Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй вопрос. Учебные вопросы лекции




Первый вопрос

Учебные вопросы лекции

1 Семантика понятия «трудовой потенциал»

2 Трудовой потенциал человека

3 Трудовой потенциал организации

 

Вспоминается физическое понятие еще из школьной программы – «потенциал конденсатора», как накопленная им энергия, которая в определенных условиях может быть выделена конденсатором. По сути, в общем смысле слова - это соответствует понятию «потенциал» как совокупности средств, необходимых для чего–нибудь.

Потенциал – это ресурс, резерв, возможности чего – то или кого - то.

Потенциал человека – это внутренне состояние, которое реализуется в определённых условиях и при определённой потребности человека в деятельности.

Понятие «трудовой потенциал» относится или к человеку, выполняющему функцию работника, или ко всему персоналу организации. Следует учитывать то, что синергия трудового потенциала организации зависит в основном от двух факторов: суммы трудовых потенциалов работников как членов персонала и от условий, в которых персонал трудится.

 

Существует утверждение, что п отенциал человека – это система всех проявляющихся в деятельности социально полезных способностей человека, как реализуемых, так и резервных.

В понимании определения «потенциал человека» существует много противоречий. Один человек в тридцатилетнем возрасте может уступать в трудной работе более взрослым коллегам, другие в 70 – летнем возрасте не уступают молодым спутникам при преодолении горной вершины.

Следует учитывать то, что трудовой потенциал гражданина современной России проявляется с учетом всех основных проблем, присущих ее человеческим ресурсам.

Каждому человеку соответствует определенное социальное качество, и соответствующие ему характеристики и свойства, которые отличают индивида в социуме и формируют его трудовой потенциал:

1 Цель жизни (это ориентиры деятельности, например для одних студентов цель сегодняшней деятельности – получить диплом специалиста, а для других – получить диплом для того, чтобы учиться в аспирантуре или получить должность руководителя организации);

2 Социальный статус (это положение человека в семье, в кругу друзей и в обществе);

3 Роль в социуме (это степень влияния человека на деятельность общества, например – влияние на людей президента страны или человека отшельника, живущего в лесной землянке);

4 Жизненные ценности (это не то же самое, что стоимость. Ценности – это важность, значение чего – то в жизни, например: для одного человека важно уважительно относиться к пожилым людям, другой будет спокойно сидеть на сидении в трамвае когда рядом стоит старенькая бабушка; один оставит мусор на траве после отдыха на природе, другой не посмеет вылить моторное масло на землю, щадя природу);

5 Культура (это степень умственного и общественного развития как характеристика жизнедеятельности человека и общества, представленная в системе социальных норм и духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, друг другу и к самим себе. Это то, что в нашей стране требует радикального улучшения);

6 Знания (это осведомленность или совокупность сведений в какой – то области деятельности);

7 Образование (это документально подтвержденный уровень профессиональной подготовки);

8 Жизненные нормы (это обязательный порядок, установленная мера чего –то, например: для одного человека нормой является пунктуальность и галантность; для другого нормой является мат в общественном месте и прибытие на работу в пьяном виде);

9 Поведение (это образ жизни и действий человека, характеристика его внешних проявлений, например – один человек спокойно отнесется к критическому замечанию, а другой – пустится в драку);

10 Талант или способности (талант – выдающиеся природные данные, например талант актера или талант предвидения; способность – это природная одаренность, умение делать что – либо);

11 Знаки (это форма или признаки выражения чего – либо, например головные уборы «Лушковка» или «Жириновка» могут выражать почитание этих людей; бритая голова - принадлежность к шайке бритоголовых или – тяжелые форменные сапоги – принадлежность к скинхедам).

В определённых условиях трудовой деятельности общий потенциал человека, выраженный как трудовой потенциал, раскрывается через такие свойства как:

· Трудоспособность (работники делятся на «шарики» и «кубики»);

· Трудолюбие (пример – деятельность Международной организации трудоголиков - фанатов);

· Усидчивость (настойчивость, усердие в том, что требует длительной кропотливой работы);

· Ответственность (обязательность, пунктуальность, безусловная непременная исполнительность);

· Выносливость (это способность преодолевать экстремальные нагрузки).

Трудовой потенциал работника – это совокупность всех физических и духовных свойств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенные результаты, а также совершенствоваться в процессе труда.

Общие черты (или основные компоненты) трудового потенциала человека (в качестве работника):

· Психофизиологическая составляющая (состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы, способность адаптации и др.);

· Социально-демографическая составляющая (возраст, пол, верование, семейное положение и др.);

· Квалификационная составляющая (интеллект, образование, наличие знаний и трудовых навыков, творческие способности, интегративная составляющая как возможность компенсации отсутствующих способностей и др.)

· Личностная составляющая (ответственность, дисциплинированность, активность, ценностные ориентиры, нравственность и др.)

Трудовой потенциал работника не является постоянной величиной, он постоянно изменяется в сторону увеличения или уменьшения. На формирование трудового потенциала оказывает влияние множество факторов, схема влияния которых представлена на рисунке 4.1.

       
   
 


Повышение квалификации

Переподготовка

Высшее образование

Ср. спец. образование

Общее среднее образование

 

Рисунок 4.1 - Схема формирования трудового потенциала человека

Важнейшей группой факторов, формирующих трудовой потенциал человека, являются факторы условий производственной деятельности, которые также формируют и трудовой потенциал организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.