Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар и его свойства. Товар— это продукт труда, который имеет два свойства: во-первых, удовлетворяет определенную потребность человека; во-вторых




Товар — это продукт труда, который имеет два свойства: во-первых, удовлетворяет определенную потребность человека; во-вторых, способный обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Итак, товару присуще потребительная стоимость и стоимость, меновая стоимость. Товаром может быть как материальное, так и нематериальное благо, в том числе и услуга.

Потребительная стоимость товара — это его способность удовлетворять потребности человека. Например, хлеб, мясо, молоко и прочие продукты потребления удовлетворяют потребность в пищи. Костюм, платье — потребность в одежде. Станок, газопровод, производственные сооружения и т.п. — потребность в средствах производства. Итак, материальные блага и услуги удовлетворяют те или иные потребности как предметы личного потребления или как средства производства.

Конечной целью любого производства является создание потребительных стоимостей. Если не принимать во внимание те конкретные экономические формы, в которых при определенных условиях выступают продукты труда, то богатство общества всегда состоит из потребительных стоимостей. Потребительная стоимость продукта труда непосредственно не выражает общественного отношения, но имеет исторический характер, поскольку ее роль и значение изменяются в зависимости от развития производства. Если благо создается производителем для личного потребления, то оно имеет потребительную стоимость для самого производителя. Если же вследствие общественного разделения труда продукт (услуга) назначается для кого-то другого, то он является общественной потребительной стоимостью. В условиях товарного производства потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять потребности не самого производителя, а покупателей.

Специфично исторический характер потребительной стоимости проявляется не только в том, что она служит материальной основой обмена, а и в потом, что она отражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость.

Потребительная стоимость вещей, их полезность для людей тесно связана с прогрессом науки и техники, развитием продуктивных сил в целом. Научно-технический прогресс, внедрение в производство достижений науки и техники раскрывают все новые возможности и способы использования естественных и искусственных материалов, их новые полезные свойства. Тем не менее, общая экономическая теория изучает лишь роль потребительной стоимости в системе общественных отношений, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Современный мир потребительных стоимостей чрезвычайно разнообразен. Его основу составляют товары личного и производственного потребления. Кроме того, существует рынок ремесленных товаров. Преобладающую их часть составляют изделия ручной ли частично индустриальной работы. Особым есть рынок раритетов (редкостей). Это, с одной стороны, уникальные научные открытия и конструкторские разработки, а с другой — шедевры искусства. Товары такого рынка обогащают производство культурными и эстетичными ценностями и традициями. Все большее значение сегодня среди совокупности потребительных стоимостей приобретают разные виды современного транспорта, энергии, информации, компьютерного обеспечения, доставки энергоносителей и т.п..

Стоимость, в отличие от потребительной стоимости, не лежит на поверхности явлений, поэтому выяснение ее природы как второго свойства товара является более сложным. Формой ее проявления есть меновая стоимость, то есть количественное соотношение (пропорция), в которой одни потребительные стоимости обмениваются на другие. Это соотношение постоянно изменяется в зависимости от места и времени, что создает впечатление случайности, отсутствия внутренней стойкой основы у меновой стоимости. На самом деле же, как бы не отличались меновые стоимости одного и одного и того же товара, они всегда имеют что-то общее. В разнообразных товарах общим является одно качество, свойство – они продукты человеческого труда. Приравнивание разнородных товаров друг к другу исходит, очевидно, из того, что они имеют нечто общее. Внутренним содержанием товара является стоимость, основу которой составляет труд - то общее, что находит выражение в меновом соотношении товаров. Именно стоимость делает товары сравнимыми. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости — имеют общее.

Стоимость выражает отношения между товаропроизводителями по поводу сравнения затрат их труда на производство товаров, которыми они обмениваются. Количественные характеристики труда, затраченные на изготовление товара, воплощаются в величине стоимости товара.

Различают индивидуальный и общественно необходимый труд и соответственно индивидуальную и общественную стоимость товара.

Товаропроизводители действуют в разных индивидуальных и природно-климатических условиях. Поэтому на производство товаров одного и одного и того же вида, одинаковой массы и одинакового качества расходуется разное количество труда, которое находит свое воплощение в затратах рабочего времени. В соответствии с этим в товарах воплощается разная индивидуальная стоимость. Рабочее время, израсходованное на производство товара отдельным производителем (предприятием), называется индивидуальным рабочим временем, а стоимость, созданная ним, — индивидуальной стоимостью.

Тем не менее, на рынке товары одинаковой потребительской стоимости оцениваются покупателями (потребителями) одной мерой, которая не совпадает с индивидуальным рабочим временем. Это означает, что рынок в процессе обмена учитывает лишь общественную стоимость. Величина ее определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем, то есть тем рабочим временем, которое определяется имеющимися в обществе нормальными (средними) условиями производства при средней производительности и интенсивности труда товаропроизводителей. Общественно нормальные условия производства — это типичные, господствующие в конкретном обществе в определенное время.

Итак, величина стоимости товара в значительной мере определяется общественно необходимыми затратами труда и измеряется общественно необходимым рабочим временем. Величина последнего, как правило, совпадает с индивидуальными затратами труда тех товаропроизводителей, которые доставляют на рынок подавляющее большинство товаров одного вида, и устанавливается стихийно в процессе конкурентной борьбы. Такие товаропроизводители находятся в лучшем положении, чем их конкуренты, поскольку последние понесут потери на сумму реализованной продукции, умноженную на разность общественной и индивидуальной стоимости продукции.

Общественное необходимое рабочее время и обусловленная ним величина общественной стоимости не остаются неизменными и зависят от производительной силы труда и его интенсивности.

Производительная сила труда определяется, в свою очередь, уровнем развития науки, естественными способностями, опытом, культурой и квалификацией рабочего, а также общественной комбинацией производственного процесса с естественными условиями, в которых он происходит. Величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

Во время более интенсивного труда единица рабочего времени выражает большую массу труда. Это свидетельствует о том, что само по себе рабочее время не может дать полное представление о фактических затратах труда. Поэтому при разной интенсивности труда рабочее время не может быть безусловным мерилом стоимости. Общественно необходимые затраты труда измеряются рабочим временами лишь при его средней интенсивности.

Базовой величиной для измерения стоимости товара являются затраты простого труда (то есть без специальной квалификации), посильной каждому здоровому члену общества на данном этапе развития. Сложный труд — квалифицированный, он требует предшествующей подготовки производителя. За единицу времени сложный труд создает большую стоимость, чем простой. Сложный труд сводится к простому (редукция труда) в процессе рыночных сделок.

В целом величина стоимости товара в значительной мере определяется общественно необходимыми затратами труда, но с учетом его качества, полезности.

В процессе труда человек создает потребительную стоимость и стоимость товара. Это вытекает из двойственной природы труда, создающего товар. С одной стороны, труд имеет полезное содержание и создает блага и услуги, которые удовлетворяют те или другие потребности людей. Определенная полезная работа есть естественной необходимостью существования людей независимо от общественных условий, социально-экономической формы производства. С другой стороны, труд каждого товаропроизводителя является частью труда в масштабах общества как затраты человеческой рабочей силы безотносительно к ее конкретным формам. Первый вид труда — это конкретный труд, второй — общественный.

Конкретному труду присущи цель, определенный характер операций, предмет, средства и, в конце концов, результаты. Он расходуется в целесообразной, полезной форме, которая характеризует его с качественной стороны. Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость (хлеб, уголь, металл, дома, обслуживание и т.п.). Различение потребительских стоимостей предопределяется тем, что они являются результатами качественно разных видов полезной работы (трудовых усилий земледельца, шахтера, металлурга, строителя, врача, учителя и др.). Именно специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от труда других товаропроизводителей.

Вторая сторона труда — работа как производительная затрата умственных способностей, силы мускулов и т.п. безотносительно к ее полезной целесообразной форме. Она характеризует труд прежде всего количественно, как источник стоимости в товарном производстве.

На всех исторических этапах общественного развития труд выступает, с одной стороны, как полезная, целесообразная, а с другой — как затрата физических и умственных сил, как "работа, труд вообще". Однако лишь при условиях товарного производства эта двойственность приобретает особых исторических форм как труд конкретный и абстрактный. Если нет товарного производства, то нет и товара с его двумя свойствами и соответственно нет абстрактного труда и порождаемого им стоимости. Абстрактный труд, который в значительной мере создает стоимость, есть специфической формой труда, который присущий лишь товарному хозяйству и отражает отношения товаропроизводителей.

Процессы конкретного труда — это совокупность экономических явлений, непосредственно связанных с функционированием конкретного труда, конкретных видов работы, деятельности. Процессы абстрактного труда - это вторая сторона тех же самых видов труда, деятельности, но рассматриваемые с позиций затрат и создания нового товара. Конкретный труд воплощается в полезности товара, его потребительной стоимости; абстрактный труд воплощается в стоимости товара, которая на поверхности принимает форму цены.

Под влиянием научно-технического прогресса происходят важные изменения, как в конкретном, так и в абстрактном труде. В связи с развитием новых видов производства и технологий, использованием в них немеханических форм движения материи (например, лазерной и т.п.) появляется много новых профессий (видов конкретного труда), немало старых — отмирает. Вместе с тем существенно повышается уровень квалификации рабочей силы. Относительно абстрактного труда важнейшие изменения состоят в значительном увеличении интенсивности труда, затрат, прежде всего умственных, психических, нервных сил тружеников, а также в возрастании сложности выполняемой ими работы.

Оба свойства товара — потребительная стоимость и стоимость — тесно взаимосвязаны и влияют одна на другую. Эта взаимосвязанность находит свое проявление в таком признаке товара, как ценность. Она определяется, с одной стороны, общественно необходимыми затратами на производство товара, а с другой — индивидуальным восприятием каждым покупателем потребительной его стоимости. Отсюда категория ценности объединяет в себе как объективное, так и субъективное восприятие товара покупателем. Через эту категорию происходит объединение разнообразных теоретических подходов к определению цены товара как денежного выражения, прежде всего его стоимости, а также потребительной стоимости.

Изготовление тех или других товаров — личное дело каждого товаропроизводителя. Его конкретная деятельность, труд, таким образом, выступает непосредственно как частный труд. Вместе с тем общественное разделение труда связывает между собою отдельных товаропроизводителей — собственников орудий, предметов и продуктов труда, которые фактически работают один на другого. Поэтому их деятельность, труд выступает и как общественный труд.. В результате возникает и развивается противоречие между частным и общественным характером труда. Суть его состоит в том, что лишь на рынке, в процессе обмена товаров и рыночной конкуренции, обнаруживается действительно общественный характер воплощенного в них труда, зависимость участников обмена одного от другого. На рынке происходит процесс общественного учета труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.