работы над прозой, прямолинейность поставленных вопросов без учета самой реакции учащихся.

· Часто на уроках ограничиваются анализом одного стихотворения, не вызывая дополнительных ассоциаций, не учат видеть за стихотворением поэта, за поэтическим произведением – поэзию в целом.

· Мало внимание уделяется работе над словесным образом, над особенностями поэтической речи. Нередко ограничиваются лишь упоминанием, что в стихотворении есть эпитеты, метафоры, сравнения.

· Структура уроков по изучению лирики, как правило, однообразна.

 

Важнейшим условием изучения лирики в школе является развитие воображения ребенка, наделение его опытом эмоциональных переживаний. Уроки по изучению лирики должны быть особенными в плане эмоционального настроя, который создается и внешним видом учителя и интонацией его голоса, и характером анализа произведения (качество вопросов). Следует обратить внимание на оформление класса. При изучении лирики особую роль играют межпредметные связи: музыка, живопись и т.п.

2.

В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению. Для учителя литературы главная задача – добиться от учащихся правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове.

Выразительное чтение – это не только интонационно правильное озвучивание текста (паузы, логические ударения, тон), это исполнительское искусство, это художественное чтение, которые, как способ изучения литературного произведения, входят в методику преподавания литературы. При работе над художественными произведениями оно служит целям углублённого их изучения и эстетического воздействия на воображение и чувства школьников. Выразительно читать – это значит не механически произносить слова текста, а передавать в живой речи мысли, образы и чувства автора. Научиться выразительно читать – это значит научиться воспринимать все части, все элементы художественного произведения, надо научиться понимать и оценивать каждое слово в произведении.



Обучая эмоционально-образному чтению, учитель должен обратить внимание на необходимость воспитывать умение читать текст «про себя». Чтение это должно быть замедленным, целенаправленным, с установкой на наиболее полное воссоздание в воображении нарисованных писателем картин. Такое эстетическое восприятие текста является психологической основой выразительного чтения.

Детям можно дать план, как учить стихи

Советы для тех, кто учит стихи

1. Читая стихотворение, старайтесь все, что можете, увидеть на своем мысленном экране, как в кино.

2. Подумайте, что хотел нам сказать поэт, какие пробудить мысли и чувства?

3. Проследите, как идут друг за другом картины и как сменяют доуг друга мысли и чувства.

4. Обратите внимание на порядок слов, особенно там, где он для вас непривычен.

5. Посмотрите, какие слова рифмуются в стихотворных строчках и как расположены рифмы.

6. Прочтите стихотворение так, чтобы оно понравилось другим – выразительно.

7. Если стихотворение еще не запомнилось само собой, то запоминайте его по частям: вначале первую, теперь вторую. Теперь повторите их вместе. Запомните третью и присоедините к двум первым.

8. Попробуйте, не заглядывая в книгу, прочесть наизусть всё стихотворение.

3.

При составлении системы вопросов к лирическому стихотворению нужно учитывать и использовать 4 уровня:

1) идейно-тематический;

2) лексико-синтаксический;

3) композиционный;

4) эмоциональный.

 

Например, при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» после прочтения стихотворения можно спросить:

1) Какие ассоциации возникли у учащихся после прочтения?

2) К кому обращается автор? (идейно-тем.)

3) Какие слова непонятны? (лексико-синт. Навстречу северной Авроры – богиня утренней зари; сомкнуты негой – безмятежный покой; вечор – вчера))

4) Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении? (3, композиц.)

5) Меняется ли стихотворение, как меняется?

6) Какие краски присутствуют в каждой части? (эмоц.)

7) Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры, сравнения, для чего их вводит поэт в стихотворение? (композиц. И идейно-тем.)

8) Как вы думаете, каково настроение автора в минуты написания стихотворения?

Можно показать несколько репродукций картин и сравнить пушкинское утро с ними.

4.

В старших классах можно дать примерный план анализа стихотворения:

1) Место, время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.

2) Тема стихотворения (о чем оно)

3) Изобразительные средства (тропы)

Эпитеты – образные определения;

Метафоры – переносное значение слова

Сравнения – сближение двух явлений с помощью пояснения одного при помощи другого. В сравнении присутствует то, что сравнивается и то, с чем сравнивается.

4) Строфа.

5) Рифма

6) Размер

7) Идея стихотворения.

Домашнее задание

1. Выполнить анализ главы учебника по изучению лирики по плану:

- Наличие эпиграфа к данному разделу учебника.

- Биография поэта и этапы его творческого пути.

- Тексты стихотворений и характер комментариев к ним.

- Система вопросов и заданий по анализу стихотворений, данная в учебнике, какие бы вопросы добавили вы к данному стихотворению?

- Место и роль иллюстраций.

- Сведения по теории стиха.

- Материалы для самостоятельной работы учащихся.

2. Составить конспект урока по изучению лирики в 5-8 классах (автор, произведение, класс – по выбору студента).

ЛИТЕРАТУРА: Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд. М.,1963. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968. Она же. Лирика Некрасова в школьном изучении. М., 1982. Маранцман В., Чирковская Т. Проблемные ситуации при изучении лирики // Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977. Мотольская Д.К., Соколова К.И. Лирическое произведение // Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя / Под.ред. Б.Ф. Егорова. М., 1981.С.143-159. Сыроватко Л.В. Божественная пена. Обучающий анализ стихотворений на уроке // Конспекты уроков для учителей литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под.ред. Л.Г. Максидоновой. М., 2000. Ч.1, С.137-170. «Поэзии чудесный гений»: лирика Пушкина / Под.ред. Е.П. Никитиной, Ю.Н. Борисова. Саратов, 1999. Рекомендуется самостоятельно обратиться к журналу «Литература в школе» за последние пять лет и выбрать соответствующую теме публикацию.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5166; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.