Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозг и психика. Психика и психические явления. Развитие психики в эволюции





Основные вопросы, рассматриваемые на лекции

Методологические основы психологии. Место психологии в системе наук. Грани взаимодействия психологии и медицины. Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор)

1. Психика: определение, структура, функции. Мозг и психика. Психика и психические явления. Развитие психики в эволюции.

2. Психология как наука. Система современной психологии.

3. Психология и медицина: грани взаимодействия.

4. Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор).

 

Категориальный аппарат: психика, психические процессы (психические функции), психические состояния, психические свойства, психическая деятельность, поведение, онтогенез, филогенез.

Краткое содержание лекционного материала

1. Психика: определение, структура, функции. Мозг и психика.

Психология (Ψ) (греч. психе - душа; логос - знание, осмысление, изучение, наука) – наука о душе.

Объект психологии – человек. Предмет психологии – психика (внутренний мир человека).

Психология изучает психическое - мир субъективных душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, но оказывающих прямое влияние на его поведение. Психическое есть система психических процессов, состояний и свойств.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Х. Вольфом.

В дословном значении: психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку или животному для активной деятельности и управления своим поведением.

Во втором, более распространенном значении термин «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то психологические особенности - конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.



Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии (миф об Эроте и Психеи). Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческого Духа. Психея, обретя бессмертие, стала символом Души, ищущей свой идеал.

Отечественная психология трактует психику с позиции материализма.

Вся материя от неживой, неорганической до самой высшей и сложной (мозга человека) обладает всеобщим качеством отражения - способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать движением на воздействия в соответствии с его характером и формой существования материи. В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения и на определенном этапе живой материи возникает психика - качественно новая форма отражения, характер которого зависит от уровня организации материи, что характеризуют различия отражения в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах.

От всех живых организмов человека отличает наличие сознания - высшей формы отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи, поскольку психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

Психическое - свойство живой высокоорганизованной материи (мозга), которое заключается в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях.

Психика - это субъективный образ объективного мира.

Ведущие свойства психики:

• активный и избирательный характер отражения;

• активный и целенаправленный характер приспособления к окружающему миру;

• «опережающий» (прогностический) характер отражения;

• способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире;

• способность на высших уровнях развития переходить к сложным формам организации и саморегуляции: сознание, самосознание, мотивационно-потребностные процессы, ориентации в ценностях, смыслообразование.

Физиологическая основа психики – нервная система.

Нервная система (НС) - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных животных и человека, центральный регулятор, обеспечивающий жизнедеятельность организма как целого образования.

Основные функции нервной системы:

1. Организация взаимодействия индивида с окружающим миром.

2. Координация работы внутренних органов.

3. Постановка и реализация целей поведения /деятельности.

4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

НС возникла в длительной эволюции органического мира на основе непрерывного усложнения и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурным и функциональным элементом НС выступает нейрон - нервная клетка, основной элемент нервной ткани. Назначение нейрона: провождение возбуждения - передача нервного импульса от одного отдела нервной системы к другому.



НС подразделяют на три отдела:

1) центральную нервную систему (ЦНС), состоящую из головного и спинного мозга;

2) периферическую нервную систему (ПНС), состоящую из нервов, передающих импульсы от рецепторов органов чувств к мозговым центрам и обратно и межпозвоночных нервных узлов;

3) вегетативную нервную систему (ВНС), обеспечивающую иннервацию мышц внутренних органов и желез.

Анатомически головной мозг помещен в полости черепа, спинной мозг в позвоночный канал. Важные специализированные отделы ГМ: задний, средний, промежуточный и передний мозг.

Нервные образования заднего мозга важны для поддержания общей жизнедеятельности организма: контролируют совместную деятельность больших групп мышц и внутренних органов, интегрируя их в целостные системы и обеспечивая, оптимальное протекание процессов дыхания, кровообращения, пищеварения и др.; отвечают за регуляцию процессов двигательной сферы (моторики).

Центральная функция среднего мозга в целом состоит в контроле сложных движений и положений тела в пространстве.

Задний и средний мозг взаимодействуют со структурами переднего мозга через структуры промежуточного мозга, в котором собираются импульсы от всех органов чувств и производится их первичный анализ и синтез, контролируется информация, поступающая от вегетативной нервной системы, и осуществляется управление организма с помощью вегетативных нервов и гипофиза. Именно в этой части мозга Р.Декарт усматривал «место встречи» тела и души.

Поверхность полушарий головного мозга - их кора (шестислойная масса нейронов до 15 миллиардов нервных клеток) и несколько небольших структур в глубине ГМ составляют передний мозг. Специализация структур переднего мозга - обеспечение «высших» («интеллектуальных») психических функций.

Кора головного мозга состоит из участков (долей) по их местоположению: затылочная доля (зрительное восприятие); височная доля (слух, у человека - также речь); теменная доля (реакции на сенсорные стимулы и управление движениями); лобная доля (координация функций других областей коры). Эту взаимосвязь называют локализацией высших психических функций (ВПФ).

Психические функции распределены между левым и правым полушариями. Межполушарная функциональная асимметрия ГМ отражает различную степень выраженности каких-либо функций в левом и правом полушариях.

Функции левого полушария - чтение, счет, т.е. оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений – основу последовательного аналитического мышления.

Функции правого полушария - обеспечение ориентации в пространстве, оперирование образами, эмоциональное отношение к воспринимаемым объектам восприятие музыки, иных художественных произведений.

Оба полушария функционируют в постоянном взаимодействии. Функциональная асимметрия мозга присуща только человеку и окончательно складывается в процессах общения и обучения, которые определяют относительное преобладание функционирования левого или правого полушария (на основе индивидуально-психологических характеристиках личности).

Все формы системной деятельности мозга основана на универсальном принципе - рефлекторности или организации нервных процессов по типу безусловных или условных рефлексов.

Рефлекс (лат. reflexus - обращенный, отраженный) - это опосредованная нервной системой ответная реакция живого организма (R) на воздействие какого-то фактора, стимула (S) внешней или внутренней среды.

Схема действия любого рефлекса обозначена как «рефлекторное кольцо».

Эта схема отражает характер связей между воспринимающими и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между аффектором (анализатором или органом чувств, поставляющим сенсорную информацию) и эффектором (двигательным анализатором, обеспечивающим коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории И.П. Павлова, различают безусловные и условные рефлексы.

Безусловный рефлекс - это наследственно закрепленная (врожденная) и стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма, где выделены:

а) простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и их систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела):

б) сложные, которые лежат в основе инстинктов (пищевого, полового, оборонительноо, ориентировочного, пр.).

Условный рефлекс — приобретенный или прижизненно сложившийся рефлекс, который образуется за счет сближения во времени любого первоначально безразличного стимула с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс.

В основе условного рефлекс лежит выработка новых (временных) связей. При повторных действиях S, вызывающего раздражение/возбуждение, без подкрепления безусловным раздражителем, условно-рефлекторная реакция ослабевает и исчезает. Но в результате подкрепления условный рефлекс образует сигнальный раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, становясь условным раздражителем, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях.

Безусловно-рефлекторная деятельность – это низшая нервная деятельность, а ее отдельные реакции - безусловные рефлексы - формировались миллионы лет эволюции и мало зависят от ситуативных условий существования конкретного организма.

Высшая нервная деятельность (ВНД) сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды.

Учение о ВНД разработано русским физиологом И.П. Павловым на основе его исследований поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Основной акт поведения - условный рефлекс. ВНД человека, ее характер в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей нервной системы. Совокупность этих специфических черт обусловлена наследственными особенностями индивидуума, его жизненным опытом и обозначена как тип ВНД, который определяет степень приспособления организма к условиям окружающей среды и стойкости к воздействию болезнетворных факторов.

Теория рефлекторной деятельности мозга объясняет ориентацию живого существа в окружающем мире по принципу сигнальности: животное или человек ориентируются в среде обитания благодаря сигнальным системам, которые складываются при жизни на основе условных рефлексов.

Сигнальные системы — механизмы ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды. И.П. Павлов выделил первую и вторую сигнальные системы.

Первая сигнальная система — механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр.

Вторая сигнальная система — механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Система вербальных сигналов не обнаруживается у животных и специфична для человека. Вторая сигнальная система возникает в культурно-историческом развитии человека как «чрезвычайная прибавка», определяющая новый принцип работы ЦНС. Ее взаимодействие с первой сигнальной системой образует качественно новое целое.

Анатомическая основа сигнальных систем — большие полушария ГМ.

При относительном преобладании первой сигнальной системы у человека складывается художественный тип личности, при преобладании второй — мыслительный.

Развитие психики, как и любой живой системы, реализует филогенез и онтогенез.

Основные тенденции развития психики:

- усложнение форм психического отражения;

- повышение сложности организации и произвольности специфической двигательной активности - поведения;

- совершенствование способности к индивидуальному научению (обретению индивидуального жизненного опыта).

Филогенез становления психики включает:

а) биологическую эволюцию, которая прослеживается у различных видов животных;

б) культурно-историческое развитие, характерное только для человека.

В эволюционном развитии психики выделяются три основные стадии:

1) Стадия элементарной сенсорной психики.

2) Стадия перцептивной психики.

3) Стадия интеллекта.

Онтогенетическое развитие психики – это становление и изменение психических функций у отдельно взятого индивида на протяжении всей его жизни.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и единая методология изучения его этапов, факторов, закономерностей. Но можно выделить несколько общих положений для большинства концепций.

1. Две основные группы факторов, обусловливающих развитие психики - природные задатки (наследственность) и внешнее окружение (биосоциальная среда).

2. Факторы внешнего окружения, определяющие развитие психики человека, появление новообразований - социальные нормы и другие формы культуры, зафиксированные в знаково-символических системах (нормы взаимодействий и взаимоотношений, формы поведения, способы предметных действий и проч.)

3. Особую группу факторов составляют различные формы личностной активности, проявляющейся в целенаправленной деятельности, творчестве, смыслообразовании.

4. Существуют универсальные законы психического развития, объединяющие филогенез и онтогенез человеческой психики (в частности, в эмбриогенезе воспроизводятся этапы эволюции).

5. Важнейшая роль деятельности в процессе развития психики. Каждая новая ступень психического развития возникает как следствие усложнения деятельности.

6. Несовпадение линий биологического и психического развития - психическое развитие определяется не столько уровнем биологической организации животного, сколько сложностью его поведения и взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем при стремлении осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследование природы материи связано с изучением различных форм ее движения, поскольку движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Психика человека составляет высший уровень развития живой материи.

Доминирование социокультурных факторов в процессах развития и самоорганизации — специфическая особенность человеческой психики, становление которой всегда осуществляется в определенном культурном контексте, посредством усвоения или присвоения норм, ценностей, коммуникативных средств, знаний, традиций, символов и других продуктов конкретной культуры.

Классификация и краткая характеристика психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно подразделяются на три группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства как временные и типологические модификации психических процессов. В совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности. Наглядно это иллюстрирует структурно-функциональная модель психики.

Таблица 1. Структура психики (Р.С. Немов)

Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности
  Ощущение Восприятие Память Внимание Мышление Воображение Представление Речь (язык)   1. Сон 2. Бодрствование 3. Эмоциональные состояния: - собственно эмоции (базовые эмоции: интерес/удивление, радость, горе, стыд, вина, печаль, гнев, ярость, страх, дружба/любовь); - чувства; - настроение; - аффекты; - фрустрации; - стрессы; - страсти; - высшие чувства (нравственные, патриотические, эстетические и пр.) 1. Индивидуально-типологичес-кие свойства (темперамент, характер, способности)   2. Мотивационно-потребност-ная сфера (потребности, мотивы, побуждения, интересы, установки, направленность, жизненные цели и смыслы).   3. Волевые качества (целеустремленность, настойчивость, самоорганизация и пр.).

Психические явления в совокупности образуют разнообразную и многообразную психическую деятельность человека.

Психическая деятельность человека - совокупность его познавательных процессов, эмоциональных состояний и свойств (индивволевых.

Психические процессы - отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений, поскольку на их основе формируются психические образы. Это активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним на основе эмоциональных состояний и волевых усилий в широком диапазоне проявлений.

Психические состояния - текущая модификация психической деятельности человека и относительно устойчивая интеграция всех его психических проявлений при взаимодействии с действительностью. Это временное своеобразие психической деятельности:

а) ее содержание и отношение человека к этому содержанию;

б) общий функциональный уровень психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Психические состояния подразделяют на:

ü эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, экстремально-конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);

ü мотивационные - основанные на потребностях (установки, желания, интересы, влечения, страсти);

ü состояния организованности сознания (различные уровни внимания, восприятия, работоспособности);

ü волевые состояния (инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость и др., связанные со структурой сложного волевого действия).

Различают также пограничные психические состояния личности: психопатии, акцентуации характера, неврозы, состояния задержки психического развития.

Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относят:

- направленность личности (потребности, мотивы, стремления, интересы, мировоззрение, идеалы, жизненные смыслы);

- темперамент;

- характер;

- способности.

Это традиционная классификация психических явлений, образующая основу построения традиционной психологии. Все психические явления системно организованы и образуют единую структуру психики с ее основными функциями.

Схема 1





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.