Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая транспортная система




Мировая транспортная система включает все пути сообщения (транспортную сеть), транспортные предприятия (предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов), транспортные средства. В зависимости от того, каким способом осуществляется пе­ремещение пассажиров и грузов, различают железнодорожный, ав­томобильный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный виды транспорта. В соответствии с этой классификацией мировая транспортная сеть включает железные и автомобильные дороги, су­доходные реки, каналы, морские пути, воздушные пути (авиалинии), нефте-, газо- и продуктопроводы, линии электропередач (ЛЭП).

Переход к постиндустриальному обществу поставил совершен­но другие задачи в области развития транспортных отраслей. Все большее значение в современной экономике приобретают такие фак­торы, как надежность, компактность и доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети, ответственность транспортных служб. Соответственно возросли страховые сборы на транспорте. В итоге издержки на перевозки существенно возросли.

Оценку уровня развития транспортной системы страны по ви­дам путей сообщения проводят с помощью следующих основных по­казателей: длины (протяженности) транспортной сети, ее густоты (определяется как соотношение длины путей к единице площади тер­ритории или к определенному числу жителей), доли того или иного вида транспорта в процентах в общем грузо- и пассажирообороте.

Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во мно­гом предопределяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких, как Япония) большое место в грузо-и пассажироперевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояни­ями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западная Европа). В некоторых странах — США, России, Канаде, Германии, Нидерландах, Китае — определенную роль играет внутрен­ний водный транспорт. В них же находится большинство внутрен­них судоходных каналов (например, Среднегерманский канал). Глав­ным районом озерного судоходства являются Великие озера США (и Канады), соединяющиеся с Атлантическим океаном глубоковод­ной р. Святого Лаврентия.

По густоте транспортной сети, уровню развития отдельных ви­дов транспорта и их роли в пассажиро- и грузоперевозках между развитыми и развивающимися странами существуют заметные разли­чия.

В экономически развитых странах транспорт имеет разветвлен­ную структуру и представлен практически всеми его видами. Получа­ют развитие новые виды транспорта — водные и наземные средства передвижения на воздушной подушке, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов. По всем главным пока­зателям работы транспорта (грузо- и пассажирооборот) развитые страны занимают ведущие места. Транспорт стран Восточной Евро­пы и России по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту уступает транспорту странам Западной Европы. По сравнению с за­падноевропейскими странами здесь относительно большую роль иг­рает железнодорожный транспорт, что объясняется меньшей автомо­билизацией этих стран.

В развивающихся странах транспорт является отстающей от­раслью экономики и в целом характеризуется несформированностью транспортных систем. В 30 странах мира отсутствуют железные до­роги (Афганистан, Непал, Нигер, Центрально-Африканская Респуб­лика и др.). Часто преобладает один-два вида транспорта. Так, желез­нодорожный транспорт наиболее распространен в Индии, Пакистане, Бразилии, Аргентине; трубопроводный — в странах Ближнего и Сред­него Востока, речной — в странах Тропической Африки. Характер­ной чертой транспорта в развивающих странах является низкий техни­ческий уровень: на железных дорогах сохраняется паровозная тяга, разная ширина железнодорожной колеи, используется гужевой (на кон­ной тяге) и вьючный транспорт, транспортные услуги носильщиков.

За последние десятилетия в транспорте мира произошли значи­тельные изменения, которые затрагивают мировую транспортную сеть и роль отдельных видов транспорта в пассажиро- и грузоперевозках (табл. 7.1).

Таблица 7.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.