КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 1. Участники органов социального обеспечения
Тема № 3.1. Общая характеристика органов социального обеспечения. В государственную систему социального обеспечения по видам обеспечения, о чем говорилось выше, входят: -пенсионная система; система социальных пособий и компенсационных выплат; -система социального обслуживания и социальных услуг; -система охраны здоровья граждан; -система государственной социальной помощи; -система социальных льгот и преимуществ. Логично предположить, что данной системе должна соответствовать аналогичная, органично связанная с ней государственная система органов, непосредственно предоставляющих населению перечисленные виды социального обеспечения. Но этого нет по причине различий в финансовых источниках социального обеспечения, субъектном составе, организационно-правовых формах обеспечения граждан и др. Не существует и единого нормативного правового акта, в котором содержался бы конкретный перечень органов, предоставляющих те или иные виды социального обеспечения. Указание на такие органы можно найти только при анализе норм многочисленных правовых актов, так или иначе касающихся вопросов социального обеспечения граждан. Рассмотрим, что представляют собой в общих чертах органы, которые функционируют в сфере социального обеспечения, и их различия между собой. Обязательными участниками (субъектами) материальных отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо социальным материальным благом считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане. С другой стороны, субъектами таких отношений являются компетентные органы и организации, предоставляющие социальное обеспечение (его вид), которые определены законодательством. Сначала выясним, какие здесь могут быть органы, исходя из двух основных организационных форм социального обеспечения — обязательного социального страхования и обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета. Для примера возьмем конкретных участников пенсионных отношений: работника завода, застрахованного по обязательному пенсионному страхованию, и военнослужащего из числа лиц офицерского состава. Предположим, что они оба имеют право на соответствующие государственные пенсии — на трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет. Как было сказано выше, пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем — страховой и бюджетной. Значит, первый из приведенных в примере лиц по поводу своей пенсии должен будет обращаться в местный орган ПФР. Если у него есть накопительная пенсия (накопительная часть трудовой пенсии), которую он передавал в управление негосударственному пенсионному фонду, то он может обратиться и в данный фонд. Второе лицо обращается через военный комиссариат по месту жительства в пенсионный орган Минобороны России. Мы отчетливо видим различие пенсионных органов, куда указанным лицам следует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими критериями здесь выступают соответственно: формы организации пенсионного обеспечения — обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение; виды государственных пенсий — трудовая (страховая) и бюджетная; источники финансирования — бюджет ПФР и ассигнования из государственного бюджета и др. Можно предположить, что такой подход следует использовать в отношении всех видов государственных пенсий, которые сгруппированы по двум пенсионным системам. Но это не так. Например, выплата социальной пенсии производится органом ПФР, хотя она входит в состав бюджетной пенсионной системы. Таким образом, не всегда имеющиеся критерии (например, формы и виды социального обеспечения) могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения. Теперь выясним, что представляют собой компетентные органы, обслуживающие такой вид социального обеспечения, как социальные пособия, и категории получателей этих пособий. Наиболее типичным примером может служить предоставление пособия по беременности и родам. Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по беременности и родам разным категориям женщин. Например, такое пособие выдается женщинам: - подлежащим государственному социальному страхованию; - уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; - обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; - проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и др. По действующим правилам указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачивается соответственно по месту их работы, учебы или службы. Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в случае: - перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; - болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); - необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы. А женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства. Как мы видим, и здесь имеются различные органы, обязанные выплачивать это пособие. Теперь для выяснения вероятных органов используем такой квалифицирующий признак, как источники финансирования для выплаты пособия по беременности и родам. Они также разные. Так, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, эти пособия выплачиваются за счет средств ФСС России, а выдачу им пособия производит орган социальной защиты по месту жительства. Этим же фондом финансируются расходы на такие же пособия женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; непосредственную выплату данного пособия осуществляет администрация образовательного учреждения. Как видно из примера, одинаковый вид социального обеспечения может осуществляться за счет одних и тех же денежных средств, но выдаваться разными органами. Или наоборот — один орган может предоставлять несколько видов социального обеспечения и за счет разных финансовых источников. Итак, существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае необходимо анализировать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследование показывает следующее. Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие органы. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений. Не все из перечисленных органов напрямую контактируют с гражданами и предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения. Они могут прямо или косвенно (опосредованно) иметь касательство к сфере социального обеспечения населения. Примером могут служить федеральные органы законодательной власти. Так, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации как высший орган законодательной власти в России нельзя причислить к органам социального обеспечения, так как этот орган не имеет непосредственной связи с конкретным гражданином. Но от принимаемых этим законодательным органом федеральных законов зависит само социальное обеспечение российских граждан. Правительство Российской Федерации является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который можно считать главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их социальное обеспечение. Само же правительство тоже не имеет прямого контакта с гражданами по вопросам непосредственного предоставления им социального обеспечения. Следовательно, имеются органы, на которые возложены вопросы общего управления сферой социального обеспечения. Правительству Российской Федерации подчиняются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Через эти органы оно проводит всю работу по выполнению возложенных на него законодательством задач, в том числе по социальному обеспечению. Так, в структуру федерального правительства входит Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Через это министерство правительство обеспечивает осуществление государственной политики в области социального обеспечения. В свою очередь, нижестоящие органы, подведомственные Минздравсоцразвития России, например районные или городские отделы (комитеты, управления, службы) социальной защиты населения или занятости населения, напрямую связаны с гражданами, предоставляя им тот или иной вид социального обеспечения. Таким образом, существуют органы социального обеспечения, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали — сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, то есть на принципе подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права.) Они складываются, главным образом, в сфере деятельности исполнительной власти, например между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России. Подобную аналогию можно проследить и во взаимоотношениях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, фондов ОМС). Эти страховые фонды не являются органами государственной исполнительной власти. Содержание же отношений между органами внутри каждого фонда носит административный характер. Иными словами, во взаимосвязях органов наблюдаются также отношения подчинения и власти, поэтому такие отношения могут регламентироваться нормами административного права. Следовательно, четко выраженные отношения административно-правового характера по вертикали имеются внутри самой системы некоторых органов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения. Такие отношения есть между органами, входящими в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС. Между самими органами действует (по вертикали) принцип подчинения и власти. Как было сказано выше, в отдельных случаях осуществление некоторых видов социального обеспечения производит администрация организаций и учреждений. Тем самым государство делегировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа социального обеспечения — создание максимальных удобств для граждан при реализации ими своего права на социальное обеспечение. При этом надо отметить главную особенность. Между субъектами материальных отношений по социальному обеспечению — гражданами и органами, организациями — нет отношений подчинения и власти. Следовательно, административно-правовых отношений между гражданами — получателями материального блага того или иного вида социального обеспечения и предоставляющими их органами нет. Таким образом, в условиях существования различных органов и организаций в сфере социального обеспечения можно условно выделить две их основные разновидности. К первой отнесем органы, непосредственно предоставляющие соответствующие виды социального обеспечения, ко второй — органы, имеющие опосредованное отношение к социальному обеспечению. Так или иначе они связаны друг с другом, поскольку их деятельность, являющаяся гарантией осуществления прав граждан на социальное обеспечение, одинаково важна. Исходя из объема правомочий органов, степени их участия в социальном обеспечении населения, условно можно выделить основные пять классов органов социального обеспечения. Первый класс — органы государственной власти и органы муниципальных образований. О них говорилось выше. Под ними подразумеваются также органы различных федеральных министерств и ведомств — Минздравсоцразвития России, МВД России, Минобороны России и др. Второй класс включает в себя органы обязательного социального страхования, входящие в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС, начиная от федерального уровня и заканчивая местным уровнем. В третий класс входят негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям (накопительной части трудовой пенсии). Четвертый класс образуют общественные организации: профсоюзные организации, общественные организации инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих). Пятый класс — это администрация организаций и учреждений, которые непосредственно производят выдачу гражданам отдельных видов социального обеспечения. Участие и роль этих органов в социальном обеспечении населения различны и зависят от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у них есть одна общая и их объединяющая цель — социальное обеспечение граждан. В целом названные выше органы и осуществляют социальное обеспечение в стране. Общие понятия и характеристика механизмов осуществления социального обеспечения и его управления могут отдельно изучаться на факультативных занятиях. В приложениях к настоящему учебнику содержится изложение данных вопросов. Понимание сущности осуществления и управления облегчит восприятие самой организации работы органов социального обеспечения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 14520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |