Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи, принципы и цели менеджмента





Одна из важнейших задач менеджмента – это организация производства товаров, работ, услуг, пользующихся спросом у потребителей, на базе рационального использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим основными задачами менеджмента можно считать следующие:

· обеспечение высокой эффективности производства;

· мотивация экономического интереса персонала к высокопроизводительному труду;

· эффективная координация всех подразделений предприятия и персонала на выполнение стоящих перед данным коллективом задач;

· определение приоритетных целей развития предприятия и путей их достижения;

· определение системы мероприятий для решения планируемых задач на различные временные периоды;

· постоянный поиск и освоение новых рынков;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· постоянный контроль выполнения поставленных задач.

Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуется связь между различными структурами управленческой системы при постановке практических задач управления.

Выделяют следующие принципы менеджмента:

· принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными представленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Никто из менеджеров не должен передавать задание по выполнению решения, миную непосредственного подчиненного. Отрицательным моментом в реализации такого принципа является то, что менеджер может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, так как его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

· одним из важнейших принципов менеджмента является демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление. Демократизация предполагает максимальное участие персонала в управлении деятельностью предприятия. Только базируясь на учете мнения персонала данного субъекта хозяйствования, критически переосмысливая его, можно принять эффективное управленческое решение по той или иной проблеме.



· принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю предприятия или отдельного подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений и персональной ответственности за порученное дело. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального решения на основе мнений менеджеров разного уровня и прежде всего исполнителей принимаемых решений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных. Для каждого должностного лица устанавливается четкая ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Главное при реализации данного принципа – не подменить коллегиальную ответственность личной безответственностью исполнителей, что в практике случается довольно часто.

· принцип централизации и децентрализации. Централизованная форма управления предусматривает руководство всей хозяйственной деятельностью из одного центра, жесткую регламентацию и координацию работы всех подразделений и полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности. Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри предприятия производственных подразделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта, и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией предприятия сохраняются функции контроля оперативной деятельности подразделений, координация их работы и определения основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности, а также осуществление перспективного планирования.

Важнейшую организационную проблему управления составляет определение оптимальных соотношений между централизацией руководства и децентрализацией оперативной деятельности.

К функциям централизованного управления относятся:

– планирование;

– контроль;

– техническая и финансовая политика;

– руководство политикой предприятия в целом.

К функциям децентрализованного управления относятся:

– маркетинг;

– разработка и внедрение новой техники;

– материально-техническое снабжение;

– кадровые вопросы.

· принцип научности в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, так как в настоящее время невозможно руководить организацией или предприятием без глубоких профессиональных знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и неожиданно, что на поиск научно обоснованного решения нет времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, которые дают возможность решать самые трудные задачи.

· принцип целенаправленности. Процесс управления должен быть целенаправленным, т.е. всегда осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

· принцип последовательности. Действия, из которых состоит управление, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать управленческое решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

· принцип единства прав и ответственности в каждом управленческом звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, ошибкам, неспособности спрогнозировать последствия принимаемых решений; недостаток – парализует деловую активность и инициативу.



· принцип состязательности участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью экономического интереса, возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Соблюдение перечисленных принципов менеджмента значительно повышает эффективность деятельности организаций и предприятий, способствует осуществлению стоящих перед ними целей.

Важнейшим разделом менеджмента является выработка четких формулировок целей управления организацией. Цели являются значительным элементом системы управления предприятием, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Само появление предприятия связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление в целенаправленную деятельность.

По принятой в менеджменте терминологии под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации.

Цели становятся инструментом управления, когда они:

– определены и сформулированы;

– известны работникам;

– приняты к исполнению.

На формулировку целей оказывают непосредственное влияние многие факторы:

· характер производственного и кадрового потенциала предприятия;

· условия функционирования предприятия;

· взгляды руководства предприятия;

· интересы персонала, деловых партнеров, местной администрации, общества в целом.

Для выполнения своих функций цели должны:

– выражать философию предприятия;

– оправдывать необходимость и закономерность существования предприятия;

– служить критерием выделения проблем и принятия управленческих решений;

– ориентировать деятельность предприятия и каждого его работника;

– сплачивать энтузиастов и побуждать их активность.

К целям предъявляются довольно жесткие требования. Цели должны быть реальными для данных условий и соответствовать возможностям предприятия. Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности работников, они должны быть признаваемы в качестве своих личных целей. Условием этого является их известность, понятность и близость большинству работников предприятия.

Основными условиями достижения поставленных целей являются следующие факторы:

– заблаговременное создание необходимых организационных и материальных предпосылок;

– своевременное начало действий;

– наличие свободы маневра;

– использование современных средств и методов работы;

– благоприятный морально-психологический климат на предприятии.

Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные и операционные.

Официальные цели определяют общее назначение предприятия.

Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что предприятие на самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях.

Операционные цели еще более изменяемы, чем оперативные.

Разработка экономической политики предприятия предусматривает определение целей его деятельности и стратегии развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами. Цели предприятия определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности. Стратегия предприятия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал предприятия, его производственно-сбытовые возможности и перспективы.

Разработка экономической политики предприятия предполагает:

· формирование стратегических целей и задач;

· анализ сильных и слабых сторон деятельности;

· оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;

· анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование;

· определение альтернативных вариантов производственно-хозяйственной деятельности;

· выбор оптимальной стратегии;

· составление ежегодного бюджета.

Необходимо различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для предприятия в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих идей или ориентиров.

Общие цели отражают концепцию развития предприятия и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что, в свою очередь, требует точного формирования целей и их конкретной увязки с ресурсами.

Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении предприятия и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Понятие, источники, принципы, наука.
  2. IV. Система и принципы управления брендом.
  3. VI Закономерности и принципы обучения
  4. VIII. Принципы работы вычислительной системы
  5. Административные принципы организации
  6. Аптекарский приказ пытался внести свою лепту и в решение задачи, поставленной еще на Стоглавом соборе, — в создание государственных больниц.
  7. Базовая модель стратегического менеджмента. Особенности стратегического контроля.
  8. Базовые принципы разработки информационных технологий.
  9. Банковская система и ее элементы. Основные принципы банковской системы. Банковские операции и банковская деятельность
  10. Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью и его основные принципы
  11. Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика звеньев бюджетной системы РФ
  12. Бюджетная система России и принципы ее построения

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.