КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи, принципы и цели менеджмента
Одна из важнейших задач менеджмента – это организация производства товаров, работ, услуг, пользующихся спросом у потребителей, на базе рационального использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим основными задачами менеджмента можно считать следующие: · обеспечение высокой эффективности производства; · мотивация экономического интереса персонала к высокопроизводительному труду; · эффективная координация всех подразделений предприятия и персонала на выполнение стоящих перед данным коллективом задач; · определение приоритетных целей развития предприятия и путей их достижения; · определение системы мероприятий для решения планируемых задач на различные временные периоды; · постоянный поиск и освоение новых рынков; · определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; · постоянный контроль выполнения поставленных задач. Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуется связь между различными структурами управленческой системы при постановке практических задач управления. Выделяют следующие принципы менеджмента: · принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными представленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Никто из менеджеров не должен передавать задание по выполнению решения, миную непосредственного подчиненного. Отрицательным моментом в реализации такого принципа является то, что менеджер может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, так как его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры. · одним из важнейших принципов менеджмента является демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление. Демократизация предполагает максимальное участие персонала в управлении деятельностью предприятия. Только базируясь на учете мнения персонала данного субъекта хозяйствования, критически переосмысливая его, можно принять эффективное управленческое решение по той или иной проблеме. · принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю предприятия или отдельного подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений и персональной ответственности за порученное дело. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального решения на основе мнений менеджеров разного уровня и прежде всего исполнителей принимаемых решений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных. Для каждого должностного лица устанавливается четкая ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Главное при реализации данного принципа – не подменить коллегиальную ответственность личной безответственностью исполнителей, что в практике случается довольно часто. · принцип централизации и децентрализации. Централизованная форма управления предусматривает руководство всей хозяйственной деятельностью из одного центра, жесткую регламентацию и координацию работы всех подразделений и полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности. Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри предприятия производственных подразделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта, и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией предприятия сохраняются функции контроля оперативной деятельности подразделений, координация их работы и определения основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности, а также осуществление перспективного планирования. Важнейшую организационную проблему управления составляет определение оптимальных соотношений между централизацией руководства и децентрализацией оперативной деятельности. К функциям централизованного управления относятся: – планирование; – контроль; – техническая и финансовая политика; – руководство политикой предприятия в целом. К функциям децентрализованного управления относятся: – маркетинг; – разработка и внедрение новой техники; – материально-техническое снабжение; – кадровые вопросы. · принцип научности в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, так как в настоящее время невозможно руководить организацией или предприятием без глубоких профессиональных знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и неожиданно, что на поиск научно обоснованного решения нет времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, которые дают возможность решать самые трудные задачи. · принцип целенаправленности. Процесс управления должен быть целенаправленным, т.е. всегда осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией. · принцип последовательности. Действия, из которых состоит управление, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать управленческое решение, а затем уже осмысливать ситуацию. · принцип единства прав и ответственности в каждом управленческом звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, ошибкам, неспособности спрогнозировать последствия принимаемых решений; недостаток – парализует деловую активность и инициативу. · принцип состязательности участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью экономического интереса, возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков. Соблюдение перечисленных принципов менеджмента значительно повышает эффективность деятельности организаций и предприятий, способствует осуществлению стоящих перед ними целей. Важнейшим разделом менеджмента является выработка четких формулировок целей управления организацией. Цели являются значительным элементом системы управления предприятием, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Само появление предприятия связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление в целенаправленную деятельность. По принятой в менеджменте терминологии под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Цели становятся инструментом управления, когда они: – определены и сформулированы; – известны работникам; – приняты к исполнению. На формулировку целей оказывают непосредственное влияние многие факторы: · характер производственного и кадрового потенциала предприятия; · условия функционирования предприятия; · взгляды руководства предприятия; · интересы персонала, деловых партнеров, местной администрации, общества в целом. Для выполнения своих функций цели должны: – выражать философию предприятия; – оправдывать необходимость и закономерность существования предприятия; – служить критерием выделения проблем и принятия управленческих решений; – ориентировать деятельность предприятия и каждого его работника; – сплачивать энтузиастов и побуждать их активность. К целям предъявляются довольно жесткие требования. Цели должны быть реальными для данных условий и соответствовать возможностям предприятия. Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности работников, они должны быть признаваемы в качестве своих личных целей. Условием этого является их известность, понятность и близость большинству работников предприятия. Основными условиями достижения поставленных целей являются следующие факторы: – заблаговременное создание необходимых организационных и материальных предпосылок; – своевременное начало действий; – наличие свободы маневра; – использование современных средств и методов работы; – благоприятный морально-психологический климат на предприятии. Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные и операционные. Официальные цели определяют общее назначение предприятия. Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что предприятие на самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Операционные цели еще более изменяемы, чем оперативные. Разработка экономической политики предприятия предусматривает определение целей его деятельности и стратегии развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами. Цели предприятия определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности. Стратегия предприятия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал предприятия, его производственно-сбытовые возможности и перспективы. Разработка экономической политики предприятия предполагает: · формирование стратегических целей и задач; · анализ сильных и слабых сторон деятельности; · оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; · анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование; · определение альтернативных вариантов производственно-хозяйственной деятельности; · выбор оптимальной стратегии; · составление ежегодного бюджета. Необходимо различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для предприятия в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих идей или ориентиров. Общие цели отражают концепцию развития предприятия и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что, в свою очередь, требует точного формирования целей и их конкретной увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении предприятия и могут выражаться в количественных и качественных показателях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |