КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий вопрос
О У С У Второй вопрос Первый вопрос Учебные вопросы лекции Основы управления человеческими ресурсами 1 Дефиниции понятия «персонал»; 2 Персонал как объект управления; 3 Структура системы управления персоналом; 4 Тезаурус дисциплины
В первой лекции дисциплины было определено, что персонал – это определенная часть человеческих ресурсов с присущими им трудовыми ресурсами и кадровой принадлежностью. Следует отметить, что в повседневной жизни мы часто прибегаем к использованию терминов, связанных с предметом дисциплины, например: персонал (п. фирмы, п. магазина, технический п., младший обслуживающий п.); персональный (п. автомобиль, п. пенсия, п. дело); персона (важная п., обед на 10 п.). Зададимся вопросом – «Уместно ли говорить: «Персонал министерства» (или – «Персонал деревни»)?». Интуитивно предполагается отрицательный ответ. Это предположение следует профессионально подтвердить, изучив дефиниции изучаемых понятий. Персонал ( от лат. рersonalis – личный) – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Учитывая то, что в сложившейся терминологии персона – это личность (особа), можно также утверждать: что персонал - это совокупность личностей, объединенных материальными средствами и целями деятельности одной организации (!). Впервые термин «персонал» стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников организации. До недавнего времени в нашей стране и в некоторых других государствах в смысле персонала использовался термин «кадры». В последнее время в практике управления США стал использоваться термин «человеческие ресурсы», что является следствием все более широкого использования термина «человеческий фактор», который по сути и отражает место человеческих ресурсов в деятельности человечества. В государственных и муниципальных организациях персонал состоит из государственных (федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации) и муниципальных служащих. Управление всегда предполагает наличие субъекта и объекта управления. Субъектом управления персоналом является руководство, а объектом – работники организации, между которыми устанавливаются определенные производственные (организационные) отношения (рис. 2.1).
Прямые - - Обратные Рисунок 2.1 – Схема производственных отношений в организации Персонал как один из объектов управления в организации– это группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение целей организации. В каждой организации организуется деятельность системы управления, состоящей из двух подсистем: управляющей и управляемой. Субъект управления персоналом – управляющая система (во главе с руководителем). Эффективное управление организацией обеспечивается в том случае, если управляющая подсистема выполняет четыре главные роли: 1 Информационная осведомленность (профессиональная компетентность); 2 Готовность и способность к руководству людьми; 3 Готовность к ответственности; 4 Умение сплотить и мобилизовать коллектив на основе формирования здорового морально – психологического климата. Субъекту управления персоналом в организации предназначено выполнение четырех основных управленческих функций, схема которых представлена на рисунке 2.2. Планирование
Контроль - - Организация (выполнение)
Мотивирование Рисунок 2.2 – Схема основных функций управления персоналом Персонал как объект управления каждой организации характеризуется определенной структурой. Структура персонала – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому – либо признаку(организационная, профессиональная, гендерная, квалификационная, возрастная и другие). По признаку участия в производственном и управленческом процессах в состав персонала входят следующие элементы: - руководящий состав; - состав специалистов; - состав служащих (технические исполнители); - состав производственников (основные и вспомогательные рабочие). Наряду со структурой важной характеристикой персонала является его численность. Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности и трудоемкости производственных процессов, степени их механизации, автоматизации и компьютеризации. При любой структуре и численности персонала ему присущи общие черты: - многогранность (различия работников в возрасте, поле, вероисповедании, квалификации и по другим признакам и свойствам); - инертность (замедление в изменении характеристик); - профессионализм (обязательность профессиональной подготовки).
Одна из особенностей управления персоналом заключается в том, что каждый руководитель как субъект управления всегда подчинен чему – то или кому – то, а, следовательно, является объектом управления. В каждой структурной единице организации взаимоотношения между руководителями и работниками различны, но в каждой организации создаются типовые по структуре системы управления. Типовые системы управления состоят из четырех основных структурных элементов: - профессиональные кадры управления персоналом; - средства управления; - методы управления; - документы управления. Люди, входящие в состав персонала, структурно относятся к следующим элементам системы управления и объектов управления: - руководитель – собственник или совладелец, а также лицо, избранное или назначенное на руководящую должность; - работник управления – лицо, выполняющее определенную функцию управления; - орган управления (руководство, управление, администрация) – группа работников управления; - структурное подразделение –определенная часть персонала (коллектива) организации, объединенная общими производственными задачами, формально подтвержденными соответствующими управленческими документами; - первичная группа – коллектив работников, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных. Структура персонала как и любая структура характеризуется связями между элементами, вертикальными и горизонтальными. Горизонтальные связи носят характер согласования и осуществляются между структурными подразделениями или между работниками на одном уровне их подчиненности в организации (например - между цехами, отделами или между производственниками, подчиненными одному руководителю). Вертикальными называются связи между структурными подразделениями или между работниками на разных уровнях их подчиненности в соответствии с установленной в организации иерархией подчинения (например – между начальником и подчиненным ему работником или между деканатом и подчиненными ему кафедрами). Примерами вертикальных связей могут быть приказы, распоряжения, указания и другие управленческие акты. Вертикальные связи могут быть прямыми или обратными. Прямыми называются связи, направленные от руководящего органа или от руководителя к подчиненному работнику или подразделению. Обратные связи направлены от подчиненных работников или подразделений к руководителям. Примерами обратных связей являются всевозможные обращения (например - просьбы или предложения) подчиненных к руководителям. Кроме того, вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер. Линейные связи существуют в области подчинения линейным (непосредственным или вышестоящим) руководителям. Функциональные связи имеют место при подчинении работника или подразделения по определенным вопросам функциональному руководителю, например – подчинение кафедры отделу кадров или научно - исследовательскому отделу по соответствующим вопросам совместной деятельности. С учетом этих связей в организациях складываются устойчивые линейные или функциональные структуры управления. Важным элементом системы управления являются методы управления персоналом, которые будут изучены в следующей теме дисциплины. Применение определенных методов управления персоналом зависит от стиля управления. В практике управления персоналом используются три основные стиля управления: - авторитарный (основанный на строгой иерархической подчиненности); - демократический (основанный на сочетании воли руководства и инициативы подчиненных); - либеральный (основанный на приоритете воли работников и «попустительстве» руководства.
Четвертый вопрос В начальном этапе изучения дисциплины уместно обозначить и дать определение основных терминов, наиболее часто встречающихся в учебном материале. Кроме таких понятий как: «система», «управление», «организация», «человеческие ресурсы», «персонал», «субъект управления», «объект управления» и других, определение которым дано в первой и второй лекциях, следует дать определение нижеследующим понятиям. Человек – это носитель биологических (природных) и социальных (культурных) свойств или сущностных сил. Индивид (индивидуум) – это отдельный (обособленный) человек, имеющий только ему присущие сходства или отличия с другими людьми, отличающийся своей уникальностью, неповторимостью (индивидуальностью). Общество (социум) – это совокупность индивидов, объединенных общими материальными и духовными ценностями. Субъект – это индивид, группа или социальная общность, принимающие ответственные решения и контролирующие их выполнение. В системе управления субъект – это то, от чего исходит инициатива действий. Объект – это индивид, группа или общность людей, выполняющих определенные действия в соответствии с указаниями субъекта управления. Деятельность – это специфическая форма отношения людей к окружающему миру, сознательная активность субъекта, направленная на преобразование чего – либо. Труд – это целесообразная созидательная (конструктивная) деятельность человека, направленная на создание общественно полезных благ. Профессия – это род трудовой деятельности, требующей соответствующей подготовки (например – менеджер, психолог, врач). Специальность – это специальная подготовка для вида занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умений и навыков, получаемых благодаря специальному образованию (менеджер по кадрам, врач – терапевт и т.п.). Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовки), необходимые или реализуемые для выполнения конкретного вида работы (например - врач первой категории). Другие профессиональные термины, относящиеся к области управления персоналом, будут рассмотрены в последующих лекциях дисциплины.
Вопросы для самоконтроля 1 Что называется персоналом организации? 2 Численность, состав и структура персонала организации? 3 Субъект и объект управления в персонале? 4 Общие черты персонала? 5 Что называется организационными (производственными) отношениями? 6 Субъект управления персоналом, его роли и функции? 7 Структура системы управления персоналом? 8 Характеристика связей в структуре управления персоналом? 9 Стили управления персоналом?
Лекция 3
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |