КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественная психология
В первые годы советской власти отечественная психология развивалась во взаимодействии с мировой психологической наукой. При наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуют практически те же закономерности: рост интереса к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. Например, в области психологии трудовой деятельности возникает одно из направлений практической психологии – психотехника, в области психологии обучения – педология, в области общей психологии – реактология и т.п. Но позже в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке этим путем можно достигнуть истинно научных психологических знаний с целью обеспечить передовые позиции советской психологии перед зарубежной. Реализация официальной установки потребовала активного применения административных методов. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) и Объединенная научная сессия АН СССР и АМН СССР, посвященной павловскому учению (1950) на долгие годы затормозили развитие отечественной психологии. К началу 60-х гг. психологии была отведена роль раздела в физиологии ВНД и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это отрицало психологию как самостоятельную науку. Запрещены почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. Но вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижничеству многих ученых-психологов были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Вклад в мировую психологию сделали советские ученые: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, П.И. Зинченко и др. Прежде всего, этот вклад обусловлен разработкой деятельностного подхода как самостоятельного направления в психологии. Деятельностный подход или теория деятельности - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (Тема № 6). Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основной предмет исследования - деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Главное положение: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого в 30-х гг. С.Л. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривают как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. А.Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. А.Н. Леонтьев совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. В теории деятельности С.Л. Рубинштейна предмет анализа - психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований через деятельность. В соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирование в результате свертывания «внешней» практической. Согласно принципу детерминированности психики: внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. В теории деятельности А.Н. Леонтьева предмет анализа - деятельность. Психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, потому что сама психика является формой предметной деятельности. В соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий по механизму интерирризации. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. В дальнейшем исследования в отечественной психологии проводились в рамках деятельностного подхода. Было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Но далее все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике – свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, прозвучала в книге Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (1968) и получила большее признание. Пусковым моментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества. Наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств. Иначе говоря, психология была востребована системой производительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов – технике. Начало «прорыва» психологии в производство было заложено в психологической школе ЛГУ, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1959 г. Б.Ф. Ломов создает лабораторию инженерной психологии, где была проделана огромная работа по становлению инженерной психологии как психологической отрасли, проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и др. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Активизация инженерной психологии имела резонанс во всех психологических направлениях. Наиболее восприимчивым оказалось социально-психологическое направление. В 1962 г. Е.С. Кузмин создал в ЛГУ первую в стране лабораторию социальной психологии. Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки для жизнедеятельности общества. Возникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не могла выйти на качественно новый уровень. Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственном университетах создало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Психологию включили в официальный классификатор наук, создан Институт психологии АН СССР и система подготовки психологических кадров, психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п. Следующий этап развития отечественной психологии – это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов в результате смены общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия. Т.о., прогресс психологии зависит от потребностей общества в психологическом знании и его практической полезности и обусловлено уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |