Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мирового транспорта




ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

Транспорт — это особая сфера производства, которую включа­ют в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукцией транспорта явля­ется «перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их ме­стонахождения». Доля транспорта в ВВП стран мира составляет от 6 до 15%. На мировом транспорте занято более 100 млн человек.

География транспорта — отрасль экономической географии, изу­чающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в со­ставе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населе­ния и отраслей хозяйства. География транспорта отражает его важ­ные особенности как отрасли производства:

а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусст­венных путей сообщения;

б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);

в) универсальность технико-экономических связей с другими отраслями хозяйства;

г) роль транспорта как одной из материальных основ террито­риально-географического разделения труда;

д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздуш­ный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;

е) различия между видами транспорта, связанные с использо­ванием разных естественных и искусственных путей сообщения;

ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.

Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной ! системы:

1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транс­порта.

2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.

3. Плотность размещения отдельных видов транспорта по тер­ритории страны.

4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.

5. Базовое состояние отрасли.

6. Развитие внешней торговли.

7. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

8. Подвижность населения.

9. Размещение городов, курортов и административных центров.

10. Экологический.

11. Уровень развития производительных сил, в том числе по ре­гионам.

12. Природно-географическая среда.

13. Научно-технический прогресс.

Показателями работы транспорта являются грузооборот в тон­но-километрах (т/км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро/км). Эти показатели представляют собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Для целей статистики и международных сопоставлений использует­ся показатель, называемый приведенные тонно-километры (приведен­ная продукция транспорта), который представляет собой сумму тон­но- и пассажиро-километров. Величина того или иного морского или речного порта измеряется его грузооборотом. Под грузооборотом порта понимают количество грузов в тоннах, прошедших через порт в течение определенного времени (обычно года).

Важным показателем развития мировой и региональных транс­портных систем является их обеспеченность территорий транспорт­ной инфраструктурой. В частности, коэффициент обеспеченности инфраструктурой можно рассчитать по формуле

(7.1)

А — основные фонды транспортной инфраструктуры, дол.;

Р — численность населения района/страны/региона;

S — площадь экономически активной территории района;

Q — объем продукции, произведенный промышленными и сельскохозяйствен­ными предприятиями на территории района, дол.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.