КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия востребованности продукции АПК
Процесс производства продукции АПК имеет смысл лишь в той мере, в какой эта продукция может быть использована целесообразно, то есть на удовлетворение многообразных потребностей, как самих производителей, так и внешних потребителей – независимо от их возможного места пребывания. Когда все эти потребности выражаются в натуральных показателях, можно говорить о совокупном объеме потребительского спроса на продукцию АПК. В условиях рыночных отношений понятие потребительского спроса трансформируется в платежеспособный (покупательский) спрос, который может весьма существенно отклоняться от объема и структуры потребностей. Поэтому сельхозпредприятия Воронежской области, которым для замены изношенной техники нужно было приобретать ежегодно 2 тыс. комбайнов, в 1992-2001 гг. снизили спрос до 300-400 комбайнов. Аналогично даже при равных физиологических потребностях в продуктах питания люди предъявляют неравный спрос на хлеб и коньяк, кильку и икру – в зависимости от финансового положения. Тем более они предъявляют неравный спрос к рынку, если один из них обеспечивает себя свежими овощами, ягодами, картофелем с собственного огорода, а другие все это должны купить. Как правило, потребительский спрос превышает платежеспособный, но на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности величина несоответствия может существенно различаться. Поэтому уже в процессе перспективно ориентированного анализа востребованности отдельных видов продукции АПК в современных условиях важно не ограничиваться технико-технологическими и медицинскими характеристиками потребности в отдельных видах конечной продукции и сельскохозяйственного сырья, а следует обращать особое внимание на платежеспособность (текущую и перспективную) потенциальных потребителей. В процессе планирования обязательно нужно предвидеть и прогнозировать динамику потребностей, как в предметах потребления, так и в средствах производства. Но параллельно необходимо планировать и динамику платежеспособного спроса. И это еще не все, что следует иметь ввиду при планировании объемов производства, поскольку суммарный платежеспособный спрос – это ориентир масштабов производства для общей совокупности предпринимателей, но не для каждого из них. На уровне отдельных товаропроизводителей платежеспособный спрос трансформируется в понятие востребованности, поскольку под действием рыночных механизмов потребители, во-первых, оказываются вынужденными ограничивать одни и завышать другие свои потребности. Например, с учетом динамики цен замещать молоко и мясо – чаем и картофелем, натуральные ткани – синтетикой, полнометражное жилье – малометражным, минеральные удобрения – распашкой дополнительных площадей, что повышает потребность в семенах, и т.д. Во- вторых, наличие потребности в том или ином продукте не обязательно гарантирует возможность его реализации отдельными производителями. Для тех, кому в условиях конкуренции не удается свой продукт реализовать, он оказывается невостребованным. Следовательно, при планировании хозяйственной деятельности нельзя ограничиваться перспективной оценкой объема потребностей и платежеспособного спроса на продукцию АПК. Нужно еще оценивать уровень потенциальной востребованности той части данной продукции, которая будет создана различными производителями, учитывая потенциал их конкурентных преимуществ. Таким образом, востребованность в продукции отдельных субъектов хозяйственной деятельности (производителей, регионов, стран) является той частью потребностей и платежеспособного спроса, которая может быть удовлетворена на основе конкурентных преимуществ. Объем и структура востребованности продукции АПК зависит, во-первых, от объема и структуры продукции, необходимой для покрытия собственных потребностей производителей данной продукции, т.е. от так наз. «внутреннего оборота» хозяйства (семена, корма, продовольствие, топливо, удобрения, резервные фонды и др.); во-вторых, от объема и структуры спроса внешних потребителей (предприятий, населения). Следовательно, востребованность – понятие более широкое, чем спрос, поскольку оно связано с проблемой воспроизводства валового продукта, а не только той его части, которая поступает в процесс обмена с различными предприятиями и населением. Поэтому, определяя целесообразные масштабы планируемого объема востребованности продукции (Вi), нельзя ограничиваться только учетом потенциального платежеспособного спроса (Sn), дополняя его потребностями внутреннего оборота производителей в АПК (Sв), то есть Bi = (Sn + Sв) · n, (5.1) где n – доля потребностей, которая может быть покрыта за счет конкурентных преимуществ i-го субъекта хозяйственной деятельности В общем объеме платежеспособного спроса будем выделять: Sм – спрос местного рынка (в пределах, потенциально регулируемых органами власти субъектов федерации), Sф – спрос межрегионального федерального рынка, Sи - спрос международного рынка. В таком случае - Sn = Sм + Sф + Sи (5.2)
Соответственно, анализ и планирование потенциальной востребованности продукции АПК i –го производителя нужно определять на уровне: Вi = (Sм + Sф + Sи + Sв) · n (5.3)
Уровень востребованности продукции АПК зависит от многих естественных, социальных и экономических факторов. В части природных факторов, во-первых, это региональные различия в объемах и структуре спроса на семена, корма, продукцию продовольственного назначения (в той мере, в какой это связано со спецификой природных условий, расселения и размещения производства). Во-вторых, это межгодовые и сезонные колебания спроса. В-третьих, это природные различия, определяющие конкурентные преимущества, в частности, в качестве продукции. В части социальных факторов - это межрегиональные различия в уровне доходов различных социальных групп, в половозрастной, национальной и конфессиональной структуре населения; различия в социальной политике различных государств: численность военнослужащих и других групп населения, находящихся на бюджетном обеспечении продовольствием; льготы и привилегии отдельным производителям, повышающие их конкурентоспособность. В части экономических факторов - это различия в нормах затрат сельскохозяйственного сырья на производство конечной продукции, изменение объемов производства заменителей, структуры экспортно-импортных операций, пропорций в ценах на различные виды услуг и товаров, динамика цен. Так, если мы обратимся к анализу востребованности семенного картофеля, то окажется, что в 1990-2000 гг. она в РФ снизилась исключительно ввиду сокращения норм расхода семян; потребность в семенах зерновых культур на 4,7 млн. т уменьшилась за счет сокращения посевной площади и на 0,8 млн. т в связи с более бережным использованием семенного материала. Наоборот, падение востребованности отечественной продукции животноводства в основном обусловлено снижением платежеспособности россиян, при одновременном увеличении импорта, снижении запасов (Табл. 5.1)
Таблица 5.1. - Изменение востребованности продукции животноводства.
Сопоставляя показатели, характеризующие влияние отдельных факторов на снижение востребованности молока и мяса отечественного производства в 1990-2000 г.г., нельзя не придти к однозначному выводу: перспективно ориентированный анализ указывает, что основным узким местом развития животноводства в РФ к 2000 г. оказалось сжатие платежеспособности населения, а не наводнение российского рынка импортными товарами. Далее очевидно, что поскольку спрос на молоко и мясо по наиболее состоятельным группам населения в основном насыщен, то проблема роста объёмов производства и сбыта продукции животноводства упирается в повышение платежеспособности только менее обеспеченных социальных групп. При планировании востребованности продукции особое значение имеет оценка, во-первых, объёмов продукции, которая может быть реализована на неконкурентной, либо на ограниченно конкурентной основе (Во). Таковы внутрихозяйственный оборот, устойчивые заказы, часть скоропортящейся продукции. Во-вторых, важно учесть объём реализации на основе свободной конкуренции (Вс), то есть В = Во + Вс. В качестве важнейших факторов конкурентоспособности, прежде всего, должны быть сопоставлены следующие: - перспективные показатели качества продукции вероятных конкурентов, - перспективные показатели себестоимости их продукции, - перспективные показатели пределов рентабельности - перспективные преимущества в условиях реализации (форвард, поставка на дом и т.д.) Оценивая возможные преимущества качества продукции, следует учитывать специфику перспективного платежеспособного спроса различных социальных групп - городского и сельского населения, молодёжи и пенсионеров. Причем, не только в части технологических достоинств продукции (пищевая и производственная ценность, срок сохранения качества, удобство в потреблении и др.), но и ее товарного вида. Например, известно, что группы населения, располагающие более высокими доходами, могут себе позволить приобретение экологически чистой продукции, несмотря на существенно большую их цену. Учитывая это, в процессе плановой деятельности следует рассчитывать на преимущества в конкурентоспособности такого рода продукции, прежде всего, на плодородных почвах влагодефицитных районов, где возможно получение высоких урожаев с минимальными издержками на удобрения и средства борьбы с вредителями и болезнями растений. Аналогично в пригородной зоне можно надеяться на конкурентоспособное производство (в том числе с доставкой к столу потребителей) реализуемого по высоким ценам парного молока, мяса, свежих овощей, ягод и т.д. В процессе перспективно ориентированного анализа сравнительной себестоимости продукции потенциальных конкурентов нужно оценивать возможности обеспечить преимущества перед конкурентами - если не по материальным, то по трудовым затратам, по накладным расходам, издержкам хранения, транспортировки и реализации продукции. Так, должна быть принята во внимание принципиальная возможность удешевления продукции, а значит, повышения конкурентоспособности за счёт укрупнения предприятий, развития интеграционных процессов, за счёт сокращения земельной ренты, налоговых платежей, издержек коррупции, рэкета и т.д. Нельзя недооценивать влияние на конкурентоспособность изменений в социальных формах ведения хозяйства. В частности, следует считаться с тем, что критерии рентабельности существенно различны для мелкотоварного, капиталистического и кооперативного хозяйства: если предприниматель-капиталист оказывается неконкурентоспособным, как только уровень цен приближается к себестоимости его продукции, то кооперативное и мелкое фермерское хозяйство будут продолжать наполнять рынок своей продукцией, даже когда она станет бесприбыльной, но позволяющей сохранять некоторый минимум фонда оплаты труда кооператоров и фермеров. Только осуществив ранжирование всех субъектов хозяйственной деятельности по уровню конкурентоспособности, становится возможным определить ту часть совокупных потребностей в продукции АПК, которая обеспечит востребованность продукции наиболее конкурентоспособных владельцев товарных ресурсов. Например, предположим, что в процессе перспективно ориентированного анализа удалось установить, что для покрытия потребностей рынка Москвы и Московской области требуется 8 млн. т зерна, а по совокупности конкурентных преимуществ потенциальные поставщики могут быть ранжированы в следующей последовательности: на первом месте Краснодарский край с товарными ресурсами 3,5 млн. т, далее Ставропольский край - 2,0 млн. т, Белгородская обл. - 0,5 млн. т, Воронежская обл. - 1 млн. т, Ростовская обл. - 1,5 млн. т. В таком случае не сложно определить, что востребованность в зерне данных областей для рынка Москвы и Московской обл. заканчивается на Ростовской обл., из товарных ресурсов которой будет востребован только 1 млн. т (8-3,5-2,0-0,5-1,0=1), и следовательно остальные 0,5 млн. т должны планироваться к реализации в других зернодефицитных регионах. Это ранжирование регионов по конкурентоспособности, а следовательно, и по уровню востребованости их продукции обязательно изменится, если скажем, в Ставропольском крае или в Воронежской обл. быстрее, чем в Ростовской пойдут процессы перехода от коллективного - к частнокапиталистическому производству, ориентированному на максимизацию не валового дохода, а прибыли. При оценке перспективной востребованности продукции АПК важно помнить, что в агросфере «год на год не приходится», а поэтому такого рода оценка должна осуществляется на основе не только средних многолетних, но и стохастических балансов, учитывая возможные колебания в объемах товарных ресурсов потенциальных конкурентов в различные годы. Так, при сопоставлениях перспективной конкурентоспособности российского зернопроизводства с американским и канадским учитывается следующее: с одной стороны, заокеанские производители на зарубежных рынках имеют такие преимущества перед российскими, как низкая материалоемкость и трудоемкость производства зерна, налаженная система коммерческих связей и государственной поддержки производителей. Но с другой стороны, в России многократно ниже оплата труда зернопроизводителей, ниже рентные платежи, в ряде регионов качество почв позволяет минимизировать затраты удобрений и выйти на мировой рынок с экологически безупречной продукцией. Наконец, географическое положение позволяет с относительно меньшими транспортными расходами продавать зерно в такие страны, как Иран, Китай, Египет, Сирия, Греция. Поскольку колебания урожаев некоторых видов зерновых культур в России и Северной Америке заметно асинхронны, можно уверенно говорить о потенциально существенной востребованности российского зерна на традиционных рынках США и Канады в годы с неблагоприятными для них метеоусловиями. По крайней мере, это относится к евразийскому континенту и северной Африке.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |