Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату




Низкий уровень жизни подавляющей части населения приво­дит к тому, что в большей степени из-за него страдают социально уязвимые слои общества: престарелые, нетрудоспособные, инва­лиды, семьи с детьми, лица с небольшими заработками и др. Сум­мы получаемых ими денежных выплат (в виде пенсий, пособий, заработной платы), за счет которых удовлетворяются основные потребности человека в пище, одежде, в обычных платных услу­гах (за пользование различными жилищно-коммунальными услу­гами), оказываются недостаточными.

Итак, социальное обслуживание дополняет социальное обес­печение, предоставляемое в денежной форме. Помимо этого, у пожилых, престарелых и инвалидов есть специфические потребно­сти в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг в силу их отсутствия или дороговизны. На­пример, отдельные виды протезов, необходимых инвалиду, от­сутствуют в свободной торговле.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материаль­ной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной ситуации.

Под последней пони­мается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самооб­служиванию в связи с преклонным возрастом, а также болезни, сиротства, безнадзорности, малообеспеченное™, безработицы, отсутствия определенного места жительства, конфликтов и жес­токого обращения в семье, одиночества и прочего), которую он не может преодолеть самостоятельно. Отсюда следует, что праве на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в та­кой жизненной ситуации. Социальные услуги также подразумевав ют действия по оказанию помощи клиенту социальной службы гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность раз­ных социальных услуг:

- уход и организация питания;

- содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи и поддержки;

- помощь в профессио­нальной подготовке, трудоустройстве;

- организация досуга; содействие в организации ритуальных услуг и др.

Такие услуги предо­ставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми на дому или в учреждениях социального обслуживания; Обычно социальные службы и организации по их обслуживанию принадлежат или находятся в ведении федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти. Социальные услуги могут также предоставляться и частными организациями, включая индивидуальных предпринимателей без образования юри­дического лица.

Социальной услугой признается лишь такая услуга, которая предоставляется бесплатно или за непол­ную ее рыночную стоимость, то есть полностью или хотя бы частично за счет средств общества. Поэтому она и называется «социальная услуга». Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услу­гой не является. Богатые и состоятельные граждане, имеющие, возможность купить такие услуги за свой счет, не должны рассматриваться в качестве лиц, которые нуждаются в социальных услугах на таких условиях.

Критерии бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг определены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Это озна­чает, что к числу лиц, подпадающих под воздействие специаль­ных органов, оказывающих социальные услуги, относятся граж­дане пожилого возраста, инвалиды, в том числе дети-инвалиды, а также иные категории лиц, определенные в законодательстве как оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть. В силу своего материального по­ложения и иных обстоятельств, установленных в нормативных правовых актах, указанные лица получают социальные услуги в объеме и на условиях бесплатности или частичной оплаты.

В систему социальных служб входят организации всех организа­ционно-правовых форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, имеющих право предоставлять социальные услуги указанным лицам и осуществлять их социальное обслуживание. (Такое право им пре­доставляется при наличии соответствующим образом оформлен­ных документов — лицензии, аттестации, в некоторых случаях — аккредитации в установленном законом порядке.)

Социальное обслуживание осуществляется на основе общих принципов закрепленных в законодательстве.

К ним относятся:

- адрес­ность;

- доступность;

- добровольность (в некоторых случаях допус­кается принудительное навязывание социального обслуживания отдельным категориям граждан, например недееспособным ли­цам);

- гуманность;

- приоритетность в предоставлении социальных услуг, прежде всего несовершеннолетним категориям лиц, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

(Подробнее об этом см. учеб­ную литературу по дисциплине «Право социального обеспечения».)

В сфере непосредственного социального обслуживания граж­дан пожилого возраста и инвалидов деятельность организаций, входящих в систему социальных служб, строится на принципах:

-обеспечения равных возможностей в получении социальных ус­луг;

-их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

-ориентации социального обслуживания на индивидуальные по­требности граждан пожилого возраста и инвалидов;

-ответствен­ности органов государственной власти, органов местного самоуп­равления и учреждений, а также должностных лиц за обеспече­ние прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере соци­ального обслуживания и др.

Социальное обслуживание осуществляется в специализированных учреждениях, созданных специально для этих целей. Вне зави­симости от форм собственности социальное обслуживание осу­ществляется в организациях разных типов. Работники таких уч­реждений в каждом конкретном случае выясняют наличие права у граждан, претендующих на тот или иной вид социальных услуг.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены следующие формы социального обслуживания:

-стационарное социальное обслужи­вание;

-полустационарное социальное обслуживание;

-социально- медицинское обслуживание на дому;

-срочное социальное обслу­живание;

-социально-консультативная помощь.

Данные формы обслуживания предоставляются гражданам в следующих типах учреждений:

-стационарные учреждения социального обслуживания;

-комплексные центры социального обслуживания населения;

-территориальные центры социальной помощи семье и детям;

-центры социального обслуживания;

-социально-реабилитационные центры для детей и подрост­ков (несовершеннолетних);

-центры помощи детям, которые остались без попечения родителей;

-социальные приюты для детей и подростков;

-центры психолого-педагогической помощи населению;

-центры экстренной психологической помощи по телефону;

-центры социальной помощи на дому;

-дома ночного пребывания;

-специальные дома для одиноких престарелых;

-геронтологические центры;

-иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Стационарное социальное обслуживание может предоставляться в таких учреждениях социальной защиты населения, как дома для ветеранов, дома для пожилых, дома для инвалидов и др.

В них содержатся лица пожилого возраста, инвалиды, которые частич­но или полностью, временно или навсегда утратили способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждаются в по­стоянном уходе и присмотре.

В специальные дома-интернаты (специальные отделения) при­нимаются на обслуживание граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов. В такие дома по­мещаются и другие лица, за которыми в соответствии с действу­ющим законодательством установлен административный надзор, а также престарелые и инвалиды, ранее судимые или неоднократ­но привлекавшиеся к административной ответственности за на­рушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Каждое из учреждений социального обслуживания функцио­нирует в соответствии с положениями о них и на основании при­нятых нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 но­ября 1995 г. «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без оп­ределенного места жительства и занятий» было утверждено При­мерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Общее руководство и координацию деятельности данных уч­реждений на районном (городском) уровне осуществляют соот­ветствующие органы социальной защиты населения. В их ведении находятся учреждения социального обслуживания. Так, на основе Методических рекомендаций по организации деятельности госу­дарственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону», Методических рекомен­даций по организации деятельности государственного (муници­пального) учреждения «Центр социальной помощи семье и де­тям» местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и осуществлению практической деятельности.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях соци­ального обслуживания, обладают всеми правами, которые предо­ставлены всем гражданам. Они вправе:

- в любое время оставить стационарное учреждение, а соответственно отказаться от его ус­луг, если это позволяет сделать состояние здоровья;

-распоряжать­ся своим имуществом, совершать соответствующие сделки и др. Так на практике реализуется принцип добровольности, о чем го­ворилось выше. Наряду с правами они несут и обязанности, на­пример, по соблюдению установленных правил проживания в этом учреждении. Нарушители этих правил могут быть в судебном по­рядке, на основании представления администрации учреждения, переведены в стационарное учреждение социального обслужива­ния специального типа.

Как правило, помещение в стационарное учреждение соци­ального обслуживания является добровольным, как и пребыва­ние в нем. В отдельных случаях пожилые граждане и инвалиды, которые лишены ухода за собой и поддержки со стороны род­ственников и при этом не способны самостоятельно удовлетво­рять свои жизненные потребности, помещаются в стационар­ное учреждение социального обслуживания без согласия пожи­лых граждан и инвалидов. Если лицо признано недееспособным, то оно может быть помещено в такие учреждения без согласия его законного представителя.

В таких стационарных учреждениях социальной защиты насе­ления предоставляется полный комплекс социальных услуг и об­служивания, необходимых для названных категорий лиц.

Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий перечень социальных услуг, предоставляемых гражда­нам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид таких оказываемых услуг зависит от типа учреждения (или формы социального обслуживания), который их предоставляет. Набор услуг, оказываемых нуждающимся гражданам, опреде­ляется в перечне гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвали­дам государственными и муниципальными учреждениями со­циального обслуживания, в каждом субъекте Российской Федерации.

Пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в стацио­нарных учреждениях социального обслуживания, могут быть при необходимости предоставлены различные услуги.

 

Материально-бытовые услуги здесь включают в себя: предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания, а также передачу в пользование мебели; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи; компенсацию расходов по проезду и обучение, лечение, консультации.

К услугам по организации питания, быта, досуга относятся:

-приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;

- предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей).

Обеспечение досуга осуществляется путем предоставления книг, журналов, газет, настольных игр экскурсий и прочего. Предоставляются услуги по оказанию помощи в написании писем; обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам; обеспечение сохранности личных вещей и ценностей; создание условий для отправления религиозных обрядов.

Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги бесплат­но оказываются в рамках медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Сюда входят:

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в про ведении МСЭ;

- проведение различных реабилитационных меро­приятий, в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

- оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;

- организация прохождения диспансеризации;

- госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

-содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в частности) на льготных условиях);

-оказание психологической поддержки, про­ведение психокоррекционной работы;

-содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;

-обеспечение техническими средствам ухода и реабилитации;

-обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования и прочего.

Во время проживания в стационарных учреждениях лицам пре доставляются также и правовые услуги, которые включают в себя:

- помощь в оформлении документов;

- оказание помощи по вопро­сам пенсионного обеспечения и предоставления других социальный выплат;

- содействие в получении предусмотренных законодательством льгот и преимуществ;

- содействие в получении консульта­тивной помощи;

- обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов;

- содействие в получении бесплатной по­мощи адвоката в установленном законом порядке;

- оказание помо­щи в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с мо­мента поступления в стационарное учреждение социального об­служивания, а также во внеочередном обеспечении жилым поме­щением в случае отказа от услуг стационарного учреждения соци­ального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое жилое помещение.

Наряду с этими услугами в указанных учреждениях осуществ­ляется организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей. Кроме того, предоставляются услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, а также содействие в организации ритуальных услуг.

Подобные услуги предоставляются на дому и в условиях полу­стационарного социального обслуживания пожилым гражданам и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению. Данное обслуживание осуществляют, как правило, стационарные учреждения социальной защиты на­селения, в которых организуются отделения дневного или ночно­го пребывания.

К числу социальных услуг, предоставляемых в порядке полу­стационарного социального обслуживания, относятся услуги по орга­низации питания, быта и досуга; социально-медицинские услуги; содействие в получении образования; правовые услуги и прочее.

Социальным обслуживанием на дому обеспечиваются лица пожилого возраста (женщины — старше 55 лет, мужчины — стар­ше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или времен­ной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможно­сти самостоятельного удовлетворения основных жизненных по­требностей вследствие ограничения способности к самообслужи­ванию и (или) передвижению.

Чаще всего на дому предоставляется социально-медицинское обслуживание. Оно осуществляется в отношении лиц, нуждаю­щихся в надомных социальных услугах и страдающих психически­ми расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (кроме активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онко­логическими) в поздних стадиях.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями организаций социального обслуживания. К работе в них привлекаются медицинские работ­ники соответствующего профиля.

Относительно самостоятельной формой является социальное об­служивание детей. Эта категория лиц, включающая в себя детей — здоровых, больных и инвалидов, предопределяет особенности их социального обслуживания, а именно три основных подвида специального обслуживания.

 

Во-первых, это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, таких как дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

 

Во вторых, это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, специально созданных для таких детей: детских домах; в детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах, организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специализированных детских домах, школах-интернатах, создаваемых для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии. Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. Сюда могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, по страдавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Как правило дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных он ношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно. Такие учреждения находятся в ведении органов социальной защиты населения.

 

В-третьих, это социальное обслуживание детей в приемной семье как одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Лица, взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями. Ребенок, переданный им на воспитание, признается приемным ребенком, а семья, в которой воспитывается ребенок, — приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между opганом опеки и попечительства и приемными родителями. (Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.) Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из

них, которые признаны судом недееспособными или ограни­ченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ог­раничены в этих правах, и некоторые другие категории лиц.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшие­ся без попечения родителей. К ним относятся:

- дети-сироты, дети, водители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособ­ными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состо­янию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других уч­реждениях (социальной защиты населения и др.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обыч­но в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей в приемной семье, вклю­чая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка является возмездным. На содержа­ние каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно де­нежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и про­чего. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (де­тей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов). Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда, зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается регио­нальным законодательством.

Данные социальные учреждения могут находиться и в ведении местных органов народного образования.

В последнее время получили развитие другие формы соци­ального обслуживания нуждающихся лиц. Например, срочное бесплатное социальное обслуживание, осуществляемое в целях ока­зания неотложной помощи разового характера гражданам по­жилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социаль­ной поддержке. Практикуется предоставление

и прочего.

Для каждого типа учреждения социального обслуживания ус­тановлен определенный порядок и свои условия, при соблюде­нии которых гражданам предоставляется данное обслуживание и оказываются соответствующие социальные услуги.

Характерной особенностью отношений, возникающих между гражданами и соответствующими учреждениями социального обслуживания, является их оформление в виде письменного договора.

Так, зачисление на социальное обслуживание граждан производится на основании их письменного заявления на имя руководителя органа социальной защиты населения района (города) или центра социального обслуживания. Руководитель такого органа или учреждения социального обслуживания в недельный срок с момента получения заявления организует обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт; запрашивает иные необходимые документы (о размере получаемой пенсии, о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому) и прочее. На основании этих документов в недельный срок принимается решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, о видах и периодичности предоставления требуемых ему услуг, о необходимости их оплаты или выносится мотивированное решение об отказе в обслуживании на дому, о чем сообщается заявителю.

Лица, принимаемые на надомное социальное обслуживание должны быть ознакомлены с перечнем и содержанием предоставляемых им социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также с правилами поведения граждан при социальном обслуживании их на дому.

Лицо, принимаемое на такое обслуживание на условиях частичной или полной оплаты, заключает с указанными организациями письменный договор. В нем определяются виды и периодичность оказываемых услуг, порядок и размер их оплаты, права и обязанности сторон. Решение об отказе в обслуживании на дому может быть обжаловано заявителем в комиссию (попечительский совет), создаваемую из представителей территориальных органов социальной защиты населения, других государственных органов и учреждений, ветеранских, благотворительных, религиозных и иных общественных организаций и объединений.

Поступающие в учреждение социального обслуживания граждане должны иметь (на момент поступления в учреждение) заключенный договор. Социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти в каждом субъекте Российской Федерации. Всю работу по заключению, изменению и расторжению договоров между гражданами (и их законными представителями) и учреждением осуществляет специально назначаемый ответственный за подготовку договора работник учреждения социального обслуживания.

В договоре излагаются основания принятия граждан на стационарное обслуживание, сведения о составе затрат учреждения и приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также содержании предоставляемых жилых помещений. Отдельно оговаривается плата за данное обслуживание, которая взимается только на основании договора о стационарном обслуживании между указанными гражданами (или их законными представителями) и учреждением социального обслуживания в соответствии с требо­ваниями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подобные договоры о социальном обслуживании заключаются между соответствующими категориями лиц и учреждениями со­циального обслуживания по всем существующим формам такого обслуживания.

Предоставление различных видов социальных услуг осуществ­ляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регу­лирующими данные отношения. Система льгот и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и функции по определе­нию порядка и условий предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также социального обслуживания на условиях полной или час­тичной оплаты устанавливаются органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации.

На практике получение таких социальных услуг зависит от ус­тановленных законодательством условий — от размера получае­мой пожилыми гражданами и инвалидами пенсии, наличия или отсутствия родственников, обязанных содержать их по закону.

В таких случаях размер пенсии сравнивается с величиной про­житочного минимума, установленного для определенного региона. Так, сумма пенсии инвалида оказалась ниже прожиточного мини­мума, поэтому ему социальные услуги оказываются бесплатно.

Социальные услуги могут предоставляться бесплатно гражда­нам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причина­ми обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер полу­чаемой этими гражданами пенсии ниже регионального прожи­точного минимума, а также гражданам пожилого возраста и ин­валидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже указанного прожиточного минимума.

Размер ежемесячной частичной оплаты социальных услуг, пре­доставляемых в полустационарных условиях, как правило, не дол­жен превышать (например, для граждан пожилого возраста и ин­валидов, проживающих в семьях) 50 процентов разницы между среднедушевым доходом семьи и региональным прожиточным минимумом.

 

Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом семьи и региональным прожиточным минимумом.

Социальные услуги могут предоставляться на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социально обслуживания на условиях полной оплаты. Условия полной и частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых соответствующими категориями граждан, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В каждом конкретном случае работники местных органов социальной защиты обязаны проверять наличие и размеры доход таких граждан.

В оплату (частичную или полную) предоставляемых социальных услуг указанным лицам не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов и по обеспечению соблюдения санитарных правил в учреждениях социального обслуживания, финансирование, которых осуществляется в соответствии с законодательством.

Дополнительные услуги не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными для данного региона тарифами на платные социальные услуги.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания на основании предоставляемых гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями соответствующих документов, с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующего региона, а также платы, взимаемой за стационарное обслуживание.

Для получения социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные представители подают в учреждение социального обслуживания заявление о предоставлении данных услуг и прикладывают соответствующие документы.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, дети которых находятся в дошкольном учреждении, может быть разный. Размер оплаты определяется органами исполнительной власти на местах. Зачастую оплата ставится в зависимость от числа детей и может составлять от 20 до 70 процентов от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. Родители детей, у которых по заключению медицинского учреждения выявлены недостатки в физичес­ком или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью ос­вобождаются от платы за содержание в этих учреждениях детей.

Относительно самостоятельной формой социального обслужи­вания является социальная реабилитация инвалидов. Наличие спе­цифических услуг, предоставляемых инвалидам в силу их особых потребностей, характеризует особенность данной формы соци­ального обслуживания.

Реабилитация инвалидов — это законодательно закрепленная система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызван­ных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Главная цель реабилитации — восстановление соци­ального статуса инвалидов, достижение ими материальной неза­висимости и их социальная адаптация. Иными словами, это ком­плекс мер, способствующих интеграции инвалидов в общество.

Реабилитация включает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. На практике процесс реабили­тации инвалидов начинается с разработки органом государствен­ной службы МСЭ индивидуальной программы реабилитации ин­валида (далее — ИПР).

ИПР включает в себя комплекс медицинских, профессиональ­ных и других реабилитационных мер, направленных на восста­новление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвали­да к выполнению определенных видов деятельности.

Российское законодательство наряду с социальным обслужи­ванием граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выделяет реабилитационные услуги, непосредственно предостав­ляемые только инвалидам. К ним можно отнести медицинские услуги, профессиональную подготовку, трудоустройство, обеспе­чение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Медицинская реабилитация инвалидов предусматривает оказа­ние им соответствующих видов медико-социальных услуг на про­тяжении всей их жизни всеми учреждениями системы здраво­охранения и социального обслуживания, предоставляющими со­циальные услуги.

Профессиональная реабилитация инвалидов предполагает ока­зание им возможности получения образования и соответствую­щей профессии.

Трудоустройство - это оказание помощи инвалидам в поиске подходящей работы, отвечающей их профессиональным способностям и с учетом физического и психического состояния здоровья.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации – это предоставление им специальных средств для самообслуживания и ухода, для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; предоставление протезных изделий (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты), специального тренажерного и спортивного оборудования, спортивного инвентаря.

Безусловно, данные виды реабилитационных услуг необходимо рассматривать во взаимосвязи. В реальной жизни их отделить друг от друга невозможно: они могут предоставляться инвалиду одновременно в разных сочетаниях и вариантах.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидов получением основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида.

Профессиональное образование инвалидов осуществляется образовательных учреждениях различных типов и уровней. Для отдельных категорий инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специализированные профессиональные образовательные учреждения. Соответствующие условия могут быть созданы и профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и образование инвалидов в специализированных профессиональных учреждениях для инвалидов осуществляются согласно государственным образовательным стандартам на основе образовательных программ, специально приспособленных для обучения инвалидов.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, а гражданам с отклонениями в развитии создают условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Поэтому учащиеся-инвалиды зачастую обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях специальным учебными пособиями и литературой. Им также предоставляется возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» инвалидам гарантируется доступность получения и высшего профессионального образования. Это обеспечивается их зачислением вне конкурса в высшие учебные заведения (при условии успешной сдачи вступительных испытаний). На таких же условиях принимаются инвалиды I и 2 групп, которым согласно заключению органа государственной службы МСЭ не противопоказано обучение в данных учебных за­ведениях.

Профессиональное обучение в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов позволяет осуществ­лять подготовку по тем профессиям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособны­ми на рынке труда. Перечень таких профессий утвержден поста­новлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. К числу этих профессий отнесены такие, как медицинская сестра по массажу, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, программист, юрист и др.

Гарантированность профессиональной подготовки и обучения инвалидов неразрывно связана с обеспечением их занятости. В це­лях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» предусмотрено, в частности, установление для организаций независимо от форм собственности квоты для приема на работу инвалидов, стимулирование создания организациями до­полнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, созда­ние инвалидам условий труда в соответствии с ИПР и прочее.

Квота для приема на работу инвалидов законодательно уста­новлена в пределах не менее 2 и не более 4 процентов среднеспи­сочной численности работников, составляющей более 100 чело­век в организации. Субъекты Российской Федерации конкрети­зируют механизм такого квотирования.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели вносят обязательную плату в установленном разме­ре за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установ­ленной квоты. Средства расходуются целевым назначением на со­здание рабочих мест для инвалидов. Данное квотирование рабочих мест производится на основании соответствующих договоров, которые заключаются органами исполнительной власти с орга­низациями.

Работа по формированию службы реабилитации инвалидов, со­действующей их занятости, профессиональной ориентации, про­фессиональному обучению и переобучению, адаптации к трудо­вой деятельности, рациональному трудоустройству, как и созда­ние центров профессиональной реабилитации инвалидов, нахо­дится еще только в начальной стадии своего становления.

В отдельных регионах страны создаются специальные рабочие места для инвалидов за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье в результате несчастного случая на производстве или вследствие профессионального заболевания, создаются там, где они произошли, за счет средств работодателей.

К гарантиям занятости инвалидов относится также установление обязанности работодателей (независимо от организационно правовой формы собственности) создавать инвалидам необходимые условия труда в соответствии с их ИПР. К таким обязанностям причисляются, в частности:

-установление для инвалидов 1иII групп сокращенной продолжительности рабочего времени пять часов в неделю, но не более 35 часов (в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации);

-ограничение в привлечении инвалидов к сверхурочным работам, работам в выходные дни, в ночное время, что возможно только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянии здоровья (в соответствии со статьями 99, 115);

-предоставление ежегодного отпуска всем работающим инвалидам продолжительностью не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.

Кроме того, инвалиды, наряду с другими гражданами, могут быть зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных. Статус безработного приобретают инвалиды, имеющие рекомендацию и заключение о характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, и представившие в орган службы занятости вместе с другими документами ИПР инвалида.

В соответствии с законодательством в некоторых регионах, хотя и ограниченно, по-прежнему практикуется обеспечение занятости инвалидов на дому или с неполным рабочим временем.

К труду привлекаются также инвалиды и пожилые граждан находящиеся на полном или неполном стационарном социальном обслуживании.

Основы законодательства об охране здоровья граждан закрепляют право граждан на обеспечение на льготных условиях протезами и артопедическими изделиями, средствами передвижения. Конкретизацию содержания данного права инвалидов можно найти в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подзаконных нормативных правовых актах. Так, распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005г. № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В соответствии с указанным перечнем к числу реабилитационных мероприятий отнесены:

1) восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);

2) реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);

3) санаторно-курортное ле­чение;

4) протезирование и ортезирование, предоставление слу­ховых аппаратов;

5) обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повыше­ние квалификации).

Технические средства реабилитации включают в себя:

1) трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;

2) кресла- коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активно­го типа), с электроприводом, малогабаритные;

3) протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы;

4) ортопедическую обувь;

5) противопролежневые матрацы и подушки;

6) приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;

7) специальную одеж­ду;

8) специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения;

9) собак-проводников с ком­плектом снаряжения;

10) медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;

11) сигнализаторы звука световые и вибра­ционные;

12) слуховые аппараты, в том числе с ушными вклады­шами индивидуального изготовления;

13) телевизоры с телетек­стом, для приема программ со скрытыми субтитрами;

14) теле­фонные устройства с текстовым выходом;

15) голосообразующие аппараты;

16) специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники);

17) абсорбирующее белье, памперсы;

18) кресла-стулья с санитарным оснащением.

Набор услуг предусматривает:

1) ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия;

2) со­держание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (пу­тем выплаты ежегодной денежной компенсации);

3) предоставле­ние услуг по сурдопереводу.

Приказами Минздравсоцразвития РФ регламентированы мно­гие вопросы, касающиеся предоставления технических средств реабилитации инвалидам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.