Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития мировой транспортной сети, тыс. км




Вид путей сообщения Год
       
Железные дороги, в т.ч. электрифицированные        
Автодороги, в т.ч. с твёрдым покрытием 15 400 22 300 16 000 24 000 22 000 32 345 19 403  
Судоходные реки и каналы        
Нефтяные трубопроводы        
Магистральные газопроводы        
Воздушные пути       10 100

 

В структуре грузооборота мирового транспорта возросла роль морского, трубопроводного и газопроводного видов транспорта, сни­зилась роль железнодорожного (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Структура мирового грузооборота по видам транспорта, %

Вид транспорта Год
       
Железнодорожный 30,8 14,5 12,0 8,3
Автомобильный 7,5 6,9 10,3 10,0
Внутренний водный 5,6 2,5 2,7 2,5
Морской 51,9 67,5 62,1 62,5
Нефте- и продуктопроводный 3,0 6,0 8,2 10,2
Газопроводный 1,1 2,5 4,6 6,4
Воздушный 0,1 0,1 0,1 0,1
Всего        

 

Грузооборот, основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материально­го производства, представляет собой произведение количества пере­везенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Грузооборот из­меряется в тонно-километрах (т-км) нетто (на морском транспорте — тонно-милями, где миля равна 1,852 км), т.е. без веса подвижного со­става, в котором груз перемещается. Следовательно, грузооборот транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности пере­возки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объемом и структу­рой производства различной продукции, а также зависит от коэффи­циента перевозимости или коэффициента повторности перевозок.

На дальность перевозки грузов влияют:

— размер территории и размещение природных богатств, пред­приятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам по­требления продукции;

— степень развитости самой транспортной сети (наличие крат­чайших или только кружных линий).

В свою очередь, на дальность перевозок (и на связанные с нею размеры грузооборота) оказывают воздействие общественный спо­соб производства материальных благ, особенности процесса обраще­ния продукции и товаров.

В мировых пассажирских перевозках лидирующее положение занимает легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60% всех пассажироперевозок). А если учитывать и автобусное сообщение, то в целом в мире на автомобильный транс­порт приходится почти 80% всех перевозок пассажиров.

Таблица 7.3

Доля отдельных видов транспорта в пассажирообороте мира, %

Вид транспорта Год
       
Железнодорожный 25,8 11,8 10,2 9,7
Автомобильный, в т.ч. автобусный легковой 71,6 14,8 56,8 79,0 19,0 60,0 79,3 19,0 60,3 79,5 19,0 60,5
Внутренний водный 0,6 0,4 0,3 0,3
Морской 0,8 0,3 0,2 0,2
Воздушный 1,2 8,5 10,0 10,3
Всего        

 

Железнодорожный транспорт. Наибольшую длину имеют же­лезные дороги в США (227 тыс. км), России (87 тыс.), Китае (72 тыс.), Индии (63 тыс.) и Австралии (54 тыс.). Наиболее высокая плотность железных дорог (длина железнодорожных путей на 100 или 1000 кв. км) в Бельгии — 100 км/100 кв. км. В ряде развитых стран — Японии, Франции, Италии, Германии, США — действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час.

По длине электрифицированных дорог первое место в мире за­нимает Россия, а по степени электрификации (доле электрифициро­ванных дорог) — Швейцария, где электрифицировано почти 100% всех железных дорог. В ряде стран на железных дорогах широко ис­пользуется тепловая тяга (тепловозы), поэтому процент электрифи­цированных дорог там ниже (Япония — 50%, Франция, Испания — 30%, США - 25%).

Ширина железнодорожной колеи в разных регионах может быть различной. В зарубежной Европе (за исключением Финляндии и бывших прибалтийских республик СССР) она составляет 1435 мм. В Испании и Португалии — 1668 мм, в России, Финляндии и странах Балтии — 1524 мм. Поэтому в местах, где происходит стыковка дорог с разной колеей (обычно это пограничные станции), устраиваются специальные приспособления, позволяющие производить замену ко­лесных пар с разной шириной колеи. Весной 2003 г. в печати появи­лось сообщение, что завод в Познани (Польша) наладил производ­ство систем автоматической смены ширины колесных пар, которая позволяет обходиться без длительной процедуры их замены.

Автомобильный транспорт. Мировой автомобильный парк на­считывает примерно 500 млн машин, из которых около 80% сосредо­точено в развитых странах. Большую роль в перевозках грузов и пас­сажиров играют трансконтинентальные магистрали, например через США — от Атлантического до Тихого океана, Панамериканское шос­се — через Северную и Южную Америку, через Сахару — в Африке.

Водный транспорт. Морской транспорт является самым деше­вым видом транспорта. Он обеспечивает около 2/3 внешнеторговых перевозок в мире. Треть всех судов плавает под флагами развитых стран; столько же — под «дешевыми» флагами (Либерия, Панама, Кипр, Сингапур), но это суда, принадлежащие западным судоходным компаниям. Регистрация судна под «дешевым» флагом обеспечивает более низкую себестоимость перевозок, так как в странах «дешевого» флага ниже налоги на регистрацию судна, дешевле наем команды и т.п. Пятая часть морских перевозок обеспечивается развивающи­мися странами. По тоннажу торгового флота лидируют Либерия, Па­нама, Греция, а также Япония и США. Основные торговые морские пути проходят через Атлантику (50% морских перевозок), Тихий и Индийский океаны.

Тоннаж морского флота измеряется в регистровых тоннах. Регистровая тонна — это единица объема (а не веса), которая характеризует вместимость судна. Одна регистровая тонна равна 100 куб. фу­там, или 2,83 м3, и устанавливается на основе обмера судна. Различают брутто-регистровую и нетто-регистровую вместимость. Последняя равна брутто-регистровой вместимости за вычетом помещений для экипажа и машинного отделения, т.е. помещений, не предназначен­ных для перевозок пассажиров или грузов. Протяженность транспор­тной сети может выражаться в уставных («статутных») милях (1609 м), реже — в морских международных, или английских, милях (1852 м). Скорость морских судов измеряется в узлах (морских ми­лях в час). Один узел равен 1,85 км/час. Кабельтов — мера длины, используемая для измерения расстояний, равен 1/10 морской мили, или 185,2 м. Дедвейт — полная грузоподъемность судна, включая за­пасы топлива. Бушель — мера веса сыпучих веществ (чаще всего зер­на); английский бушель — 35 кг, американский — около 36 кг.

Товарная структура морских грузовых перевозок включает нефть и нефтепродукты, уголь, железную руду, зерно. Крупнейшими пор­тами мира по грузообороту являются Роттердам (Нидерланды), Син­гапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США), Антверпен (Бельгия), Марсель, Гавр (Франция), Лондон. В международных пассажироперевозках роль морского транспорта весьма невелика. После Второй мировой войны его почти целиком вытеснил воздушный транспорт. Морские пассажирские суда используются преимущественно для туристиче­ских поездок. Некоторое значение имеют морские паромные перевоз­ки (например, в Балтийском море).

В качестве водных путей большую роль играют проливы (Гиб­ралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Босфор, Дарданеллы, Скагеррак, Каттегат, Большой Бельт, Малый Бельт, Эресунн и др. Важное значение для международного морского судоходства имеют каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина 120—300 м, глубина 20 м), Панамский (длина 82 км, ширина 150— 300 м, глубина 13—26 м), Кильский, связывающий Северное и Бал­тийское моря (длина 98 км, ширина 102 м, глубина 11 м). Режимы прохода судов через каналы и проливы регулируются международ­ными соглашениями.

Воздушный транспорт — наиболее скоростной, но дорогостоя­щий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов сконцентрирован в США, Канаде, Франции, Австралии, Германии. В мире насчитыва­ется более 1000 пассажирских аэропортов, 400 из которых находятся в Западной Европе. Наиболее крупными в мире считаются аэропор­ты Чикаго, Далласа, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Лондона, Токио, Франкфурта-на-Майне, Парижа. Некоторые города имеют несколь­ко аэропортов (Париж, Берлин).

Трубопроводный транспорт. Протяженность нефтепроводов и продуктопроводов составляет 600 тыс. км, газопроводов — 900 тыс. км. По продуктопроводам транспортируется уголь, руда в смеси с водой в виде жидкой массы.

Трубопроводы расположены преимущественно в Европе, Север­ной Америке, на Аравийском полуострове. В России крупнейшими нефтепроводами являются «Дружба» (5,5 тыс. км), связывающий За­падную Сибирь с Европой, и нефтепровод «Уренгой — Западная Ев­ропа» (4,5 тыс. км).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.