Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РОЛЬ ОБЗОРНЫХ ТЕМ




Читайте также:
  1. Порядок работы при проведении обзорных проверок

АНАЛИЗ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИРИКИ В 5-8 КЛАССАХ

1. Беседа


- Каковы специфические задачи изучения лирических произведений на уроках литературы? Каково их место в школьной программе?
- Каковы особенности восприятия лирики учащимися разных возрастов? Какие пути и приемы используются учителем для подготовки учеников к восприятию лирических произведений?
- Как наиболее целесообразно осуществить переход от чтения лирического произведения к его анализу? В чем трудность анализа лирики?


- Какие пути и приемы анализа наиболее эффективны при изучении лирического произведения?
- Как сохранить эмоционально-образное воздействие лирики при формировании теоретико-литературных понятий? Чем обусловлено обращение при изучении лирического произведения к другим видам искусства (художественному слову, музыке, живописи)?

2. Анализ главы учебника

 

3. Анализ конспекта урока, составленного самостоятельно, с проигрыванием фрагмента урока.

4. Просмотр и анализ видеозаписей открытых уроков, конкурсов на звание «Учитель года» - совместно с ИПКРО.


В СИСТЕМЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КУРСА

1) Роль обзорных тем в системе историко литературного курса.

2) Структура и методика работы над обзорной темой.

3) Наглядность и ТСО в работе над обзорной темой.

 

1.

Если в 5-8 классах изучаются только отдельные произведения, то в 9-11 классах составители программ ставят цель познакомить учащихся с историко-литературным процессом. Выполнение этой задачи вызывает много трудностей. За два века- 19 и 20 в. творило большое количество писателей, появилось множество произведений, а часов на их изучение отводится мало. Поэтому монографически изучают только крупных писателей-классиков и их значимые произведения, а все остальное изучается обзорно.

Обзоры нужны и для того, чтобы иметь представление о целой эпохе, в которую создавали свои произведения великие писатели.

2.

В школьном курсе выделяется 2 типа обзора:

1) историко-литературный обзор-характеристика целой эпохи (литература I половины XIX века, литература II половины XIX века, литература рубежа веков)

2) литературный обзор – обзорное изучение творчества одного автора или отдельного произведения

На уроках историко-литературных обзоров необходимо:

1. Дать историческую характеристику отдельной эпохи, событий в экономике, политике.

2. Дать краткую характеристику развития культурной жизни (живописи, архитектуры, музыки).

3. Рассказать о литературном процессе данного периода.

4. Проиллюстрировать сказанное текстами художественных произведений.

Обычно обзорная тема раскрывается в ходе урока лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность.



Вот как примерно можно представить себе содержание и структуру обзорной темы в систематическом виде:

· Сведения об основных и исторических общественно-политических событиях данного периода.

· Литературная жизнь: специфика литературы, отражение в ней событий

· исторической и общественной жизни.

· Возникновение, борьба и смена литературных направлений. Характеристика творчества отдельных писателей

· Развитие видов, жанров литературы.

· Журналистика. Литературная критика.

· Анализ отдельных художественных произведений.

· Сведения о развитии искусства и науки данного периода.

 

3.

В работе над обзорной темой наряду с основными средствами обучения (о которых говорилось выше) существуют и вспомогательные средства обучения, которые делятся на 3 группы:

1) зрительные пособия;

2) слуховые пособия;

3) комбинированные.

К зрительным пособиям по литературе относятся репродукции картин, портреты писателей, иллюстрации художников к художественным произведениям, афиши к театральным постановкам, плакаты-схемы (например, Бородинского сражения), рисунки самих писателей, изданные произведений. Все это может быть оформлено в виде слайдов в компьютерной презентации. Существуют CD по литературе, помогающие в проведении уроков, например, издательства «Кирилл и Мефодий».

К слуховым пособиям по литературе относят музыку, чтение художественных произведений мастерами слова, записи для обучения выразительному чтению.

К комбинированным пособиям относят телевизионные передачи о писателях, экранизацию художественных произведений.

Пособия накапливает учитель, на уроках обращение к ним должно быть уместно и с комментированием учителя и подготовленных учеников. Это помогает заинтересовать учащихся материалом.

Домашнее задание

Составить план урока по изучению одной из обзорных тем: «Русская литература второй половины XIX века», «Историко-литературный процесс конца XIX- начала ХХ века», «Серебряный век русской поэзии».

Вопросы и задания для подготовки к занятию

1.Какие типы обзорных тем выделяются в современной методической литературе?

2.Каково соотношение обзорных и монографических тем в программах литературного образования, составленных различными авторскими коллективами?

3.В чем принципиальное отличие обзорной темы от монографической?

4.Каким образом сам учитель может справиться с обилием материала обзорной темы? Как необходимо организовать работу учащихся при изучении обзорной темы, чтобы обилие материала не повлияло на уровень его усвоения?

5.Можно ли избежать вообще обилия материала при изучении обзорной темы? Если да, то каким образом? Какие еще трудности, кроме отмеченной, связаны с изучением обзорной темы? Расскажите об этих трудностях и о возможных путях их преодоления.

6.Какие “исторические факты времени” принципиально важны для осознания учащимися основного содержания обзорной темы?

7.В чем смысл составления синхронистических таблиц? Какую роль выполняют эти таблицы в освоении учащимися обзорной темы?

8.Какую роль играет наглядность на разных ступенях литературного образования школьников? Насколько целесообразно обращение к наглядности в старших классах при изучении обзорной темы?

9.Какова роль самостоятельных работ учащихся при изучении обзорной темы? Какими должны быть формы самостоятельной работы учащихся при изучении обзорной темы, чтобы они стали школой для формирования различных умений?

10. Как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме? Какие формы учета и контроля целесообразно при этом использовать?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. Ч.2. М., 1995.

2.Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999.

3.Методика преподавания литературы / Под ред.З.Я.Рез. М., 1985.

4.Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И.Альбеткова. М., 1991.

5.Браже Т.Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы. М.,1986.

6.Елеонская А.С. Обзорные темы // Преподавание литературы в старших классах. М., 1964. С. 3-17.

7.Зепалова Т.С. Первая обзорная тема в 8 классе // Литература в школе. 1984. № 4. С. 39-50.

8.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе, 1986, № 3. С.36-40.

9.Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Изучение русской литературы в 9 классе. М., 1987.

10.Курдюмова Т.Ф. Обзорные и монографические темы // Методика преподавания литературы в национальной школе / Под ред. М.В.Черкезовой и А.Д.Жижиной. Л., 1984. С.82-100.

11.Курдюмова Т.Ф. Обзорные темы историко-литературного курса // Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М., 1974. С. 60-78.

12.Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1994.

13.Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н.Колокольцева. М., 1990.

14.Романичева Е.С. Писатели и поэты: «хорошие и разные»: К изучению обзорной темы «Советская литература 1917-1929 годов» // Литература в школе. 1991. № 2. С. 103-109.

15.Русская литература ХХ века. 11 кл.: Поурочные разработки / Под ред. В.В.Агеносова. М., 2000.

16.Уроки литературы в 11 классе / Под ред. В.П.Журавлева. М., 2000.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.