КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О. Э. Мандельштам
ПО ОБЗОРНОЙ ТЕМЕ СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА
(ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОБЗОРНОЙ ТЕМЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ-КОНСПЕКТОВ, ИХ КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ)
Задания для подготовки к занятию 1.Ознакомьтесь с планированием уроков учителя Н.Н.Кубышиной по обзорной теме «Серебряный век русской поэзии» (в ХI гуманитарном классе школы № 866 г. Москвы). Дайте анализ материалов уроков, определите их литературоведческую концепцию.
Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
1-й урок. Модернистские направления в русской культуре на рубеже XIX и XX вв. Знакомство учащихся с творчеством поэтов, композиторов и художников начала XX в.: В.Брюсовым, А.Блоком, М.Кузминым, Н.Гумилевым, А.Скрябиным, И.Стравинским, М.Врубелем, К.Сомовым и другими. Лекция учителя о культуре России на рубеже веков и постановка опережающих вопросов по всей теме: что объединяет столь разных поэтов Серебряного века, каковы критерии причисления того или иного поэта к этой блестящей плеяде? Можем ли мы считать, что эпоха Серебряного века продолжалась и после революции 1917г.? Дома учащимся предлагается изучить статью учебника, посвященную символизму, а в качестве индивидуальных заданий - подготовить доклады по следующим темам: 1. Портрет эпохи Серебряного века в «Некрополе» В.Ходасевича. В чем заключается принципиальный подход автора к отбору и изложению материала? 2. Символизм как «жизненно-творческий метод» (показать воплощение этого метода в конкретной поэтической судьбе наиболее интересного вам поэта-символиста). 2-й урок. Символизм - основное направление в поэзии «серебряного века» Обсуждение докладов по названным выше темам. Самостоятельная групповая работа учащихся по сравнительному анализу поэтических текстов символистов и поэтов XIX в., в процессе которой происходит формирование понятия о символе как «эхе иных звуков» (Вяч. Иванов): 1. Пессимизм и культ смерти в творчестве «старших символистов» Д.Мережковского и З.Гиппиус. Выразительное чтение стихотворения З.Гиппиус «Только о себе». Наблюдение над сходством проблематики и интонации данного стихотворения с «Думой» М.Лермонтова. Установление стилевых различий авторов. 2. Сопоставление воплощения темы жизни и смерти в стихотворении М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» и А.Блока «Усталость». Отличие образа от символа. Два типа символов в поэзии: с опорой на культурную традицию и контекстуальные. Работа со статьей учебника по следующим вопросам и проблемам: 1. Чем отличается термин Серебряный век от понятия «литература рубежа Х1Х-ХХ вв.»? 2. Почему символисты не смогли дать развернутого определения символу? Какая разница между символом и тропом? 3. Что нового и ценного внес символизм в русскую культуру? На заключительном этапе урока мы можем сделать вывод о том, что своеобразие видения мира символистами и его отражения в искусстве при помощи символов объединяло творческие поиски поэтов в единое литературное направление. Домашнее задание. Прочитать статьи в учебнике об акмеизме и футуризме и написать литературный портрет вашего любимого поэта, принадлежащего к одному из этих направлений. (Можно использовать литературу, рекомендованную в школьном учебнике, а также материалы, собранные в книге С.Бавина и И.Семибратовой «Судьбы поэтов Серебряного века. М.: Книжная палата, 1993.) 3-й урок. Теория и практика акмеизма Лекция учителя с элементами беседы о кризисе символизма в 1910 г. и появлении новых направлений: акмеизма и футуризма, как двух попыток - эволюционной и революционной - выхода из него. «Мир мелочей, прелестных и воздушных» в лирике последнего символиста и учителя акмеистов М.Кузмина (расширение символа, перерастание этических проблем в эстетические и др.). «Вещный» символизм его произведений - основа литературно-эстетической концепции акмеистов. Обсуждение творческих работ учащихся по созданию литературных портретов столь разных поэтических индивидуальностей, как Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, и подведение итогов о стилистической реформе, предпринятой поэтами-акмеистами. 4-й урок. Художественная концепция футуристов (Урок-диспут о понятии «современность» в искусстве.) Вступительное слово учителя о связи авангардной живописи и поэзии начала XX в. Дискуссия по следующим основным вопросам; 1. В чем заключаются причины отрицания футуристами искусства прошлых лет, отказа от традиций, нарушения литературных норм? Являются ли антонимами такие понятия, как «современность» и «традиции»? 2. Как футуристы решали вопрос о форме и содержании? Почему они видели революцию формы в стремлении освободить слово От привычного смысла и в использовании «заумного» языка? 3. Как вы понимаете главный лозунг поэтов-футуристов: «Слово -самоцель»? Означает ли это современный подход к искусству? Творческие работы учащихся, посвященные созданию литературных портретов В.Хлебникова, В.Маяковского и других поэтов-футуристов. Выводы о том, что акмеизм и футуризм были двумя одновременными попытками выхода из кризиса символизма и что недолгое существование этих литературных школ во многом объясняется их неоднородностью и экстравагантным характером литературно-эстетических концепций, сковывающих поэтические таланты неординарных поэтов, входящих в акмеистические и футуристические объединения. Домашнее задание. Прочитать стихотворения М.Цветаевой и В.Ходасевича, написанные в первой четверти XX в., и подумать, к каким литературным направлениям можно отнести творчество этих поэтов. 5-й урок. Лица необщим выраженья... Вступительное слово учителя о поэтах, не связанных с определенным литературным течением, не входящих ни в одну группировку, но несомненно принадлежащих к Серебряному веку (М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева, С.Черный и др.). Анализ стихотворений двух великих поэтов-антиподов М.Цветаевой и В.Ходасевича в контексте продолжения дискуссии о традициях и новаторстве в поэзии Серебряного века: «Спор между Цветаевой и Ходасевичем о значении Пушкина в современной поэзии». Индивидуальная работа по сравнительному анализу «Памятника» В.Ходасевича с одноименными классическими стихами Горация, Державина и Пушкина. В чем авангардизм этого самого лаконичного памятника-загадки? Во мне конец, во мне начало, Мной совершенное так мало! Но все ж я прочное звено: Мне это счастие дано. В России новой, но великой Поставят идол мой двуликий На перекрестке двух дорог, Где время, ветер и песок... Обсуждение письменных работ учащихся по проблемным вопросам, предложенным в начале изучения поэзии Серебряного века, и подведение итогов: полифонизм как главная отличительная особенность поэзии Серебряного века; поэтов, принадлежащих к этой блестящей плеяде, при всей их непохожести друг на друга объединяют кроме времени и таланта единый историко-культурный контекст, осознание уникальности эпохи - эпохи исторических катастроф, кровавых потрясений и гениальных открытий, определивших весь XX век.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |