Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семінарскьке занятие № 4




 

Тема занятия: ”Отношения собственности”.

Цель занятия: Рассмотреть категорию собственности и определить ее место в системе производственных отношений. Дать ответ на вопрос: “В чем состоит процесс разгосударствления и приватизаци и пути и методы его осуществления”.

Основные теоретические положения приведены в конспекте лекций №5 (5.1,5.2,5.3,5.4,)

Этапы семинарского занятия:

Ø Обсуждение основных положений темы занятие:

а) экономическое и юридическое содержание собственности;

б) структура отношений собственности;

в) формы собственности и их трансформация в современных условиях;

г) раздержавлення и приватизация в странах рыночной трансформации.

Ø Выполнение упражнений.

Ø Проверка знаний (тестирование), усвоенных в ходе проведения семинарского занятия.

УПРАЖНЕНИЯ

Задача № 1

Дайте определения понятию «собственность», рассматривая это явление из разных позиций. Поработайте с словарями, дополнительной литературой.

Задача № 2

Доброе это ли плохо, что почти весь мир разделен на части по признаку собственности?

Задача № 3

Докажите, что широко распространенное выражение «ничейная собственность» позбавлено содержания.

Задача № 4

Объясните следующее утверждение. Расхождение между личной и частной собственностью носят довольно условный характер.

Задача № 5

Государственная собственность и общенародная собственность. Насколько это идентичные понятия?

Задача № 6

Промежуточное место между государственной и частной занимает коллективная, общая, смешанная собственность. Как провести грань между этими синонимами?

Задача № 7

Задача на сообразительность.

В собственности государства находилось (условно) 17 предприятий и учреждений. После приватизации состоялось изменение форм собственности – собственности государства осталось треть всех предприятий и учреждений – они не подлежали приватизации.

Половина всех предприятий перешла в частную собственность, а девятая часть всех предприятий и учреждений – в смешанную.

Чтобы определить, сколько предприятий и учреждений осталось в собственности государства, сколько в частной собственности и сколько в смешанной, был привлечен НБУ (так как число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9).

Как он это сделал?

Выберите, которые из нижеперечисленных предприятий и учреждений не подлежали приватизации: заводы, магазины, имущество органов государственной власти управления, вооруженных сил, объекты незавершенного строительства, имущество милиции, атомных электростанций, культурных и финансовых государственных учреждений, часть государственной собственности в коммерческих предприятиях и обществах.

(При решении задачи рекомендуется думать не только на знание, но и обнаружить сообразительность).

 

Задача № 8

Живая дискуссия на тему: «ли нужна человеку собственность?»

1. Ком належит эта мысль: «Капитализм не является сделанной системой организации общества, но лучшей человечество не придумало».

2. Соотношение частный и государственный секторы в каждой стране свое. В какой стране частица держсектора (в промышленности) наименьшая? Назовите это соотношение.

3. Механизм рыночного регулирования. Из каких основных рычагов он складывается? Изобразите это схематично.

4. «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» - восклицал... (Назовите фамилию этого человека.)

5. Слово «лизинг» английского происхождения. В переводе на русский означает «аренда». Но этот дословный перевод не означает, что арендные отношения и лизинговые – одно и тоже. Верно ли, что лизинг – это среднее между арендой, кредитом, рассрочкой и прокатом?

6. Докажите ли опровергните.

Собственность изменяет мышление человека, его видение и понимание мира.

 

Задача № 9

Чьи это слова?

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоения бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как следствие отсюда вытекает, создание мелкой личной земельной собственности…-вот задачи, осуществление которых правительство считал и считает вопросами бытия русского государства».

 

Задача № 10

Прокомментируйте.

«Наше поколение забыло, что система частной собственности – важнейшая гарантия воли не только для собственников собственности, но и для тех, у кого его нет. Только благодаря тому, что контроль над средствами производства распределенный между великим множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ним абсолютной власти и мы сам самижем решать, чем мы будем заниматься. Если же все средства производства окажутся в одних руках, то их собственник – будь то номинальное «общество» ли диктатор – получит над нами неограниченную власть. Можно ли усомниться, что представитель расового или религиозного меньшинства, которое не имеет собственности, фактически имеет большую волю, пока его или соплеменники единоверцы владеют частной собственностью и, таким образом, могут нанять его на работу, чем в том случае, если частная собственность будет уничтожена, а он станет собственником номинального «пая» в собственности общественной?

Что ли у мультимиллионера, оказавшегося моим соседом, а может быть, и работодателем, надо мной намного меньше власти, чем в ничтожнейшего чиновника, в чьих руках государственный аппарат насилия и от чьей прихоти зависит, разрешенное ли мне жить и работать? И кто возьмется возражать, что общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть?»

Хайкер Ф. Дорогая к рабству. Лондон, 1983.

 

Тесты для контроля знаний




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.