КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозг и психика. Психика и психические явления. Развитие психики в эволюции
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции Методологические основы психологии. Место психологии в системе наук. Грани взаимодействия психологии и медицины. Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор) 1. Психика: определение, структура, функции. Мозг и психика. Психика и психические явления. Развитие психики в эволюции. 2. Психология как наука. Система современной психологии. 3. Психология и медицина: грани взаимодействия. 4. Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор).
Категориальный аппарат: психика, психические процессы (психические функции), психические состояния, психические свойства, психическая деятельность, поведение, онтогенез, филогенез. Краткое содержание лекционного материала 1. Психика: определение, структура, функции. Мозг и психика. Психология (Ψ) (греч. психе - душа; логос - знание, осмысление, изучение, наука) – наука о душе. Объект психологии – человек. Предмет психологии – психика (внутренний мир человека). Психология изучает психическое - мир субъективных душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, но оказывающих прямое влияние на его поведение. Психическое есть система психических процессов, состояний и свойств. Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Х. Вольфом. В дословном значении: психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку или животному для активной деятельности и управления своим поведением. Во втором, более распространенном значении термин «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то психологические особенности - конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии (миф об Эроте и Психеи). Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческого Духа. Психея, обретя бессмертие, стала символом Души, ищущей свой идеал. Отечественная психология трактует психику с позиции материализма. Вся материя от неживой, неорганической до самой высшей и сложной (мозга человека) обладает всеобщим качеством отражения - способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать движением на воздействия в соответствии с его характером и формой существования материи. В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения и на определенном этапе живой материи возникает психика - качественно новая форма отражения, характер которого зависит от уровня организации материи, что характеризуют различия отражения в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах. От всех живых организмов человека отличает наличие сознания - высшей формы отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи, поскольку психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. Психическое - свойство живой высокоорганизованной материи (мозга), которое заключается в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях. Психика - это субъективный образ объективного мира. Ведущие свойства психики: • активный и избирательный характер отражения; • активный и целенаправленный характер приспособления к окружающему миру; • «опережающий» (прогностический) характер отражения; • способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире; • способность на высших уровнях развития переходить к сложным формам организации и саморегуляции: сознание, самосознание, мотивационно-потребностные процессы, ориентации в ценностях, смыслообразование. Физиологическая основа психики – нервная система. Нервная система (НС) - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных животных и человека, центральный регулятор, обеспечивающий жизнедеятельность организма как целого образования. Основные функции нервной системы: 1. Организация взаимодействия индивида с окружающим миром. 2. Координация работы внутренних органов. 3. Постановка и реализация целей поведения /деятельности. 4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования. НС возникла в длительной эволюции органического мира на основе непрерывного усложнения и дифференциации физиологических механизмов поведения. Структурным и функциональным элементом НС выступает нейрон - нервная клетка, основной элемент нервной ткани. Назначение нейрона: провождение возбуждения - передача нервного импульса от одного отдела нервной системы к другому. НС подразделяют на три отдела: 1) центральную нервную систему (ЦНС), состоящую из головного и спинного мозга; 2) периферическую нервную систему (ПНС), состоящую из нервов, передающих импульсы от рецепторов органов чувств к мозговым центрам и обратно и межпозвоночных нервных узлов; 3) вегетативную нервную систему (ВНС), обеспечивающую иннервацию мышц внутренних органов и желез. Анатомически головной мозг помещен в полости черепа, спинной мозг в позвоночный канал. Важные специализированные отделы ГМ: задний, средний, промежуточный и передний мозг. Нервные образования заднего мозга важны для поддержания общей жизнедеятельности организма: контролируют совместную деятельность больших групп мышц и внутренних органов, интегрируя их в целостные системы и обеспечивая, оптимальное протекание процессов дыхания, кровообращения, пищеварения и др.; отвечают за регуляцию процессов двигательной сферы (моторики). Центральная функция среднего мозга в целом состоит в контроле сложных движений и положений тела в пространстве. Задний и средний мозг взаимодействуют со структурами переднего мозга через структуры промежуточного мозга, в котором собираются импульсы от всех органов чувств и производится их первичный анализ и синтез, контролируется информация, поступающая от вегетативной нервной системы, и осуществляется управление организма с помощью вегетативных нервов и гипофиза. Именно в этой части мозга Р.Декарт усматривал «место встречи» тела и души. Поверхность полушарий головного мозга - их кора (шестислойная масса нейронов до 15 миллиардов нервных клеток) и несколько небольших структур в глубине ГМ составляют передний мозг. Специализация структур переднего мозга - обеспечение «высших» («интеллектуальных») психических функций. Кора головного мозга состоит из участков (долей) по их местоположению: затылочная доля (зрительное восприятие); височная доля (слух, у человека - также речь); теменная доля (реакции на сенсорные стимулы и управление движениями); лобная доля (координация функций других областей коры). Эту взаимосвязь называют локализацией высших психических функций (ВПФ). Психические функции распределены между левым и правым полушариями. Межполушарная функциональная асимметрия ГМ отражает различную степень выраженности каких-либо функций в левом и правом полушариях. Функции левого полушария - чтение, счет, т.е. оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений – основу последовательного аналитического мышления. Функции правого полушария - обеспечение ориентации в пространстве, оперирование образами, эмоциональное отношение к воспринимаемым объектам восприятие музыки, иных художественных произведений. Оба полушария функционируют в постоянном взаимодействии. Функциональная асимметрия мозга присуща только человеку и окончательно складывается в процессах общения и обучения, которые определяют относительное преобладание функционирования левого или правого полушария (на основе индивидуально-психологических характеристиках личности). Все формы системной деятельности мозга основана на универсальном принципе - рефлекторности или организации нервных процессов по типу безусловных или условных рефлексов. Рефлекс (лат. reflexus - обращенный, отраженный) - это опосредованная нервной системой ответная реакция живого организма (R) на воздействие какого-то фактора, стимула (S) внешней или внутренней среды. Схема действия любого рефлекса обозначена как «рефлекторное кольцо». Эта схема отражает характер связей между воспринимающими и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между аффектором (анализатором или органом чувств, поставляющим сенсорную информацию) и эффектором (двигательным анализатором, обеспечивающим коррекцию поведения). Согласно фундаментальной теории И.П. Павлова, различают безусловные и условные рефлексы. Безусловный рефлекс - это наследственно закрепленная (врожденная) и стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма, где выделены: а) простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и их систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела): б) сложные, которые лежат в основе инстинктов (пищевого, полового, оборонительноо, ориентировочного, пр.). Условный рефлекс — приобретенный или прижизненно сложившийся рефлекс, который образуется за счет сближения во времени любого первоначально безразличного стимула с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В основе условного рефлекс лежит выработка новых (временных) связей. При повторных действиях S, вызывающего раздражение/возбуждение, без подкрепления безусловным раздражителем, условно-рефлекторная реакция ослабевает и исчезает. Но в результате подкрепления условный рефлекс образует сигнальный раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, становясь условным раздражителем, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях. Безусловно-рефлекторная деятельность – это низшая нервная деятельность, а ее отдельные реакции - безусловные рефлексы - формировались миллионы лет эволюции и мало зависят от ситуативных условий существования конкретного организма. Высшая нервная деятельность (ВНД) – сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды. Учение о ВНД разработано русским физиологом И.П. Павловым на основе его исследований поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Основной акт поведения - условный рефлекс. ВНД человека, ее характер в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей нервной системы. Совокупность этих специфических черт обусловлена наследственными особенностями индивидуума, его жизненным опытом и обозначена как тип ВНД, который определяет степень приспособления организма к условиям окружающей среды и стойкости к воздействию болезнетворных факторов. Теория рефлекторной деятельности мозга объясняет ориентацию живого существа в окружающем мире по принципу сигнальности: животное или человек ориентируются в среде обитания благодаря сигнальным системам, которые складываются при жизни на основе условных рефлексов. Сигнальные системы — механизмы ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды. И.П. Павлов выделил первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система — механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр. Вторая сигнальная система — механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Система вербальных сигналов не обнаруживается у животных и специфична для человека. Вторая сигнальная система возникает в культурно-историческом развитии человека как «чрезвычайная прибавка», определяющая новый принцип работы ЦНС. Ее взаимодействие с первой сигнальной системой образует качественно новое целое. Анатомическая основа сигнальных систем — большие полушария ГМ. При относительном преобладании первой сигнальной системы у человека складывается художественный тип личности, при преобладании второй — мыслительный. Развитие психики, как и любой живой системы, реализует филогенез и онтогенез. Основные тенденции развития психики: - усложнение форм психического отражения; - повышение сложности организации и произвольности специфической двигательной активности - поведения; - совершенствование способности к индивидуальному научению (обретению индивидуального жизненного опыта). Филогенез становления психики включает: а) биологическую эволюцию, которая прослеживается у различных видов животных; б) культурно-историческое развитие, характерное только для человека. В эволюционном развитии психики выделяются три основные стадии: 1) Стадия элементарной сенсорной психики. 2) Стадия перцептивной психики. 3) Стадия интеллекта. Онтогенетическое развитие психики – это становление и изменение психических функций у отдельно взятого индивида на протяжении всей его жизни. В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и единая методология изучения его этапов, факторов, закономерностей. Но можно выделить несколько общих положений для большинства концепций. 1. Две основные группы факторов, обусловливающих развитие психики - природные задатки (наследственность) и внешнее окружение (биосоциальная среда). 2. Факторы внешнего окружения, определяющие развитие психики человека, появление новообразований - социальные нормы и другие формы культуры, зафиксированные в знаково-символических системах (нормы взаимодействий и взаимоотношений, формы поведения, способы предметных действий и проч.) 3. Особую группу факторов составляют различные формы личностной активности, проявляющейся в целенаправленной деятельности, творчестве, смыслообразовании. 4. Существуют универсальные законы психического развития, объединяющие филогенез и онтогенез человеческой психики (в частности, в эмбриогенезе воспроизводятся этапы эволюции). 5. Важнейшая роль деятельности в процессе развития психики. Каждая новая ступень психического развития возникает как следствие усложнения деятельности. 6. Несовпадение линий биологического и психического развития - психическое развитие определяется не столько уровнем биологической организации животного, сколько сложностью его поведения и взаимодействия с окружающим миром. Таким образом, возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем при стремлении осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследование природы материи связано с изучением различных форм ее движения, поскольку движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Психика человека составляет высший уровень развития живой материи. Доминирование социокультурных факторов в процессах развития и самоорганизации — специфическая особенность человеческой психики, становление которой всегда осуществляется в определенном культурном контексте, посредством усвоения или присвоения норм, ценностей, коммуникативных средств, знаний, традиций, символов и других продуктов конкретной культуры. Классификация и краткая характеристика психических явлений Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно подразделяются на три группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства. Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства как временные и типологические модификации психических процессов. В совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности. Наглядно это иллюстрирует структурно-функциональная модель психики. Таблица 1. Структура психики (Р.С. Немов)
Психические явления в совокупности образуют разнообразную и многообразную психическую деятельность человека. Психическая деятельность человека - совокупность его познавательных процессов, эмоциональных состояний и свойств (индивволевых. Психические процессы - отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений, поскольку на их основе формируются психические образы. Это активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним на основе эмоциональных состояний и волевых усилий в широком диапазоне проявлений. Психические состояния - текущая модификация психической деятельности человека и относительно устойчивая интеграция всех его психических проявлений при взаимодействии с действительностью. Это временное своеобразие психической деятельности: а) ее содержание и отношение человека к этому содержанию; б) общий функциональный уровень психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей. Психические состояния подразделяют на: ü эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, экстремально-конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация); ü мотивационные - основанные на потребностях (установки, желания, интересы, влечения, страсти); ü состояния организованности сознания (различные уровни внимания, восприятия, работоспособности); ü волевые состояния (инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость и др., связанные со структурой сложного волевого действия). Различают также пограничные психические состояния личности: психопатии, акцентуации характера, неврозы, состояния задержки психического развития. Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относят: - направленность личности (потребности, мотивы, стремления, интересы, мировоззрение, идеалы, жизненные смыслы); - темперамент; - характер; - способности. Это традиционная классификация психических явлений, образующая основу построения традиционной психологии. Все психические явления системно организованы и образуют единую структуру психики с ее основными функциями. Схема 1
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |