Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монографической темы




ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Презентация самостоятельно составленных конспектов по обзорной теме и их обсуждение.

1) Этапы изучения монографической темы.

2) Изучение биографии писателя.

 

1.

Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Важно найти в классической литературе то, что созвучно времени и волнует учащихся.

Современные программы построены по концентрическому принципу (дается законченное представление о литературном процессе). Поскольку в стандартах литературного образования основным являются чтение и толкование художественного текста, то возникает необходимость поэтапного овладения материалом. Особое значение это приобретает применительно к 9-11 классам. Деятельность учителя этих классов можно условно разделить на 3 этапа:

1-й этап – изучение русской и зарубежной литературы в 9 классе.

Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Существенной для данного этапа работы с учащимися является возможность использования теоретико-литературных понятий, а также постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка.

2-й этап – изучение литературы в 10 классе. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий.

Более высокий уровень логических и художественных обобщений влияет на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников. На этом этапе завершается работа по изучению русской классической литературы, учащиеся осознают нравственные и эстетические критерии оценок литературных произведений.

3-й этап – изучение русской и зарубежной литературы конца 19 в. и литературы 20 в. в 11 классах. Учащиеся используют основные принципы анализа идейно-художественного своеобразия произведений, осознают неповторимость творческой индивидуальности писателей.

2.

В центре монографической темы – один писатель и его произведения. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя.

На уроках по изучению биографии писателя мы обращаемся к материалам истории, чтобы связать эпоху и человека, показать влияние времени на художника и влияние художника на свое время.

Курдюмова в книге «Историзм школьного курса литературы» выдвигает главные задачи уроков по биографии:

«1. В биографии писателя главное – творчество;

3. Но – оживи человека;

4. Заставь увидеть не только живого человека, но и оживающую вместе с ним эпоху.

Живой среди живых и нужный сегодняшним людям, сегодняшнему дню – вот каким должен предстать перед школьником писатель» (М., 1974, с. 99).

Для того чтобы полнее и многообразнее воссоздать творческий облик писателя, необходимо использовать на уроках литературы письма, воспоминания, дневники, публицистику, литературную критику. Цель уроков, посвященных биографии писателя, - оживить облик художника, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, сомнениям, идеалам.

Уроки истории и уроки изучения биографии писателя должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Излагая биографический материал, учитель тщательно отбирает исторические и литературные факты, которые можно привлечь на уроке, чтобы установить связь писателя с эпохой, выявить его место в литературном процессе.

Работу по отбору материала, который может связать историю с литературой, можно вести в следующих 3-х направлениях:

 

1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

Можно использовать следующие книги:

· Каплан И.Е., Пустовойт Г.Г. Русская литература XIX века. Первая половина: Хрестоматия литературно-критических, мемуарных и эпистолярных материалов. – М., 1981.

· Квятковский Е.В., Кушаев Н.А. Русская литература второй полвины XIX века: Хрестоматия историко-литературных, мемуарных и эпистолярных материалов. – М., 1986.

2. Знакомство с фактами жизни писателя, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.

3. Выявление связей между произведениями художника и злободневными для России тех лет вопросами.

 

Форма проведения уроков-биографий разнообразная: урок-лекция, самостоятельные доклады учеников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов.

Домашняя работа

Показать на конкретном примере, что и как вы будете рассказывать о писателе в 5 – 8 классах. Обосновать отбор материала и выбор оптимальных методов работы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.